100 рейсов в Романовичи и реальная зарплата водителей. Интервью с директором автопарка Гомеля

Гомельский автобусный парк №1 сегодня представляет собой настоящий транспортный кластер. Здесь оказывают услуги по пере­возке пассажиров на большие и малые расстояния, возят грузы и сдают в аренду строительную технику. Большая часть сотрудников — профессионалы своего дела. Некоторые водители провели за рулём десятки лет и проехали сотни тысяч километров. Слесари изучили подвижной состав не хуже его конструкторов. А управленцы научились планировать работу каждой транспортной единицы так, чтобы она не оставалась на сто­янке ни одного лишнего часа. Об этом — наш сегодняшний разговор с директором филиала «Автобус­ный парк №1» ОАО «Гомельоблав­тотранс» Вадимом Соловьём.

– Вадим Владимирович, какие регулярные маршруты об­служивает сегодня филиал? Сколь­ко человек обеспечивают транспор­том жителей города и района?

— Парк обслуживает 63 городских, 199 пригородных, 10 междугородных и три международных автобусных марш­рута. У нас работают 655 человек, из которых 267 — это водители.

Каждый день на линии выходят от 130 до 140 автобусов, из них 60 рабо­тают на городских маршрутах, осталь­ные примерно поровну распределены между пригородными и междугород­ными рейсами.

– Каково техническое состоя­ние подвижного состава?

– Вынужден признать, что более 90% транспортных средств изноше­ны и требуют замены или капитально­го ремонта. Возраст превышает 10 лет, а пробег 1 миллион километров. Они полностью самортизированы. Капи­тальные ремонты сейчас не произво­дятся, поэтому мы говорим о кузовном ремонте и замене.

До конца года парк пополнят 20 автобусов, из которых восемь уже присту­пили к работе. Это автобусы большой вместимости МАЗ-203 и сочленён­ные МАЗ-216. Получили один типич­но пригородный МАЗ-257. Это хоро­ший процент обновления для нашего предприятия.

Для работы в Гомеле будут исполь­зоваться и «гармошки», и трёхдверные МАЗы. Последние — преимуще­ственно на маршрутах с небольшим пассажиропотоком или на узких ули­цах с крутыми поворотами.

– Какими удобствами для пас­сажиров будут оборудованы новые автобусы? В них будет кондиционер салона?

– Нет. Автобусы поставляются в ба­зовой комплектации согласно техни­ческому заданию на конкурс. Конеч­но, нам хотелось бы охлаждать воз­дух в салоне, но на практике это реа­лизовали только в столице и в автобу­сах, поставляемых на экспорт.

траснпорт в гомеле

Вадим Соловей (в центре) на территории автопарка с водителем Сергеем Даниловым и начальником колонны Сергеем Денисенко.

– В вашем парке есть газовые автобусы, но в единичных эк­земплярах. А в соседней России они считаются даже модными в городах, где нет электротранспорта. Почему тема не получила развития у нас?

– У нас два газовых МАЗа, приобре­тённые по случаю за половину стоимо­сти. Это выставочные экземпляры, ко­торые ездили по презентациям или пе­редавались городам на короткий срок на испытания и за пять лет службы наката­ли минимальный пробег. Это и обусло­вило выгоду от их приобретения. Они окупятся всего за три года.

Если брать новую газовую машину с завода, то срок окупаемости в наших условиях составит 12 лет. То есть даже больше их заявленного срока службы. К тому же прогнозировать цены на газ на длительный срок — неблагодарное де­ло. Вот почему увеличивать долю машин на газомоторном топливе не планируем.

Уже имеющиеся автобусы обслужи­вают пригородные маршруты. Это опти­мальный режим их работы по сравне­нию с городом.

– Какие районы города сегодня труднее обеспечить транспор­том?

– Выделю три направления, которые на слуху. Это активно заселяющийся коттеджный район Романовичи, а также Шведская Горка и Новая Жизнь.

Громко тема Романовичей зазвучала в прошлом году, когда туда заселились семьи с детьми. Было понятно, что по­требуется подвоз в школы, на секции и в библиотеку, так как в самом посёлке этого нет. Приведу вам цифру для размышле­ния, которая раньше не озвучивалась. Если полтора года назад в Романови­чи выполнялись автобусами 23 рейса, то сегодня их 100. Это сравнимо с сум­марным количеством рейсов, выполня­емых всеми маршрутами в микрорай­он Южный.

Для реализации этой задачи потре­бовалось добавить на романовичские маршруты и машины, и количество рейсов на каждую из них. Были откры­ты специальные детские маршруты, работающие по примеру американско­го школьного автобуса. Кроме того, со строительством разворотного кольца по­лучилось запустить в жилой район авто­бусы особо большой вместимости: «гар­мошки» и трёхосники.

Увеличить количество рейсов и обе­спечить работу тех же школьных авто­бусов получилось благодаря грамотной расстановке сил и средств. Были изу­чены другие направления, где в нуж­ное нам время возможна корректиров­ка расписания. И с них же автобусы перенаправили сюда. Сейчас нередко во­дители за одну смену отрабатывают на нескольких маршрутах, а то и автобусах.

– Уже два года на всех уровнях говорят об оптимизации рабо­ты общественного транспорта в Гомеле, направленной на снижение расходов. Этот процесс завершён?

— Готовится большое совещание по этому вопросу в Гомельском гориспол­коме, так что серьёзные изменения ещё точно будут. Все крупные перевозчики (филиалы «Гомельоблавтотранса») под­готовили свои предложения по измене­нию работы транспорта, которые станут предметом обсуждения.

Вероятно, после 19 часов автобусы и троллейбусы будут ходить реже, чем сейчас. В часы пик сдвиги по времени прибытия на остановку будут, но об­щее количество рейсов практически не изменится.

Чтобы вы понимали, оптимизация достигается не за счёт механического вычёркивания рейсов из расписания. Из­ыскиваем внутренние резервы. Напри­мер, до разрешённого предела сокраща­ется время межрейсового отстоя автобу­сов на конечных остановках.

По большому счёту, маршрутная сеть в Гомеле не менялась полностью с со­ветских времён. Мы её только латаем по мере необходимости. Но за прошедшие десятилетия много чего изменилось. Уже и жилья построили больше, чем некогда предполагали градостроители. И подходы к его строительству измени­лись. Детей уже недостаточно куда-то водить, их нужно возить.

– В Гомеле заработала центральная диспетчерская служ­ба общественного транспорта. В чём заключается её основная задача?

– Практически все регулярные пе­ревозки пассажиров в городе осущест­вляют три филиала ОАО «Гомельоблавтотранс». Это автобусные парки №№1 и 6 и «Горэлектротранспорт». Каждый из них имеет собственные диспетчер­ские службы, осуществляющие непо­средственную коммуникацию с началь­никами автоколонн и водителями. Они владеют информацией о планируемом выпуске транспорта на линию и возмож­ных срывах графика по причине, напри­мер, болезни водителя.

В центральную диспетчерскую «Гомельоблавтотранса» всеми тремя пе­редаётся итоговая информация. Ви­дя эту сводку, объеди­нённый диспетчер может упредить на­пряжённость на том или ином на­правлении, перераспределив транспорт разных филиалов. Раньше это было невозможно.

Решение о создании центральной диспетчерской было абсолютно правильным. Новая структура работает в интересах пассажира.

– В начале разговора вы упомя­нули об обслуживании между­народных маршрутов. Назовите их.

– Самый интересный из них пролега­ет на территорию Евросоюза — «Гомель – Рига». При цене билета из конца в конец 220 рублей автобус стабиль­но заполняется не менее чем на 90%. Это и понятно. Такой вид транспорта – самый быстрый способ попасть в Латвию для граждан нашей страны. Им пользуются, в частности, работающие в Европе дальнобойщики. Автобус от­правляется из Гомеля днём, а уже утром следующего дня он в Риге.

На прохождение пограничных и тамо­женных формальностей на обоих авто­мобильных пунктах пропуска отводит­ся 2 часа 50 минут, и этот график соблю­дается, так как рейсовый автобус прохо­дит государственную границу по специ­ально выделенному коридору. Также ездим в ближайшие к нам Новозыбков и Брянск.

К слову, мы хорошо обновили парк мяг­ких автобусов. Закуплены два абсо­лютно новых Zhong Tong и четыре Yutong китайского производства. Эти машины хорошо зарекомендовали се­бя в СНГ за счёт своей надёжности и ремонтопригодности, а также комфорт­ных условий для пассажиров и водителя.

На мягких машинах ездят на оздо­ровление в санатории — дети, на зани­мательные экскурсии — взрослые. Фи­лиал заключил выгодные договоры о со­трудничестве с известными туристиче­скими фирмами, на постоянной основе организующими поездки гомельчан в Санкт-Петербург и Сортавалу.

– Возникающие сбои в работе транспорта часто объясняют нехваткой водителей. В сезонные пи­ки подъёма заболеваемости вопросов это не вызывает. Но такие сбои стали случаться в любое время года. Что дела­ется для привлечения кадров на пред­приятие?

– Уже не первый год «Гомельоблав­тотранс» предлагает целевое обучение водителей всех категорий на базе соб­ственного автоучебного комбината. Же­лающие принимаются на работу на сво­бодные должности, будь то слесарь или работник мойки, и приступают к обуче­нию. После они переводятся на должно­сти водителей.

При желании досрочно расторгнуть контракт с предприятием слушатель та­ких курсов обязан вернуть стоимость обучения.

– Какая возрастная группа со­ставляет на предприятии большинство? И что с зарплатой водителей?

– Молодёжи в возрасте до 30 лет всего около 10%. Но в этом нет ничего нового для нашей отрасли. Так сложи­лось, что на государственных предпри­ятиях молодые люди получают необхо­димый для работы опыт и уходят. Туда, где условия представляются более вы­годными.

Но каждый раз, когда такое случается, приглашаю к себе в кабинет и прошу оценить ситуацию в ком­плексе. То есть посмотреть на только на высокую зар­плату, но и посчитать расходы на жильё и питание, быть готовыми жить в спар­танских условиях и не рассчитывать на социальные гарантии вроде оплачиваемых больничных.

Проходит время, и наши бывшие работники возвращаются в родной автопарк. Са­мая многочисленная возрастная группа — от 45 до 60 лет.

Что касается зарплаты, то начинающий молодой води­тель автобуса без стажа и категории, ра­ботающий на самой маленькой машине с минимальной выработкой, в нашем автопарке получает не меньше 1700 рублей. Средняя же заработная плата за октябрь по предприятию составит 2700 рублей. Отдельные водители полу­чают у нас 3800 рублей, но эти деньги придётся уже действительно заработать.

С 1 ноября планируется очередное по­вышение заработной платы по предпри­ятию примерно на 10%.

belkagomel.by. Фото: Мария Амелина

Сейчас читают:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights