Службу пограничников простой не назовёшь, особенно сегодня, когда у соседей неспокойно. В холод и зной, днём и ночью, в будни, по выходным и даже в свой профессиональный праздник они на посту обеспечивают безопасность и спокойствие белорусов. Мы отправились на заставу «Глыбоцкое» Гомельской пограничной группы, чтобы узнать, чем сегодня наполнены будни военных.
УСИЛЕНИЕ НОН-СТОП
Начальника заставы капитана Алексея Малявского застаём в момент, когда он только вернулся из утреннего дозора. Встал в пять утра и за несколько часов отмахал около 15 километров. Ножками. В полном боевом снаряжении, включая обязательные с некоторого времени бронежилет и защитный шлем.
— Вообще, это как разминка, — спокойно реагирует на моё удивление 25-летний офицер. — Участок границы, который охраняет наша застава — 30 км. Иногда приходится несколько раз в день в дозор выходить. Всё зависит от складывающейся обстановки. Несколько месяцев назад, когда особенно напряжённая ситуация была, с утра уходил и только часам к восьми вечера на заставу возвращался.
Погранзаставу «Глыбоцкое» выпускник Минского института пограничной службы возглавил в 2021 году. До этого Алексей Малявский успел послужить в разных должностях в Лоеве и на погранзаставе «Семёновка», поэтому офицер может сравнить службу до и после начала СВО.
— За последний год порядок несения службы полностью изменился. Раньше усиленный режим вводился лишь периодически, в основном во время больших государственных праздников. Теперь он стал нормой. На границу выходят только усиленные наряды по три и больше человек, раньше обычно они из двух состояли. На некоторых направлениях служба несётся круглосуточно. В два раза увеличился боекомлект, выдаваемый каждому пограничнику. Территория заставы также усиленно охраняется. Если раньше для этого хватало камер наблюдения по периметру, то сейчас ввели круглосуточное патрулирование. Дело в том, что мы находимся как будто на полуострове — с трёх сторон граница Украины. На особо опасных направлениях оборудовали огневые точки, выкопали окопы, в том числе для укрытия техники.
Значительно пополнился запас вооружения и оснащения. В первую очередь средствами огневой защиты — шлемами и бронежилетами. До этого у нас в ходу были каски образца 1963 года. В дополнение к новым видам вооружения, таким, как пулемёт «Печенег», например, мы получили квадрокоптер. Хорошая штука. Благодаря ему контролируемая нами территория значительно расширилась. Образно говоря, у нас теперь есть возможность дистанционно обследовать каждый куст, заглянуть в самые труднодоступные места.
СЕЛФИ ПО-УКРАИНСКИ
С украинской стороны дроны-разведчики залетают на белорусскую сторону регулярно. К счастью, в последний месяц или полтора подобной активности не фиксируется. Зато зимой и ранней весной на участке «Глыбоцкое» соседи, по словам Малявского, нарушали границу частенько.
— На большой высоте и скорости влетали на нашу территорию, непродолжительное время здесь находились — и назад. Но успевали провести разведку местности, пытались вскрыть систему ПВО. Это подтверждает содержимое флеш-карт с дронов, которые нам удалось посадить. Один — с помощью противодронового ружья, а другой ребята из частей радиоэлектронной борьбы перехватить помогли. На их картах памяти были засняты блокпосты, которые тогда занимали части Министерства обороны, техника и пункты упрощённого пропуска. Кроме того, украинцев интересовало состояние автомобильных и просёлочных дорог, ведущих к границе, лесные просеки, складки местности. И в качестве бонуса нашли фото украинских бойцов, в основном из сил территориальной обороны. Видать, от нечего делать селфи развлекались.
КОНТАКТЫ ЖЕСТАМИ
Вообще, отмечает Алексей Малявский, отношения с коллегами с той стороны за последний год кардинально изменились. Если точнее — практически сошли на нет. Контакты если и случаются, то исключительно визуальные, когда наряды на линии границы встречаются. Но бывает это редко, несущие на той стороне службу из блиндажей и бункеров предпочитают лишний раз не высовываться: не наших пограничников боятся, а своих же мин вдоль границы.
— А ведь было время, когда мы, начальники застав, регулярно друг с другом встречались, общие вопросы обсуждали. Это называлось пограничным сотрудничеством. Но уже в конце 2021-го стало заметно, что украинцы от контактов начали отказываться. Сначала под предлогом коронавируса, а с началом СВО и вовсе нас во враги записали.
Хотя, признаётся офицер, на серьёзные провокации не отваживаются. Разве что на жесты различные не скупятся.
КОМУ ВОЙНА НЕ ПОМЕХА
Алексей Малявский вспоминает, как в прошлом году через границу валом валили мигранты из самых разных стран. Даже с Кубы.
— Практически каждый день по три-четыре человека задерживали, — рассказывает начальник заставы. — Оказалось, тут целый интернациональный трафик налажен был. Украинцы прямо из аэропорта Борисполь привозили желающих попасть в ЕС к нашей границе, контрабандными тропами переправляли на территорию Беларуси. Здесь их уже ждали на машинах наши любители подзаработать. Они и доставляли их в западные регионы страны. А потом весь мир вопил, что это Лукашенко мигрантов в своих целях использует. По рассказам опрошенных, на этом деле не только украинцы, но и россияне, и белорусы, и поляки руки грели. Вот и получается: война войной, а жажда наживы национальности не имеет и границ не признаёт.
ДОБРОВОЛЬНЫЕ ПОМОЩНИКИ
Повествуя о пограничных буднях, Алексей Малявский с особой теплотой отзывается о местных жителях, которые оказывают пограничникам огромное содействие в охране госграницы. На заставе даже создана добровольная дружина.
— Все люди проверенные, ответственные и бдительные, — в голосе офицера чувствуется нескрываемое уважение. — У них своё руководство, с которым мы вместе разрабатываем графики несения службы. Они нередко в состав наших нарядов входят. Ведь лучше них никто не знает ни местных жителей, ни самой местности. Но чаще несут службу самостоятельно, обладая правом как требовать предъявления документов, так и применить физическую силу в случае необходимости.
Именно благодаря бдительности добровольных помощников меньше месяца назад задержали нарушителя, который пытался пересечь границу с нашей стороны.
— Мужчина родом из Минской области, ехал из Гомеля в Поддобрянку. Вместе с ним в маршрутке оказался наш дружинник, обративший внимание на незнакомца, — рассказывает Алексей Малявский. — Автобус ещё не прибыл в конечный пункт маршрута, а наш инспектор по работе с местным населением уже знал о чужаке. Проверил документы — всё в порядке. Придраться не к чему, человек к родственникам погостить приехал. Тем не менее в пустяшном разговоре ему было задано несколько контрольных вопросов, из которых следовало, что гость чего-то недоговаривает.
Дальше — больше: когда мужчина понял, что окончательно запутался, бросился наутёк. После задержания признался, что хотел нелегально пересечь границу и присоединиться к полку Калиновского.
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Высокий, статный, с выверенными, несуетливыми движениями и чуть усталым, но спокойным взглядом офицер. Всё время, пока мы беседовали с Алексеем Малявским, я думал: кого же он мне напоминает? А потом осенило — коршуна! Гордую птицу, которая может часами легко и плавно парить с безобидным видом над землёй, но в случае необходимости бесстрашно броситься камнем вниз, чтобы вонзить когти в тело врага. Даже если этот враг силён и коварен, коршуну страх неведом. Недаром на бронежилете начальника заставы красуется вышитый славянской вязью девиз: «Быть воином — значит жить вечно!»
Автор: Александр Евсеенко. Фото: Вячеслав Коломиец
Сейчас читают:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram