30 км границы с Украиной. Неспокойные будни заставы «Глыбоцкое»

Службу пограничников простой не назовёшь, особенно сегодня, ког­да у соседей неспокойно. В холод и зной, днём и ночью, в будни, по выходным и даже в свой профессиональный празд­ник они на посту обеспе­чивают безопасность и спокойствие белорусов. Мы отправились на заставу «Глыбоц­кое» Гомельской погранич­ной группы, чтобы узнать, чем сегодня наполнены будни военных.

УСИЛЕНИЕ НОН-СТОП

Начальника заставы ка­питана Алексея Малявского застаём в момент, когда он только вернулся из утренне­го дозора. Встал в пять утра и за несколько часов отмахал около 15 километров. Ножка­ми. В полном боевом снаряжении, вклю­чая обязательные с некоторо­го времени бронежилет и за­щитный шлем.

— Вообще, это как размин­ка, — спокойно реагирует на моё удивление 25-летний офицер. — Участок границы, который охраняет наша заста­ва — 30 км. Иногда приходит­ся несколько раз в день в до­зор выходить. Всё зави­сит от склады­вающейся обстановки. Несколько месяцев назад, когда особенно напряжённая ситуация была, с утра уходил и только часам к восьми ве­чера на заставу возвращался.

Погранзаставу «Глыбоц­кое» выпускник Минского ин­ститута пограничной службы возглавил в 2021 году. До это­го Алексей Малявский успел послужить в разных долж­ностях в Лоеве и на погранзаставе «Семёновка», по­этому офицер может срав­нить службу до и после на­чала СВО.

— За последний год поря­док несения службы полно­стью изменился. Раньше уси­ленный режим вводился лишь периодически, в основном во время больших государствен­ных праздников. Теперь он стал нормой. На границу вы­ходят только усиленные на­ряды по три и больше чело­век, раньше обычно они из двух состояли. На некоторых направлениях служба несёт­ся круглосуточно. В два раза увеличился боекомлект, выда­ваемый каждому погранични­ку. Территория заставы так­же усиленно охраняется. Ес­ли раньше для этого хватало камер наблюдения по пери­метру, то сейчас ввели кру­глосуточное патрулирование. Дело в том, что мы находим­ся как будто на полуостро­ве — с трёх сторон граница Украины. На особо опасных направлениях обору­довали огневые точки, выко­пали окопы, в том числе для укрытия техники.

Значительно пополнил­ся запас вооружения и осна­щения. В первую очередь средствами огневой защиты — шлемами и бронежилета­ми. До этого у нас в ходу бы­ли каски образца 1963 года. В дополнение к новым видам вооружения, таким, как пуле­мёт «Печенег», например, мы получили квадрокоптер. Хо­рошая штука. Благодаря ему контролируемая нами терри­тория значительно расшири­лась. Образно говоря, у нас теперь есть возможность дис­танционно обследовать каж­дый куст, заглянуть в самые труднодоступные места.

СЕЛФИ ПО-УКРАИНСКИ

С украинской сторо­ны дроны-разведчики залета­ют на белорусскую сторону регулярно. К счастью, в по­следний месяц или полтора подобной активности не фик­сируется. Зато зимой и ранней весной на участке «Глыбоц­кое» соседи, по словам  Малявского, нарушали грани­цу частенько.

— На большой высоте и скорости влетали на нашу территорию, непродолжи­тельное время здесь находи­лись — и назад. Но успева­ли провести разведку мест­ности, пытались вскрыть си­стему ПВО. Это подтверж­дает содержимое флеш-карт с дронов, которые нам уда­лось посадить. Один — с по­мощью противодронового ру­жья, а другой ребята из частей радиоэлектронной борьбы перехватить помогли. На их картах памяти были засняты блокпосты, которые тогда за­нимали части Министерства обороны, техника и пункты упрощённого пропуска. Кро­ме того, украинцев интересо­вало состояние автомобиль­ных и просёлочных дорог, ве­дущих к границе, лесные про­секи, складки местности. И в качестве бонуса нашли фото украинских бойцов, в основ­ном из сил территориальной обороны. Видать, от нечего делать селфи развлекались.

КОНТАКТЫ ЖЕСТАМИ

Вообще, отмечает Алек­сей Малявский, отношения с коллегами с той стороны за последний год кардиналь­но изменились. Если точнее — практически сошли на нет. Контакты если и случают­ся, то исключительно визу­альные, когда наряды на ли­нии границы встречаются. Но бывает это редко, несущие на той стороне службу из блин­дажей и бункеров предпочи­тают лишний раз не высовы­ваться: не наших погранич­ников боятся, а своих же мин вдоль границы.

— А ведь было время, ког­да мы, начальники застав, ре­гулярно друг с другом встре­чались, общие вопросы об­суждали. Это называлось по­граничным сотрудничеством. Но уже в конце 2021-го ста­ло заметно, что украинцы от контактов на­чали отказываться. Сначала под предло­гом коронавируса, а с нача­лом СВО и вовсе нас во вра­ги записали.

Хотя, признаётся офицер, на серьёзные провокации не отваживаются. Разве что на жесты различные не скупятся.

КОМУ ВОЙНА НЕ ПОМЕХА

Алексей Малявский вспо­минает, как в прошлом году через границу валом валили мигранты из самых разных стран. Даже с Кубы.

— Практически каждый день по три-четыре человека задерживали, — рассказыва­ет начальник заставы. — Ока­залось, тут целый интерна­циональный трафик налажен был. Украинцы прямо из аэ­ропорта Борисполь привози­ли желающих попасть в ЕС к нашей границе, контрабанд­ными тропами переправля­ли на территорию Беларуси. Здесь их уже ждали на маши­нах наши любители подзара­ботать. Они и доставляли их в западные регионы страны. А потом весь мир вопил, что это Лукашенко мигрантов в своих целях использует. По расска­зам опрошенных, на этом де­ле не только украинцы, но и россияне, и белорусы, и поля­ки руки грели. Вот и получа­ется: война войной, а жажда наживы национальности не имеет и границ не признаёт.

ДОБРОВОЛЬНЫЕ ПОМОЩНИКИ

Повествуя о пограничных буднях, Алексей Малявский с особой теплотой отзывает­ся о местных жителях, кото­рые оказывают погранични­кам огромное содействие в охране госграницы. На заста­ве даже создана добровольная дружина.

— Все люди проверенные, ответственные и бдительные, — в голосе офицера чувству­ется нескрываемое уваже­ние. — У них своё руковод­ство, с которым мы вместе разрабатываем графики не­сения службы. Они нередко в состав наших нарядов вхо­дят. Ведь лучше них никто не знает ни местных жителей, ни самой местности. Но чаще не­сут службу самостоятельно, обладая правом как требовать предъявления документов, так и применить физическую силу в случае необходимости.

Именно благодаря бдитель­ности добровольных помощ­ников мень­ше месяца назад задержали нарушителя, кото­рый пытался пересечь гра­ницу с нашей сто­роны.

— Мужчина родом из Мин­ской области, ехал из Гомеля в Поддобрянку. Вместе с ним в маршрутке оказался наш дружинник, обратив­ший внимание на незнаком­ца, — рассказывает Алек­сей Малявский. — Автобус ещё не прибыл в конечный пункт маршрута, а наш ин­спектор по работе с мест­ным населением уже знал о чужаке. Проверил докумен­ты — всё в порядке. При­драться не к чему, чело­век к родственникам пого­стить приехал. Тем не ме­нее в пустяшном разговоре ему было задано несколько контрольных вопросов, из которых следовало, что гость чего-то недоговаривает.

Дальше — больше: когда мужчина понял, что оконча­тельно запутался, бросился наутёк. После задер­жания признался, что хотел нелегально пересечь грани­цу и присоединиться к полку Калиновского.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Высокий, статный, с вы­веренными, несуетливыми движениями и чуть уста­лым, но спокойным взгля­дом офицер. Всё время, пока мы беседовали с Алексеем Малявским, я думал: ко­го же он мне напоминает? А потом осенило — коршу­на! Гордую птицу, которая может часами легко и плав­но парить с безобидным ви­дом над землёй, но в случае необходимости бесстраш­но броситься камнем вниз, чтобы вонзить когти в те­ло врага. Даже если этот враг силён и коварен, кор­шуну страх неведом. Неда­ром на бронежилете началь­ника заставы красуется вы­шитый славянской вязью де­виз: «Быть воином — значит жить вечно!»

Автор: Александр Евсеенко. Фото: Вячеслав Коломиец

Сейчас читают:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights