Больше чем танец. История гомельской народной студии «Флай»

В чёрных кожанках и дерзких бейс­болках на сцену одномоментно вы­бегают более ста артистов. Самому младшему – 6 лет, старшему – око­ло 50. Линия, волна, пирамида – за секунды танцоры несколько раз ме­няют рисунки, демонстрируя неве­роятную синхронность… Наблю­дать за выступлениями народной студии «Флай» – всегда одно удо­вольствие. И сложно поверить, что коллектив с двадцатилетней исто­рией и именем начинал с обычно­го школьного кружка. Сегодня гость редакции – руководитель «Флай» Ольга Филипенко. Почитайте её историю, как благодаря детской мечте в Гомеле появилась большая танцевальная семья.

Первая победа как вдохновние

После выпуска из музыкально-педагогического колледжа имени Л.Выготского Ольга устроилась на ра­боту в 43-ю школу Гомеля. Ей пору­чили вести уроки в начальных клас­сах и руководить танцевальным круж­ком. Зарплата, коллектив, работа по специальности – всё складывалось сносно. Только Ольге чего-то не хва­тало. Будни состояли из занятий с ма­лышами в тренировочном зале, а мо­лодая учительница хотела сама танце­вать на сцене.

– В школьные годы я занималась танцами в ДШИ №3, там получила первый сценический опыт. Быть ар­тистом мне нравилось безумно. На выступлениях перед зрителем возни­кало какое-то особенное ощущение, за которым хотелось возвращаться на сцену снова и снова, – незаметно для себя перешла на воодушевлённый тон Ольга.

Скоро такая возможность предста­вилась. Завучи положили на стол пе­дагога положение об областном тан­цевальном конкурсе. Та собрала стар­шеклассниц, отрепетировала с ними номер, пошила модные в то время ко­стюмы из парчи. Четыре ученицы и 19-летняя Ольга станцевали в номи­нации «Эстрада» и получили призовой диплом. Коллектив хорошо бы разви­вать, рассудила Ольга. В заметках по­метила дежурное название для него – «Флай» (в переводе с английского – летать).

После отработанного рас­пределения девушка перешла в 61-ю школу, где в штат требовался хореограф. Школа была с эстетиче­ским уклоном, поэтому уроки танцев стояли в расписании наряду с матема­тикой, литературой и другими предме­тами до 9 класса. Ольга взяла в оборот подростков. Очень быстро во «Флай» появилось несколько составов.

– Мы работали в эстрадном на­правлении. По сути, наши постанов­ки были миксом самых разных совре­менных стилей: хип-хопа, джаз-фанка, контемпорари, модерна, латины. С са­мого начала я не устраивала никаких кастингов, а учила танцевать всех, кто проявил желание. Но я серьёзно отно­силась к дисциплине – нельзя опазды­вать, приходить без формы и лениться на тренировках – поэтому часть уче­ников отсеивалась сама собой. Им про­сто не подходили такие правила, – по­делилась внутренней кухней Ольга.

Педагог придерживалась стратегии «чем больше выступлений, тем луч­ше». В итоге дети опробовали и боль­шие, и маленькие сцены в городе.

– Во-первых, так приучила учени­ков отдаваться на все сто для любого зрителя. Не важно, танцуете вы в ак­товом зале для 30 сотрудников пред­приятия или в центре культуры перед  тысячей человек – выступление должно дарить эмоцию. Второй бонус – название «Флай» стало на слуху.

Переезд в гимназию №51

– Уроки хореографии в 61-й выве­ли из основного расписания, а в форма­те факультатива занятий стало меньше. Этого было недостаточно ни для мое­го развития, ни для развития коллекти­ва, – объяснила обстоятельства Ольга. В поисках нового зала она обошла не­сколько школ Советского района, замы­кала список гимназия №51.

– Директор Александр Павлович Пахучий тогда готовился к приёмке школы и встретил меня на крыльце. Мы уже были знакомы, о «Флай» он то­же имел представление, поэтому сразу предложил работу. Я его предупредила, что мне понадобится много простран­ства и времени в расписании. «Не во­прос», – ответил он. Так началось на­ше сотрудничество, которым я очень дорожу все эти годы, – говорит Ольга.

Так более десяти лет назад в 51-й появилась танцевальная студия для всех желающих. Заниматься во «Флай» продолжили многие школьники из 61-й, к ним прибавились гимназисты. Также открылись новые группы: для малышей от 6 лет и взрослых, которые хотели научиться танцевать с нуля. Ко­личество танцоров в команде близи­лось к сотне.

– Группа «мамочек» меня очень вдохновляла. Эти девушки приходи­ли в зал не ради дипломов и побед, а за удовольствием. С ними я чувствова­ла себя на одной волне и очень заряжа­лась на занятиях энергией. Потом, ко­нечно, было куда её потратить – на ма­лышей, – вспоминает непростой опыт Ольга. – Чтобы направить их ак­тивность в нужное русло, требу­ется максимальная концентрация. С помощником делить нагрузку проще, поэтому я стала звать вто­рым тренером своих давно выросших учениц. Сейчас занятия для трёхлеток и первоклашек ведёт Ксения Алексан­дровна Золотаренко. Она начинала тан­цевать во «Флай» и в итоге осталась в хореографии надолго.

Привет от Аллы Духовой

Сама Ольга не переставала учиться постановочному искусству и режиссу­ре. Сначала объездила мастер-классы в Гомеле и Минске, а потом присмо­трелась к российским топовым танцо­рам из театра Аллы Духовой «Тодес». Нашла возможность приехать к ним на учёбу в Москву.

– К сожалению, на мастер-классы к самой Алле Духовой попасть не уда­лось, а к педагогам её театра – да. По­работав с ними в зале, научиться мож­но многому. Хотя и обычный спектакль в их театре – уже учёба. Каждый раз я сидела в зрительском зале с конспек­том: помечала, какие решения по свету и видео можно использовать, как разме­стить на большой сцене танцоров, ка­кие костюмы смотрятся выигрышней.

В одну из поездок на выступление «Тодес» Ольга со вторым тренером прихватили с собой сувениры от тан­цоров «Флай». Когда занавес закрылся и аплодисменты стихли, девушки на­правились в сторону гримёрок. А там благодаря сговорчивым администрато­рам лично передали «падарунки» Ал­ле Духовой.

– До этого мы были с ней знакомы по социальным сетям. Дело в том что на 15-летний юбилей команды я набралась смелости и попросила в мессенджере Аллу Владимировну поздравить наших танцоров. На удивление, она не проиг­норировала сообщение и прислала нам видео с тёплыми словами. Не знаю точ­но, видела ли наши выступления, но мне кажется логичным, что она посмо­трела информацию о нас в интернете перед тем, как записывать ролик.

«Народный» с первой попытки

В Гомеле у Ольги тоже есть человек, которого она считает своим наставни­ком. Это Пётр Свердлов, много лет ор­ганизовывавший «Сожскi карагод», танцевальные фестивали и городские праздники. Работать в его команде – отличная школа, считает Ольга.

– Он мой главный критик, – без смущения обозначила хореограф и при­вела пример: – Последнее большое шоу «#Продолжение» у нас прошло в феврале. Немного изменив концепцию, мы повторили концерт, который делали в 2023-м на своё двадцатилетие. Сцена ОКЦ, зал на тысячу зрителей, артистов 170 человек. Это большой труд целой команды. Но я ещё позвоню Петру Ива­новичу узнать его впечатление, и уве­рена, одними комплиментами дело не кончится. Он всегда находит, что мож­но улучшить в следующий раз. Спаси­бо ему за это.

Свердлов наставлял Ольгу, когда она готовила шоу для присвоения кол­лективу звания «Народный». Тогда по­смотреть на гомельскую команду при­езжали республиканские хореографы.

Режиссура, костюмы, мастерство тан­цоров и постановщика – в оценочном листе комиссии был целый ряд кри­териев. И по многим «Флай» получил высокие баллы. Благодаря общим уси­лиям народным коллектив стал с пер­вой попытки.

– Раз в несколько лет звание надо подтверждать. У нас это получалось де­лать автоматически благодаря победам на республиканских конкурсах, – по­святила в нюансы педагог.

Сравнение с «Тодес»

Грамоты и кубки для Ольги значат не так много, как, например, неофи­циальное прозвище её команды – «Полесский Тодес». Сравнение с ле­гендарным коллективом – желанный комплимент для руководительницы.

– Оба коллектива танцуют в эстрад­ном стиле. И раз люди видят сходство, значит, уровень наших танцоров до­вольно высокий. И это притом, что у меня девчонки и парни – любители, а у Аллы Духовой – профессиональные танцовщики. Конечно, такое сравнение приятно. Но, думаю, причина ещё и в том, что «Флай», как и «Тодес», часто зовут на подтанцовку к звёздам. Мы уже выступали с Игорем Корнелюком, «Песнярами», «Сябрами», Алексан­дром Солодухой, Ириной Дорофеевой, – назвала с ходу артистов Ольга.

В 2023 году «Флай» украшал вы­ступление трибьют-шоу легендарной группы Boney M. Приезжие артисты выступали в День города на Централь­ном стадионе.

– Нам нужно было сделать три но­мера на 15, 40 и 70 человек. Получили фонограммы, отсмотрели записи вы­ступлений Boney M, чтобы попасть в стилистику движений, отрепетирова­ли. Но прогон с артистами организо­вать не удалось. Тем не менее всё про­шло на высшем уровне – вспомнила Ольга, как переживала на трибунах за учеников.

Сбылась ли мечта Ольги о собствен­ных выступлениях на сцене?

– В февральском шоу я станцева­ла в восьми номерах и получила боль­шое удовольствие. Пока я уместно смотрюсь в команде с учениками, бу­ду танцевать, – поделилась хорео­граф. – Поверьте, просто наблюдать за кулисами, когда твои дети отраба­тывают часовое шоу – психологиче­ски труднее.

Ольга по-прежнему совмещает роли педагога, режиссёра и исполнителя. А иногда превращается ещё и в портно­го. Шитьё оказалось очень полезным хобби для руководителя танцевально­го коллектива. Львиная доля костюмов «Флай» сшита на домашней машинке Ольги Филипенко. По собственным выкройкам.

Дружба с конкурентами

– В танцевальном комьюнити обо мне долго говорили «почти своя». По­тому что у других хореографов про­фильное образование, они часть сфе­ры искусства, а у меня диплом педа­гога, я из сферы дополнительного об­разования. Мне пришлось, можно ска­зать, рыть носом землю, чтобы вы­ступать на равных вместе с профес­сиональными коллективами на том же конкурсе имени А.Рыбальченко, например, – высказалась о своём пути Ольга. – К сожалению, не могу ска­зать, что на фестивалях между коллек­тивами царит комфортная атмосфера. Зачем-то некоторые педагоги настраи­вают детей недружелюбно по отноше­нию к другим командам.

Ольга считает такой подход не про­дуктивным. По её мнению, танец в Гомеле будет развиваться активнее, если коллективы объединятся для со­вместных проектов.

– Снова возвращаюсь к февраль­скому шоу в ОКЦ. У нас в программе был номер на трёх хореографов. Ко мне присоединились Татьяна Кудра­вец, которая развивает команду SLAM, и Алёна Козелько – руководит сту­дией «Вида». Это тоже многочислен­ные коллективы, занимающиеся со­временными танцами – хип-хопом и контемпорари. В номере для шоу мы станцевали небольшие кусочки в сти­лях друг друга. Что хотели этим ска­зать? Давайте объединяться для твор­чества, – расшифровала посыл Фи­липенко. И объяснила, почему не сто­ит бояться, что дети перейдут в дру­гой коллектив: – Каждый выбирает педагога, который ему ближе не толь­ко по стилю танца, но и по характеру. Тех, кто хочет уйти, ни за что не удер­жишь. Нет ничего страшного в том, что интересы детей меняются. Наобо­рот, здорово, что в городе есть разно­образие школ.

Ольга готова поддерживать конку­ренцию, пока та не перерастает в на­пряжение. Это правило работает и внутри её команды.

– Мы все стараемся дружить и под­держивать друг друга. Перед концер­тами старшие помогают заплести и переодеть младших. Всегда подчёр­киваю, что в наших постановках со­листов нет, а в последней линии вы­кладываться нужно не меньше, чем в первой, – перечислила принципы «Флай» руководительница. – У нас есть здоровская традиция приглашать на дни рождения коллектива своих выпускников. И, знаете, очень мно­гие готовы оставить дела, бытовые заботы и выкроить время не просто на одну встречу, а даже на несколь­ко репетиций. А потом снова выйти с нами на сцену. Видимо, мы здесь и правда занимаемся чем-то большим, чем просто танцами.

Автор: Юлия Цурко. ФОТО: Сергей Коробкин

Сейчас читают: 

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights