Музейная дуга в Гомеле. Вспоминаем об инициативах Валерия Селицкого

В этом году нашему земляку Валерию Селицкому исполнилось бы 75. Пятнадцать лет он возглав­лял Гомельский областной Совет депутатов и за этот срок сделал для Гомеля и области столько, что хватило бы не на одну управ­ленческую карьеру. Возрождение дворцово-паркового ансамбля Румянцевых и Паскевичей, созда­ние Славянской библиотеки и ряда музеев, появление в центре города памятника Кириллу Туровскому и одноимённого сквера — вот лишь часть проектов, реализованных при непосредственном участии Валерия Степановича. Самым же главным и любимым своим дети­щем он всегда называл областной музей военной славы. С его быв­шим директором, депутатом бело­русского парламента VI созыва, а ныне — научным сотрудником Института истории Национальной академии наук Беларуси Павлом Ждановичем вспоминаем об этом легендарном человеке.

— Павел Леонидович, журна­листы запомнили Валерия Селицкого как прекрасного орато­ра, инициативного руководителя и человека с отличным чувством юмо­ра. А каким он остался в вашей па­мяти?

— Бескомпромиссным, честным, справедливым, в ряде случаев при при­нятии решений жёстким и категорич­ным. Настоящим. И очень трудолюби­вым. Кандидатская диссертация, по­свящённая проблемам управления ре­гионом в чрезвычайной экологиче­ской ситуации, 87 научных публика­ций, преподавание на кафедре эконо­мики и управления Гомельского госу­ниверситета имени Ф.Скорины — это тоже Валерий Селицкий.

— Расскажите, как вы познако­мились?

— Это было в 2004 году, я тогда работал учителем истории в средне­образовательной школе №44 имени Н.Лебедева. Валерий Степанович при­гласил меня на разговор, чтобы по­нять — стоит мне предлагать долж­ность младшего научного сотрудни­ка в только что созданном музее во­енной славы или нет. На тот момент в строй была введена первая очередь му­зея (площадка военной техники), тор­жественное же открытие полного му­зейного комплекса состоялось год спу­стя, с участием Президента Алексан­дра Лукашенко.

Павел Жданович и Валерий Селицкий. Фото сделано в 2006 году.

Собеседование длилось два с поло­виной часа! Узнав, что я в университе­те занимался наукой, а именно изуче­нием периода правления Екатерины II, Валерий Степанович затронул и эту тему, в которой, к моему удивлению, разбирался очень даже неплохо. В ито­ге мы расстались довольные друг дру­гом. Я же ещё и с твёрдым намерени­ем согласиться на предложение перей­ти работать в музей. Чем-чем, а даром убеждения он обладал сполна.

— А чем ещё запомнилось то со­беседование?

— Меня поразило обилие книг как в его кабинете, так и в приёмной. Зна­чительная их часть была связана с во­енной историей. После этого удив­ляться широте исторических познаний председателя облсовета уже не прихо­дилось. А они у него были потрясаю­щими! Особенно о периоде Великой Отечественной войны.

— После того как вы согласи­лись перейти работать в му­зей, часто ли приходилось общаться со своим куратором?

— Виделись едва ли не каждый день. И когда монтировали музейную экспозицию, и после её официально­го открытия он постоянно загляды­вал в музей, чтобы поговорить с на­ми. Не только с начальством, но и со всеми специалистами. У него был та­кой стиль руководства.

Во время общения могли обсуждать­ся различные вопросы по работе на­шего учреждения. Кстати, имея соб­ственное уже сформированное мне­ние, он всегда прислушивался к со­ветам профессионалов. Не скажу, что обязательно с ними соглашался, но, если видел рациональное зерно, мог скорректировать собственную пози­цию, при этом от выбранной страте­гии не отклонялся.

Помню, как Валерий Степанович всегда задавал три главных вопроса: какие идеи появились, есть ли новые экспонаты и что сделано в музее в на­учном плане. Случалось, мне нечего было ответить. Тогда он тяжко вздыхал и негромко, но укоризненно говорил: «Павел, преступно теряете время».

— Как бы вы сейчас объясни­ли его одержимость открыть в нашем городе музей военной сла­вы?

— Валерий Степанович был че­ловеком системным, последователь­ным, остро чувствующим обществен­ные проблемы и умеющим мыслить на отдалённую перспективу. Уверен, идея создания в Гомеле военного му­зея пришла к нему неслучайно. Ещё на рубеже нулевых он уловил тенден­цию, связанную с проблемой исто­рического ревизионизма, когда опре­делённые политические и псевдона­учные круги начали пересматривать итоги Второй мировой войны, при­нижать роль советского, в том числе белорусского, народа в разгроме на­цизма. Думаю, что таким образом он пытался внести свою лепту в отстаи­вание исторической правды.

— А после открытия музея плотное общение с коллекти­вом продолжилось?

— Это было не просто общение, Ва­лерий Степанович всячески способ­ствовал развитию своего детища. Воз­вращаясь из многочисленных деловых встреч, командировок, он постоянно привозил новые экспонаты, научную литературу, документы, имеющие от­ношение к нашему профилю. А когда мы доставляли в Гомель образцы во­енной техники, он постоянно был на связи и встречал нас в любое время су­ток. Кстати, это благодаря его хлопо­там в музее сейчас великолепная кол­лекция образцов военной техники, не­которые из которых имеют реальное боевое прошлое.

Полная коллекция государственных наград Республики Беларусь — тоже его рук дело. Долгое время мы были единственными её обладателями сре­ди музеев страны. Комплект был из­готовлен по спецзаказу на гомельском «Кристалле» по личному распоряже­нию Главы государства.

— Знаю, что одним военным музеем планы Валерия Селицкого не ограничивались, и он всерьёз вынашивал идею создать так называемую музейную дугу в центре Гомеля. Он с вами делился на эту тему?

— Да, много раз. На этот проект его вдохновил Санкт-Петербург, где, вы только вдумайтесь в цифру, 450 музе­ев. Он всегда говорил: в Гомеле с его архитектурой, расположением и ин­тересной историей тоже должно быть много музеев. Так появились уже упо­мянутый музей военной славы, музей криминалистики, музей истории горо­да Гомеля, музей редкой книги, музей автографа… К сожалению, в планах так и остались олимпийский музей, литературный, музей белорусов…

Музейная дуга могла бы начинать­ся от улицы Пушкина, пролегать че­рез парк с его дворцовым ансамблем и далее выходить на улицу Проле­тарскую, где раньше был историче­ский район Гомеля — Спасова Сло­бода.

Особое место в этом маршруте он планировал уделить зданию быв­шей фабрики «Полеспечать». Здесь Валерий Степанович мечтал открыть политехнический музей. Солидный, с современной начинкой, демонстра­ционными и конференц-залами, с вы­ставочной площадкой образцов тех­ники, выпускавшейся в Гомеле в раз­личные годы. Видел его не просто му­зеем достижений, а культурным и де­ловым центром, местом встреч и дис­куссий для промышленников, эконо­мистов, хозяйственников, научной и культурной общественности. Увы, не случилось.

— Тем не менее шаги, причём серьёзные, были сделаны. Например, удалось открыть музей криминалистики. Говорят, что из-за этого проекта вы сильно поссори­лись. Это правда?

— Было дело. При создании бу­дущего музея криминалистики мы спорили с ним до хрипоты, в ито­ге поссорились и нескольких меся­цев не общались. Обсуждая концеп­цию, я настаивал на том, что эта экс­позиция должна быть для служебно­го пользования. Валерий Степанович, наоборот, видел её максимально от­крытой для широкой публики. Вре­мя показало, что его подход оказался единственно верным.

В двух неболь­ших помещениях нам удалось собрать редчайшие, интереснейшие экспона­ты, и сегодня музей криминалистики входит в число лучших достопри­мечательностей Гомеля и области.

А помирились мы просто. Однаж­ды Валерий Степанович пришёл к кон­цу рабочего дня с коробкой зефира в руках и сказал всего два слова: «Да­вай поговорим». За чашкой чая, а чае­питие с зефиром было музейной тра­дицией, мы часто обсуждали насущ­ные рабочие вопросы и находили вы­ходы из сложных ситуаций. После того разговора у меня будто камень с души свалился.

— Может, вы знаете, какие про­екты ещё вынашивал Вале­рий Степанович?

— В Советском районе он планиро­вал создать музей транспорта. Даже площадку под него подобрали, за зда­нием ДК «Фестивальный». Тогдашняя глава района Татьяна Филимончик го­рячо поддержала эту идею. Были нача­ты соответствующие работы, но реали­зовать проект не получилось.

Однако недавно возник повод снова об этом вспомнить. Дал его «Гомельоблавтотранс», открывший на своей площадке уголок советского прошлого с ретро-автомобилями, бензоколонкой, телефонной будкой и другими атрибу­тами эпохи второй половины ХХ века. Мне кажется, этот проект можно с пол­ным основанием считать практической реализацией идеи Валерия Степанови­ча, пусть не в полном объёме и с не­сколько иной концепцией, но всё же.

— Давайте ещё вспомним ора­торский талант Валерия Степановича, его умение держать зал. Как думаете, когда он шёл в кол­лективы, готовился к выступлению или это всегда был экспромт?

— Знаю точно, что к любому обще­нию с аудиторией он всегда тщатель­но готовился. Утверждал, что это по­могает ему не только вникнуть в те­му, но и открыть новые для себя фак­ты. Даже в тех сферах, которые были ему прекрасно известны.

«Учти, Павел, — говорил он мне, — любая аудитория сложная, и профес­сионал должен тщательно готовить­ся к встрече». Особенно он отмечал требовательность врачей и людей на­уки. Общаться с ними неподготовлен­ным — значит заранее обречь задуман­ное на провал. С дилетантом никто на равных разговаривать не станет! Эти и другие его советы мне заполнились на всю жизнь и в последующем пригоди­лись мне как руководителю и депутату.

— Валерий Селицкий ушёл от нас три года назад. Недавнее 75-летие стало поводом задуматься о том, что память об этом человеке и руководителе можно и нужно уве­ковечить в его любимом Гомеле. Как минимум установить мемориальную доску. Интересно ваше мнение — на каком здании ей самое место?

— Да, вы правы, Гомельщину и Гомель в частности Валерий Степа­нович безумно любил и доказал это не один раз конкретными делами. Кстати, заманчивые предложения переехать в столицу ему поступали регулярно, но он сразу давал понять, что лучше горо­да в мире нет. Думаю, установка мемо­риальной доски на фасаде здания его любимого областного музея военной славы стала бы пусть небольшим, но проявлением благодарности гомельчан этому выдающемуся человеку.

Автор: Александр Евсеенко. Фото: Мария Амелина и из личного архива Павла Ждановича

Сейчас читают:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights