Уголок советского прошлого с ретро-автомобилями, бензоколонкой, телефонной будкой и другими атрибутами эпохи второй половины ХХ века появился в областном центре благодаря коллективу предприятия «Гомельоблавтотранс». Отыскать уникальные экспонаты и восстановить их до заводского состояния удалось всего за несколько месяцев.
Открытие музейной экспозиции автомобилисты приурочили к своему профессиональному празднику. В этот день ветераны и действующие сотрудники предприятия принимали поздравления от председателей областного Совета депутатов Екатерины Зенкевич и городского исполкома Владимира Привалова. Представители власти наградили начальников автоколонн, водителей и слесарей, посвятивших много лет перевозке пассажиров и грузов.
Поздравляя автомобилистов, глава города напомнил об обновлении подвижного состава. В этом году закуплены 39 новых автобусов и 14 троллейбусов. Это больше, чем за последние пять лет. И эта работа продолжится, так как люди этого ждут.
Но это день сегодняшний. Екатерина Зенкевич поблагодарила коллектив за бережное отношение к истории своего предприятия и страны в целом. Это выразилось в создании экспозиции «Билет в СССР», над которой работали все филиалы. Инициатива исходила снизу и была озвучена руководству в апреле во время республиканского субботника, то есть на всё про всё было очень мало времени.
Транспорт находили в собственных загашниках и в дружественных организациях. Он восстановлен до заводского состояния. Большая часть экспонатов на ходу. Например, мощный ЗиЛ-157 был передан музею автобусным парком №1, где долгие годы исполнял роль техпомощи.
Начинать экскурсию лучше со стоянки такси, где припаркованы Москвич-407 и «Волга» ГАЗ-21. Государственный таксомоторный парк в Гомеле прекратил существование в 2005 году. А при Союзе это было мощное предприятие, штатная численность которого превышала тысячу человек. На балансе числились 500 единиц такси и 40 маршрутных «Рафиков».
Регулярные перевозки представлены автобусом ПАЗ-672. Машина сама по себе стала символом Советского Союза. Ещё бы, до 1989 года было выпущено более 288 тысяч автобусов этой модели. Они использовались в городах, пригородах и проезжали даже там, где дороги существовали только на картах.
Избалованные низким полом и кондиционерами современные пассажиры не поймут своих родителей, радовавшихся приезду автобуса с узкими дверями и высокой нижней ступенькой. Но на момент появления автобус был прорывным. Пассажиры ценили появившиеся отопители салона и панорамные окна, а водители – гидроусилитель руля. Автобус был в производстве 22 года. А конкретный экземпляр, восстановленный автопарком №1, трудился в ДОСААФ Советского района Гомеля. Благодаря щадящему режиму работы он и сохранился до наших дней.
Вся техника удачно вписана в модель небольшой автостанции уровня райцентра. Кстати, концепцию разрабатывал институт «Гомельгражданпроект». Локация насыщена историческими артефактами. Один из филиалов передал бензоколонку, которая, будь она подключена к резервуару, и сегодня исправно отмеряла бы нужное количество топлива.
Энтузиасты отыскали телефонную будку с аппаратом АМТ-69. То есть автоматическим монетным таксофоном 69-го года разработки. Он интересен тем, что уже тогда был снабжён антивандальным устройством. При попытке оторвать от таксофона трубку или вскрыть ячейку для монет, на ближайшую АТС шёл тревожный сигнал. Поговорить с диспетчером из телефонной будки не получится, а вот послушать мелодии из советских кинофильмов – вполне.
В помещении кассира установлена тяжеловесная механическая касса. А ещё колорита придают мелкие детали, как то свисающая со стула дамская сумка по тогдашней моде или сложенные под навесом у посадочного перрона чемоданчики. Громкоговоритель для объявления посадки на автобус. Он, кстати, тоже в рабочем состоянии.
– Экспозиция создавалась не для внутреннего пользования. Она нужна подрастающему поколению. Будут проводиться экскурсии для школьников и студентов автодорожных специальностей, которые должны проникнуться важностью роли транспорта в нормальной работе всего народного хозяйства, – поделился планами генеральный директор «Гомельоблавтотранса» Дмитрий Старостенко.
Автотранспортное производственное управление в Гомеле было создано 1 июня 1944 года. Сегодня в ОАО «Гомельоблавтотранс» работают 4 тысячи человек. Предприятие ежедневно перевозит 500 тысяч пассажиров.
belkagomel.by. Фото: Вячеслав Коломиец
Сейчас читают:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram