Когда у папы деменция. Как в Гомеле назначают пособия по уходу

Никто из нас не застра­хован от старости. Ещё недавно человек был здо­ров и вдруг оказывается прикованным к кровати не в силах даже самостоя­тельно сходить в туалет. И жизненно необходим кто-то, кто приготовит поесть, накормит, поменя­ет памперс и проконтроли­рует приём лекарств.

В управлении социальной защиты администрации Со­ветского района в месяц на­значается примерно 25 посо­бий по уходу за инвалидом первой группы либо лицом, достигшим 80-летнего воз­раста. При этом одно из глав­ных условий – нигде не ра­ботать, не получать пенсию и ухаживать за нуждающим­ся в помощи человеком с утра до вечера без выходных. В основном эту миссию берут на себя близкие родственни­ки, которым приходится уй­ти с работы.

Но и чужие люди порой не против ухаживать за бабушкой-соседкой или мамой школь­ной подруги. И здесь комис­сии нужно определить, какие на самом деле мотивы у соис­кателей. Собираются они по­могать или просто получать деньги и не числиться туне­ядцами.

В прошлый четверг на за­седание комиссии по назна­чению таких пособий приш­ли 13 претендентов. У каждо­го – своя история.

«Обещал родителям – брата не оставлю»

Александру Васильеви­чу до пенсии осталось чуть больше двух лет. Но недавно умер отец, и теперь у млад­шего брата с синдромом Да­уна он единственная опора. Уволился с работы и живёт с ним в родительской квартире.

– За братом ухаживал с детства. И родителям обе­щал, что не брошу его. Мы ребята лёгкие на подъём, на своей машине часто ездим в разные уголки страны. Мно­го времени проводим в де­ревне, – рассказывает чле­нам комиссии Александр Ва­сильевич.

Комиссия с младшим бра­том уже пообщалась, когда приходила проверить усло­вия проживания:

– Брат судом Советского района признан недееспособ­ным. Ведь это только кажет­ся, что перед тобой взрослый человек, а когда начинаешь что-то спрашивать, понима­ешь – маленький ребёнок. Да, он видит, слышит и пере­двигается, например, сам мо­жет сходить в туалет, но нуж­дается в постоянном уходе и контроле.

– Вы правы, причём в кон­троле и в том смысле, что его нужно привлекать к выпол­нению несложных домашних дел. А не полностью обслу­живать. Он может сам мусор вынести, а я в окно наблю­даю, посуду под моим при­смотром помыть. Это для то­го, чтобы он тоже чувство­вал себя нужным, – продол­жает рассказ Александр Ва­сильевич.

Комиссия в итоге назначает пособие по уходу за братом-инвалидом.

Уже выходя в дверь, Алек­сандр Васильевич оборачива­ется и добавляет:

– А знаете, он ведь стал называть меня папой…

«Мама забывает, что уже пила таблетки»

Татьяна Михайловна при­шла оформлять пособие по уходу за мамой, которой ис­полнилось 84 года.

– Она у меня на ходунках передвигается самое боль­шее до ванной. Покушать я ей приношу в комнату, возле кровати установили биотуа­лет, – рассказывает женщи­на. – В последнее время ста­ло совсем плохо, пришлось уволиться с работы. Мама может таблетки принять, а потом забыть, и ещё раз вы­пить. Понимаете? А ещё па­пу как раз в больницу поло­жили, он у нас практически ничего уже не видит. Прихо­дится и за мамой ухаживать, и за отцом.

– У папы тоже есть инва­лидность?

– Вот сейчас как раз оформляем.

– Когда оформите, прихо­дите за назначением пособия и на него. Тогда выплата бу­дет на 20% больше, – сове­тует комиссия.

Елена Алексеевна ухажи­вает за «тёть Валей», мате­рью своей подруги.

– У тёть Вали две дочки. Младшая в Москве, помога­ет финансово. Старшая здесь, она заходит к маме, проведы­вает, но работает. А я вот смо­трю…

– Мы приходили к вашей подопечной три раза, и вас каждый раз не было у неё в квартире. Пришли вы только по нашему звонку. Расскажи­те, как именно вы ухаживаете за своей подопечной?

– Готовлю, кормлю, сти­раю, мою, меняю подгузни­ки, переодеваю, делаю обе­зболивающие уколы.

Соседи эти факты под­тверждают. Посоветовав­шись, комиссия пособие на­значает, но с условием – спе­циалисты будут наведываться по адресу два раза в неделю. И Елена Алексеевна должна находиться у неё, а не прибе­гать по звонку.

«Вы хоть раз видели, что золовка дома, а меня – нет?»

Екатерина Ивановна боль­ше года ухаживает за своей золовкой, инвалидом по зре­нию, и получает пособие по уходу. Но комиссия во вре­мя проверок несколько раз подряд не застала женщину у своей подопечной. Больше того, самой золовки дома то­же не оказалось. Поэтому её и вызвали на заседание.

– Как вы это объясните? Сестра, с которой живёт сле­пая женщина, говорит – вы её забираете и подолгу отсут­ствуете, – разбирается в си­туации комиссия.

– Как объясню…  Домой я её к себе забираю. Помыть, покушать. Ей у меня хорошо, спокойно. Ещё гуляем с ней, на рынок ходим.

– Со слепой женщиной? А почему сестра не ухажива­ет за ней?

– У сестры муж стал ин­валидом, лежачий он теперь, она сама пенсионерка. Тяже­ло ей. А мы цыгане стариков жалеем, не обижаем. И до­сматриваем до самой смерти!

– Сколько раз в неделю вы приходите к золовке? В какой помощи она нуждается?

– Я с ней постоянно, каж­дый день. К десяти прихожу, в 22-23 часа ухожу. На ночь только ухожу домой. Готовлю ей, если картошку, котлету, так сама поест, а суп, так и покормить с ложечки надо.

– А в квартире у себя она ориентируется?

– Ну как, в туалет может сходить. Ориентируется не­много. Но надо помогать.

– Так, может, ей достаточ­но услуг сопровождения?

– Вы что, её в поликли­нику завести надо, одеть, по­мыть. А я всегда с ней. Вы хоть раз пришли и видели, что она дома, а меня нет?

– Пособие вы получать продолжите, но с услови­ем постоянного контроля, — предупреждает женщину комиссия.

«Смастерил для тёщи столик на колёсах»

Игорь Иванович ухажива­ет за тёщей, которую 3,5 ме­сяца назад им с женой при­шлось забрать к себе. Супру­га работает, рано уходит из дома, возвращается только к 14-15 часам. А мужчина и так был на домашнем хозяйстве. Вот и согласился смотреть за пожилой женщиной, кото­рая уже не может сама себя обслуживать.

– Никогда бы не подумал, что буду тёщу досматривать! – эмоционален Игорь Ива­нович. – Я ей даже специ­альный столик на колёсиках смастерил, чтобы она могла опираться на него и вставать. Утром кашку ей варю.

– Как ещё помогаете, кро­ме приготовления завтрака?

– Меняю подгузники, уже приспособился. Бабушка у нас привередливая, больше двух часов в одном подгуз­нике не хочет лежать. Тре­бует, чтобы меняли. Посто­янно спрашиваю, не нужно ли ей чего. То водички по­дам, то апельсинчик почищу. Усажу поудобнее. Хотя дол­го сидеть она не может, спи­ну из-за сколиоза скрутило.

Члены комиссии уже по­бывали в гостях у семьи:

– Игорь Иванович прав­ду говорит, бабушка у них капризная. Но условия для неё созданы хорошие. Жена подтверждает, что муж пол­ностью ухаживает за тёщей, пока сама она на работе. Так что все основания для назна­чения пособия есть.

Отцу Ирины Афанасьевны исполнилось 92 года, слышит он только с аппаратом, видит тоже очень плохо.

– За два последних года папа два раза упал, когда был дома один, попал в больницу. Первый раз разбил голову и сильно ушиб грудную клет­ку. Тогда я уволилась и смо­трела за ним. Но отец насто­ял, чтобы снова пошла рабо­тать. Сказал, сам справит­ся. В итоге упал, разбил нос.

Регулярно звал на помощь соседей, которые приходили и помогали. При живой-то дочери! Случаются гиперто­нические кризы, пьёт мно­го таблеток, приём которых нужно контролировать, по квартире практически не пе­редвигается, иногда только с палочками, – рассказыва­ет дочь.

По ночам, утверждает Ирина Афанасьевна, папа громко кричит. Причём бес­связные вещи.

– Я десять лет ухажива­ла за мамой, у которой бы­ла деменция. Поэтому хоро­шо знаю, как всё выглядит. Видно, папу эта участь тоже не обошла стороной.

– Мы пообщаться с де­душкой не смогли, он дей­ствительно практически ни­чего не видит и не слышит. С кровати самостоятельно подняться не в состоянии. Дочь привязала к спинке ве­рёвку, за которую он может ухватиться и сесть. Но это не особо помогает, – уточня­ют члены комиссии. – Оста­вить пожилого человека да­же на несколько часов одно­го опасно.

– Ну, что поделать. Наша святая обязанность – досмо­треть родителей! И вы боль­шая молодец, что делаете это. Здоровья вам и вашему папе, – говорит на прощание Надежда Басаранович.

belkagomel.by. Фото: Вячеслав Коломиец

Сейчас читают:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights