Истории целевиков, которые работают в Гомеле на химзаводе

Гомельский химический завод начал выдавать целевые направления в 2016 году. Сейчас на предприятии работают семеро целевиков из тех, кто уже успел окончить столичный профильный вуз. И если кто-то считает, что по целевому направлению поступают лишь слабые абитуриенты, то пример химзавода этот миф полностью опровергает. Здесь, чтобы получить «билет в вуз», нужно выдержать серьёзный конкурс. О своём опыте «Белке» рассказали первые целевики завода.

Ксения Кобрусева: «Хотела стать врачом, но на заводе интереснее»

На Гомельском химическом заводе Ксения Кобрусева трудится три года, до конца целевой отработки ещё два. Но об этом девушка даже не думает и дни не считает:

— Здесь мне всё интересно, чувствую себя сто процентов на своём месте. И очень рада, что в своё время выбрала именно профессию инженера-лаборанта, вопреки своей первой мечте.

Дело в том что в школе Ксения хотела стать врачом — усиленно учила химию и биологию и готовилась сдавать экзамены в медицинский университет. После девятого класса поступила в химико-биологический класс Гомельского городского лицея. И вдруг поняла — химия — это её, а вот гораздо больше, чем биология, ей интересна математика.

— Машины и аппараты меня всегда привлекали. Наверное, потому что папа — механик. И тут как раз узнала от своего учителя, что на Гомельский химический завод впервые набирают целевиков для обучения в Белорусском государственном технологическом университете. А профильные дисциплины там как раз — химия и математика.

Правда, о том, что делает инженер-лаборант на химическом заводе, девушка тогда ещё даже представления не имела.

— В интернете почитала, что предприятие производит удобрения, а моя профессия связана с их лабораторным контролем и исследованием. Эта тема меня буквально захватила, и на собесесобеседование я летела как на крыльях. Но когда увидела под кабинетом человек пятнадцать претендентов всего на четыре места, поняла: легко стать целевиком здесь не получится. К тому же многие из моих соперников были детьми или родственниками работников завода, а меня с предприятием не связывало ничего, — делится первыми впечатлениями Ксения Кобрусева.

Но когда девушка вошла в кабинет и встретилась с комиссией, её страхи развеялись.

— Я ответила на все вопросы, которые показались очень лёгкими. Ведь они были из школьной программы. Например, из таблицы Менделеева спросили, какой металл самый жидкий? А ещё: что я знаю о профессии, которой собираюсь обучиться? И сразу предупредили, работа интересная, но тяжелая, больше даже мужская.

Но и на этом этапе Ксения не передумала. Получила целевое направление, отучилась в минском вузе и пришла работать на завод в сектор фосфорной кислоты.

— Первые месяц-полтора я больше занималась изучением должностных инструкций и других документов. Это было нудно, хотелось скорее начать практику! И вот этот день настал. Мне поручили отсмотреть на микроскопе размер кристаллов фосфогипса и то, как они сформировались. По тому, большие эти кристаллы или мелкие, мы можем судить о режиме работы цеха по производству фосфорной кислоты. Если кристалл мелкий, кислота будет хуже фильтроваться, образуется много взвесей. При хорошем химическом процессе кристаллы крупные.

Совсем скоро круг обязанностей молодого специалиста расширился. Например, ей доверили диагностировать вентиляционные установки в разных цехах. Ведь на химзаводе постоянно имеют дело с вредными газами, так что приточно-вытяжная вентиляция должна работать как часы.

— При выпуске новой марки удобрения его качество обычно приводится к требуемым стандартам прямо в цехе. То есть опытным путём меняются соотношения и дозировки веществ. В этой сфере я тоже получила определённый «полевой» опыт. С коллегами производила отбор всевозможных проб, а потом раз в час делала замеры плотности, температуры, других параметров. И так 12 часов подряд — всю смену, в цехе. Таким образом получается отслеживать малейшие изменения качества и свойств.

Сейчас Ксения Кобрусева уже работает на руководящей должности — начальника сектора серной кислоты и минеральных солей. В подчинении у неё три лаборанта и один инженер-лаборант.

На вопрос «Есть ли в такой профессии место творчеству?» Ксения отвечает сразу: «Мы работаем на готовый продукт, который должен соответствовать закладываемому качеству. И здесь главное — чётко и профессионально выполнять алгоритм действий, не отклоняясь от методики». Но порой работа всё-таки подкидывает задачки для ума.

— Например, какое-то вещество может повести себя необычно. Вдруг пойдёт пена или индикатор даст не тот цвет. И нужно очень быстро выяснить, почему так происходит. Принять решение и взять на себя ответственность. Чем не творческий момент? — улыбается собеседница.

Александр Кузнецов: «Целевое направление — это стабильное будущее»

Александр Кузнецов всегда считал себя прирождённым технарём. После 9-го класса выпускник Ветковской гимназии №2 без особых проблем поступил в физико-математический класс Гомельского областного лицея. Перед парнем были открыты двери многих вузов страны. Но Кузнецов вдруг удивил и одноклассников, и учителей, решив стать целевиком. Мысль эта появилась у парня после того, как на урок пришел директор лицея и рассказал, что химзавод впервые начал выдавать направления на обучение в столичный профильный вуз.

— Многие мои друзья по лицею к целевому распределению относились негативно. Мол, зачем добровольно связывать себе руки на целых пять лет? Поэтому даже слушать о собеседовании не хотели. Я же так не думал. Мне нравилась в этом вопросе определённость. Ведь при поступлении на бюджет всё равно нужно отработать два года по распределению. И ещё неизвестно, куда попадёшь и как сложится жизнь. Тут же можно смело планировать своё будущее минимум на пять лет, плюс предприятие крупное и благополучное. Родные меня полностью поддержали, — рассказывает Александр.

На собеседовании Александр честно признался в своей мотивации. Да, привлекает успешность завода. Да, нравится перспектива хорошей зарплаты. Но ведь и он не лыком шит, имеет хороший аттестат и знания.

Вопросы по физике и математике, которые задали члены комиссии, парня в тупик не поставили. Сложнее оказалось с химией. В этом предмете Александр чувствовал себя не так уверенно. Утешало то, что учиться он собирался на инженера-механика, а химическое производство было лишь специализацией. Но, как потом оказалось, подтянуть предмет всё-таки пришлось.

— Когда я пришёл первый раз в университетскую библиотеку получать учебники, мне выдали их огромную стопку преимущественно по химии. Я поначалу даже не поверил: не ошиблись, спрашиваю? Зачем будущему инженеру-механику столько? А потому, отвечают, что работать ты будешь на химическом производстве, и выучить этот предмет придётся.

Так постепенно Александр Кузнецов втянулся и в химию. Особенно во время практики на минских профильных предприятиях, где парня впечатлило современное высокотехнологичное оборудование. Но когда пришло время отработки на химзаводе, перед Александром снова возник сложный выбор. Ему предложили совсем не ту должность, к которой парень готовился.

— По договору завод гарантировал мне трудоустройство, а по какой специальности — выбор за руководством и мной. И вот мне говорят: есть свободная должность инженера по охране труда. Я подумал и… согласился. О чём нисколько сейчас не жалею. Хотя мне снова пришлось корпеть над «учебниками», — улыбается Саша. — Ведь инженер по ТБ должен знать оборудование цехов не хуже, чем те, кто там работает. А ещё мне пришлось развить в себе умение находить общий язык с людьми. Благо начальник отдела и другие сотрудники тут же взяли под опеку. Да и мама, много лет занимающая должность инспектора энергогазнадзора, советами помогла.

Но почувствовать вкус к самостоятельной работе Александр Кузнецов не успел. Пришла повестка из армии.

Отслужив год в воздушно-десантных войсках, парень вернулся на химзавод и вот уже два года чувствует себя вполне счастливым человеком.

— Некоторые мои школьные и университетские товарищи часы до окончания отработки по распределению считают. Как мы в армии дни до «дембеля». А я даже не стал настаивать, чтобы мне полтора месяца, что я до призыва отработал, засчитали. Подписал новый контракт, и всё. Потому, наверное, что на заводе я не чувствую себя временщиком. И уходить никуда не собираюсь.

Кирилл Мартынов: «Есть все условия, чтобы сделать карьеру»

Мастер смены цеха двойного суперфосфата Кирилл Мартынов в старших классах думал о профессии хирурга, параллельно увлекался географией. Из-за очередной олимпиады по этому предмету как-то пропустил экскурсию на Гомельский химзавод, куда водили его класс. Но учительница подробно пересказала ему, о чём шла речь, и посоветовала сходить на собеседование. На заводе как раз набирали целевиков. И Кирилл решил попробовать.

Родители сына поддержали, посчитав предприятие перспективным. К тому же у семьи были знакомые, работавшие на химзаводе. Они своими отзывами развеяли последние сомнения. В конце концов, резонно рассудил отец, не понравится — уволишься. Зато за пять лет наберёшься опыта, что в будущем лишним не будет.

Поступать в БГТУ Кирилл Мартынов решил на специальность инженера-химика-технолога. Когда пришёл на собеседование, даже чуток оробел. Знал, что направлений на учёбу предприятие выдаёт всего четыре, а претендентов оказалось больше 15. Причём если четверо пришедших парней метили на место инженера-механика, то остальные — на химика-технолога. И все девушки! Которые, судя по разговорам, химию знали назубок.

Но первым на собеседование члены комиссии пригласили именно Кирилла. После вопросов «за жизнь» перешли к конкретике.

— Мне предложили рассказать о технологии производства серной кислоты. Пришлось включать смекалку, ведь в школьной программе такого нет. Но я не растерялся и даже воспроизвёл необходимые формулы, что, кажется, впечатлило членов комиссии. На этом дело не закончилось. Меня попросили назвать температуру, при которой происходит процесс. Лихорадочно перебрал в уме цифры, откуда-то всплыло 400-600 градусов. Озвучил этот вариант и оказался прав!

Результатов собеседования пришлось ждать целую неделю. И чем дольше длилось ожидание, признаётся Кирилл, тем больше крепла уверенность — не прошёл. Ведь неизвестно ещё, как отвечали на собеседовании остальные. Спустя неделю Кириллу позвонили и сказали, что он прошёл отбор.

Годы учёбы в вузе пролетели быстро, как и первые трудовые шаги на предприятии. Сейчас Кирилл Мартынов работает мастером смены, в подчинении у него 17 человек.

— Многие старше и опытнее меня. Но это не помешало нам быстро найти общий язык. Возможно, помогла моя привычка не стесняться спрашивать, не кичась полученным дипломом. Не стыдно чего-то не знать, — повторяет известную истину Кирилл, — стыдно не учиться. Даже у простых рабочих, чей богатый производственный опыт порой с лихвой перекрывает любые теоретические знания.

И ещё одного неизменного правила придерживается Кирилл: ничто не даётся в жизни легко и сразу. Перевод на руководящую должность в цех двойного суперфосфата — это повышение. И, возможно, пролог к будущему карьерному взлёту. Благо на химзаводе для добросовестных и ответственных работников к этому созданы все предпосылки.

С этого года Гомельский химический завод стал выдавать целевые направления и на обучение рабочим профессиям — в Гомельский государственный политехнический колледж. Первые четыре человека для этих целей уже отобраны.

Авторы: Елена Чернобаева, Александр Евсеенко. Фото: Мария Амелина

Сейчас читают:

 

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights