В этом году нашему земляку Валерию Селицкому исполнилось бы 75. Пятнадцать лет он возглавлял Гомельский областной Совет депутатов и за этот срок сделал для Гомеля и области столько, что хватило бы не на одну управленческую карьеру. Возрождение дворцово-паркового ансамбля Румянцевых и Паскевичей, создание Славянской библиотеки и ряда музеев, появление в центре города памятника Кириллу Туровскому и одноимённого сквера — вот лишь часть проектов, реализованных при непосредственном участии Валерия Степановича. Самым же главным и любимым своим детищем он всегда называл областной музей военной славы. С его бывшим директором, депутатом белорусского парламента VI созыва, а ныне — научным сотрудником Института истории Национальной академии наук Беларуси Павлом Ждановичем вспоминаем об этом легендарном человеке.
— Павел Леонидович, журналисты запомнили Валерия Селицкого как прекрасного оратора, инициативного руководителя и человека с отличным чувством юмора. А каким он остался в вашей памяти?
— Бескомпромиссным, честным, справедливым, в ряде случаев при принятии решений жёстким и категоричным. Настоящим. И очень трудолюбивым. Кандидатская диссертация, посвящённая проблемам управления регионом в чрезвычайной экологической ситуации, 87 научных публикаций, преподавание на кафедре экономики и управления Гомельского госуниверситета имени Ф.Скорины — это тоже Валерий Селицкий.
— Расскажите, как вы познакомились?
— Это было в 2004 году, я тогда работал учителем истории в среднеобразовательной школе №44 имени Н.Лебедева. Валерий Степанович пригласил меня на разговор, чтобы понять — стоит мне предлагать должность младшего научного сотрудника в только что созданном музее военной славы или нет. На тот момент в строй была введена первая очередь музея (площадка военной техники), торжественное же открытие полного музейного комплекса состоялось год спустя, с участием Президента Александра Лукашенко.
Собеседование длилось два с половиной часа! Узнав, что я в университете занимался наукой, а именно изучением периода правления Екатерины II, Валерий Степанович затронул и эту тему, в которой, к моему удивлению, разбирался очень даже неплохо. В итоге мы расстались довольные друг другом. Я же ещё и с твёрдым намерением согласиться на предложение перейти работать в музей. Чем-чем, а даром убеждения он обладал сполна.
— А чем ещё запомнилось то собеседование?
— Меня поразило обилие книг как в его кабинете, так и в приёмной. Значительная их часть была связана с военной историей. После этого удивляться широте исторических познаний председателя облсовета уже не приходилось. А они у него были потрясающими! Особенно о периоде Великой Отечественной войны.
— После того как вы согласились перейти работать в музей, часто ли приходилось общаться со своим куратором?
— Виделись едва ли не каждый день. И когда монтировали музейную экспозицию, и после её официального открытия он постоянно заглядывал в музей, чтобы поговорить с нами. Не только с начальством, но и со всеми специалистами. У него был такой стиль руководства.
Во время общения могли обсуждаться различные вопросы по работе нашего учреждения. Кстати, имея собственное уже сформированное мнение, он всегда прислушивался к советам профессионалов. Не скажу, что обязательно с ними соглашался, но, если видел рациональное зерно, мог скорректировать собственную позицию, при этом от выбранной стратегии не отклонялся.
Помню, как Валерий Степанович всегда задавал три главных вопроса: какие идеи появились, есть ли новые экспонаты и что сделано в музее в научном плане. Случалось, мне нечего было ответить. Тогда он тяжко вздыхал и негромко, но укоризненно говорил: «Павел, преступно теряете время».
— Как бы вы сейчас объяснили его одержимость открыть в нашем городе музей военной славы?
— Валерий Степанович был человеком системным, последовательным, остро чувствующим общественные проблемы и умеющим мыслить на отдалённую перспективу. Уверен, идея создания в Гомеле военного музея пришла к нему неслучайно. Ещё на рубеже нулевых он уловил тенденцию, связанную с проблемой исторического ревизионизма, когда определённые политические и псевдонаучные круги начали пересматривать итоги Второй мировой войны, принижать роль советского, в том числе белорусского, народа в разгроме нацизма. Думаю, что таким образом он пытался внести свою лепту в отстаивание исторической правды.
— А после открытия музея плотное общение с коллективом продолжилось?
— Это было не просто общение, Валерий Степанович всячески способствовал развитию своего детища. Возвращаясь из многочисленных деловых встреч, командировок, он постоянно привозил новые экспонаты, научную литературу, документы, имеющие отношение к нашему профилю. А когда мы доставляли в Гомель образцы военной техники, он постоянно был на связи и встречал нас в любое время суток. Кстати, это благодаря его хлопотам в музее сейчас великолепная коллекция образцов военной техники, некоторые из которых имеют реальное боевое прошлое.
Полная коллекция государственных наград Республики Беларусь — тоже его рук дело. Долгое время мы были единственными её обладателями среди музеев страны. Комплект был изготовлен по спецзаказу на гомельском «Кристалле» по личному распоряжению Главы государства.
— Знаю, что одним военным музеем планы Валерия Селицкого не ограничивались, и он всерьёз вынашивал идею создать так называемую музейную дугу в центре Гомеля. Он с вами делился на эту тему?
— Да, много раз. На этот проект его вдохновил Санкт-Петербург, где, вы только вдумайтесь в цифру, 450 музеев. Он всегда говорил: в Гомеле с его архитектурой, расположением и интересной историей тоже должно быть много музеев. Так появились уже упомянутый музей военной славы, музей криминалистики, музей истории города Гомеля, музей редкой книги, музей автографа… К сожалению, в планах так и остались олимпийский музей, литературный, музей белорусов…
Музейная дуга могла бы начинаться от улицы Пушкина, пролегать через парк с его дворцовым ансамблем и далее выходить на улицу Пролетарскую, где раньше был исторический район Гомеля — Спасова Слобода.
Особое место в этом маршруте он планировал уделить зданию бывшей фабрики «Полеспечать». Здесь Валерий Степанович мечтал открыть политехнический музей. Солидный, с современной начинкой, демонстрационными и конференц-залами, с выставочной площадкой образцов техники, выпускавшейся в Гомеле в различные годы. Видел его не просто музеем достижений, а культурным и деловым центром, местом встреч и дискуссий для промышленников, экономистов, хозяйственников, научной и культурной общественности. Увы, не случилось.
— Тем не менее шаги, причём серьёзные, были сделаны. Например, удалось открыть музей криминалистики. Говорят, что из-за этого проекта вы сильно поссорились. Это правда?
— Было дело. При создании будущего музея криминалистики мы спорили с ним до хрипоты, в итоге поссорились и нескольких месяцев не общались. Обсуждая концепцию, я настаивал на том, что эта экспозиция должна быть для служебного пользования. Валерий Степанович, наоборот, видел её максимально открытой для широкой публики. Время показало, что его подход оказался единственно верным.
В двух небольших помещениях нам удалось собрать редчайшие, интереснейшие экспонаты, и сегодня музей криминалистики входит в число лучших достопримечательностей Гомеля и области.
А помирились мы просто. Однажды Валерий Степанович пришёл к концу рабочего дня с коробкой зефира в руках и сказал всего два слова: «Давай поговорим». За чашкой чая, а чаепитие с зефиром было музейной традицией, мы часто обсуждали насущные рабочие вопросы и находили выходы из сложных ситуаций. После того разговора у меня будто камень с души свалился.
— Может, вы знаете, какие проекты ещё вынашивал Валерий Степанович?
— В Советском районе он планировал создать музей транспорта. Даже площадку под него подобрали, за зданием ДК «Фестивальный». Тогдашняя глава района Татьяна Филимончик горячо поддержала эту идею. Были начаты соответствующие работы, но реализовать проект не получилось.
Однако недавно возник повод снова об этом вспомнить. Дал его «Гомельоблавтотранс», открывший на своей площадке уголок советского прошлого с ретро-автомобилями, бензоколонкой, телефонной будкой и другими атрибутами эпохи второй половины ХХ века. Мне кажется, этот проект можно с полным основанием считать практической реализацией идеи Валерия Степановича, пусть не в полном объёме и с несколько иной концепцией, но всё же.
— Давайте ещё вспомним ораторский талант Валерия Степановича, его умение держать зал. Как думаете, когда он шёл в коллективы, готовился к выступлению или это всегда был экспромт?
— Знаю точно, что к любому общению с аудиторией он всегда тщательно готовился. Утверждал, что это помогает ему не только вникнуть в тему, но и открыть новые для себя факты. Даже в тех сферах, которые были ему прекрасно известны.
«Учти, Павел, — говорил он мне, — любая аудитория сложная, и профессионал должен тщательно готовиться к встрече». Особенно он отмечал требовательность врачей и людей науки. Общаться с ними неподготовленным — значит заранее обречь задуманное на провал. С дилетантом никто на равных разговаривать не станет! Эти и другие его советы мне заполнились на всю жизнь и в последующем пригодились мне как руководителю и депутату.
— Валерий Селицкий ушёл от нас три года назад. Недавнее 75-летие стало поводом задуматься о том, что память об этом человеке и руководителе можно и нужно увековечить в его любимом Гомеле. Как минимум установить мемориальную доску. Интересно ваше мнение — на каком здании ей самое место?
— Да, вы правы, Гомельщину и Гомель в частности Валерий Степанович безумно любил и доказал это не один раз конкретными делами. Кстати, заманчивые предложения переехать в столицу ему поступали регулярно, но он сразу давал понять, что лучше города в мире нет. Думаю, установка мемориальной доски на фасаде здания его любимого областного музея военной славы стала бы пусть небольшим, но проявлением благодарности гомельчан этому выдающемуся человеку.
Автор: Александр Евсеенко. Фото: Мария Амелина и из личного архива Павла Ждановича
Сейчас читают:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram