У Дедов Морозов из Гомеля есть секрет. Рассказываем какой

Каждый день эти милые женщины дарят заботу малы­шам, для которых они в детском саду практически вторые мамы. Но несколько раз в году воспитате­ли примеряют на себя необычную роль: прикрепляют бороды, берут в руки посох и превращаются… в Дедов Морозов. Все наши сегод­няшние героини главного новогод­него волшебника на утренниках играют годами. В основном из-за дефицита в детских садах мужчин. Но воспитательница в роли Деда Мороза даже лучше, считают они. Почему? Рассказываем в нашем материале.

«Стараюсь быть энергичным Дедом»

Татьяна Худолеева, воспитатель детского сада №124, стаж в роли Деда Мороза 15 лет

Татьяна Николаевна встречает нас в костюме Деда Мороза. Говорит, пе­ред праздниками в детском саду что ни день, то утренник. В этом году нуж­но отыграть пять разных сценариев,

поэтому из образа она практически не выходит. «Даже когда не в гриме, в душе я сейчас всё равно Дед Мороз», — сме­ётся воспитатель и подтверждает свои слова зычным «С Новым годом!»

Если бы не знали, никогда бы не дога­дались, что за бородой скрывается хруп­кая женщина.

Сама Татьяна Худолеева, правда, хрупкой себя не считает.

— Мне никогда не доверяли играть Снегурочку, потому что фактура не по­зволяет. Я всегда была такой большой и высокой, крупной. А для образа сказоч­ного деда — самое то!

Воспитателем наша героиня работа­ет 25 лет и уже на протяжении 15 лет каждый год играет на утренниках Де­да Мороза. За это время стала настоль­ко опытной, что разоблачения со сто­роны детей не боится. Обязательно как-нибудь выкрутится. Да и случает­ся такое редко.

— У своих детей на утренниках я ведущая, поэтому Деда Мороза игра­ет кто-то другой. А в тех группах, где в образе к детям выхожу я, они меня как воспитателя не настолько хорошо знают. Спасает грим, накладной нос и брови.

Было время, по словам нашей герои­ни, когда в садике пытались приобщать к роли пап. Но опыт оказался неудач­ным. На мероприятии мужчины обычно очень стеснялись, стояли как вкопанные и с трудом произносили свою речь. В об­щем, никаким артистизмом и не пахло.

— А детям, им же нужна обратная связь. Чтобы дедушка с ними поговорил, поиграл, чтобы в диалоги с другими пер­сонажами вступал. Той же Бабой-ягой, Лешим. Папы обычно заняты и на ре­петиции не приходят, поэтому в сцена­рии ориентируются очень слабо. А под­сматривать в шпаргалку, для этого тоже нужна сноровка и опыт.

Дед Мороз у Татьяны Николаевны по­лучается грозный, но задорный и весё­лый. Настоящий, как в советской сказ­ке «Морозко». По крайней мере, имен­но на него она ориентируется, когда ре­петирует роль.

— Знаете, я в целом на утреннике люблю подурачиться и повеселить де­тей. В этом плане мне очень нравится играть отрицательных персонажей. Я бывала и Лешим, и Бабой-ягой, и Не­погодицей, и Бармалеем. У них свободы действий больше. Но и Дедом стараюсь быть весёлым и энергичным, плясать с ребятами, шутить. А не этаким старич­ком, который засыпает под стихи.

Роль сказочного волшебника — очень важная. Дошкольники, несмотря на всю их продвинутость, верят в чудо. Они хо­тят видеть в персонаже именно насто­ящего Деда Мороза, и нужно, считает Татьяна Худолеева, внимательно отно­ситься к этому. Чтобы не обидеть ре­бёнка невзначай, не разбить его хруп­кий детский мир.

— Я на утреннике могу сделать вид, что даю подарок, а потом забираю. И спрашиваю: «А ты хорошо себя вёл в этом году?» Обычно выбираю мальчи­шек, и, знаете, таких, чтоб похулига­нистее. Но однажды попался мальчик-одуванчик, у него прямо глазки от моей выходки налились слезами. Очень неж­ный! Не угадала с характером. Теперь стараюсь внимательнее к таким «шут­кам» подходить.

Новый год семья Худолеевых будет встречать дома. Дочкам Веронике и Ари­не, которым уже 11 и 15 лет, подарки всё равно положат под ёлку.

— Конечно, сейчас они уже всё пони­мают. Но верили в Деда Мороза долго. И ещё ни разу не получили подарки на Новый год от нас с мужем лично, всег­да находят их утром под ёлкой. Такая традиция. И содержимое коробок для них — сюрприз. Хоть это и те вещи, ко­торые они хотят. О них мы выведываем потихоньку в разговорах на протяжении года и делаем себе заметки.

«Детей разочаровывать нельзя»

Ирина Столярова, воспитатель санаторного детского сада №128, стаж в роли Деда Мороза 20 лет

У Ирины Столяровой творческий де­бют на её первом утреннике состоялся в роли Кощея.

— Было это 20 лет назад, когда я из помощника воспитателя после оконча­ния нашего гомельского педколледжа перешла на работу воспитателем. И сра­зу получила такую вот роль. Признаться, я на неё тогда хорошо подходила, — сме­ётся Ирина Ивановна. — В следующем году тоже собиралась играть Кощея, но заболела коллега, которая должна была быть в образе Деда Мороза, и срочно по­надобилась замена.

Была не была, решилась Ирина Ива­новна. Надела шубу, поверх неё — ко­стюм Деда Мороза, чтобы казаться со­лиднее. А то слишком худым получал­ся сказочный дедушка. Так и отвела утренник.

— Волновалась жутко, слов не знала. Повесила на посох огромную шпаргал­ку. И до сих пор ими, кстати, пользуюсь. В этом году у нас 11 утренников, дай-ка всё запомнить.

Ирина Столярова в роли Деда Моро­за приходит на утренники исключитель­но к малышам. А если за переодевани­ем в сказочного Деда её вдруг замечает её группа, то у неё заготовлен беспрои­грышный ответ: «Вас ребятишек мно­го, а Дед Мороз один. Как везде успеть? Вот я у него и работаю в помощницах. Сам лично выдал мне волшебную боро­ду и посох!»

Однажды после такой тирады маль­чик подошёл к Ирине Ивановне и про­тянул свои конфеты. Передай, мол, на­стоящему Деду Морозу, пусть сил наби­рается и к нам скорее приходит.

— А ещё меня умиляет, когда дети на­чинают что-то подозревать и сидят с за­говорщицким видом. Смотрят скепти­чески так, вроде «угу-угу, нас не обма­нешь, знаем мы, кто ты». Но на утрен­нике молчат, не выдают меня вроде как.

За 20 лет дедморозовского стажа случались разные курьёзы. Однажды порвалась верёвка на бороде и Ирине Ивановне пришлось всё выступление держать бороду в зубах, чтоб не упала.

— На другом утреннике по сцена­рию нужно было снять рукавицу и от­дать ребятам. Я, значит, делаю это и по­нимаю, что у меня ногти-то с маникю­ром! Пришлось руку быстро прятать в рукав. Но сейчас уже продумываю всё от начала до конца и стараюсь таких ляпов не допускать.

Для сохранения «инкогнито» воспи­татель даже очки Деду Морозу купила отдельные, чтобы переодевать вместо тех, в которых постоянно ходит. Но од­нажды «беда» пришла, откуда не ждали. В 128-й детский сад, где работает Ири­на Столярова, теперь ходит её внук. Вот трёхлетний Денис и разоблачил во вре­мя представления Деда Мороза, прокри­чав громко «Бабушка, это ты!»

— Когда внуку было 1,5 года, по­здравила его на Новый год в образе Де­да Мороза и вручила подарки. Он был в восторге и меня тогда не узнал. Ну а на утреннике годом позже этот номер уже не прошёл… Так что теперь придётся опять просить соседа, чтобы переодел­ся в Деда Мороза. С моими детьми это срабатывало.

Совсем недавно у Ирины Ивановны родилась внучка, и к ней она тоже пла­нирует в следующем году заглянуть в сказочном образе. Потому что, считает, детям нужно дарить много радости. Ра­зочаровывать их нельзя. А в Новый год малышня особенно ждёт чуда.

В детстве наша героиня и сама долго верила в Деда Мороза.

— Я приходила домой из садика, по­том со школы, а ёлка уже была наряже­на. Наряжал её всегда папа, но это я по­том узнала. А он говорил, что Дед Мо­роз прилетал и ёлочку нарядил. И я ве­рила. И детям потом своим так же гово­рила. Сам Дед Мороз тоже всегда прихо­дил — статный, серьёзный, в синей шап­ке и шубе. Но кто это был, до сих пор не знаю. У папы спрашивала, так он не признался. А может, это сам папа и был!

«Если очень ждёшь чуда, оно произойдёт»

Людмила Громыко, воспитатель санаторного детского сада №14, стаж в роли Деда Мороза 30 лет

Пышная борода, шапка со сверкаю­щей брошью, шуба с огромным мехо­вым воротником. В этом году в 14-м детском саду пошили Деду Морозу но­вый костюм, который не без гордости демонстрируют. В нём Людмила Ива­новна действительно похожа на ска­зочного волшебника, который прямо с Северного полюса заглянул к ребятам на утренник.

Первого своего Деда Мороза наша ге­роиня сыграла в 19 лет, как только при­шла работать в детский сад.

— Я сразу хотела именно эту роль, наверное, поэтому она удалась. По­сле утренника родители сказали много

тёплых слов, благодарили, а главное, все улыбались, всем было весело. Мы тан­цевали и пели вместе. И взрослые тоже в тот момент почувствовали себя немного детьми и поверили в чудо. А это для ме­ня самое главное, дарить радость!

Сегодня Людмила Ивановна уже ма­ма двоих детей и бабушка четверых вну­ков, за плечами у неё почти стажа в роли Деда Мороза, но она по-прежнему в но­вогодние праздники ждёт чуда.

— Если верить, то оно обязательно случится. Однажды перед Новым го­дом выписали из роддома под ёлочку моего внука Даню. Мы думали, что всё будет очень плохо, но врачи совершили буквально чудо. Вот сейчас у меня муж не может выехать из Казахстана из-за плохой погоды. Сможет ли он вырвать­ся к Новому году и к своему 60-летию, мы не знаем. Но верим в то, что наш па­па и дедушка успеет на праздник.

Было в дедморозовской биографии Людмилы Ивановны достаточно весё­лых историй, которые сейчас вспоми­наются с улыбкой. Однажды детсадов­цы вычислили её по часам на руке, и по­сле этого она начала внимательнее отно­ситься к мелочам.

— Я стала снимать всю бижутерию перед выступлением, перестала пользо­ваться в этот день своей обычной пар­фюмерией. Чтобы дети действительно поверили, что к ним пришёл настоящий Дед Мороз.

Для этого наша героиня и в роль погружается максимально, постоянно про себя проговаривает её. Причём не только в детском саду и на репетициях.

— Помню, как-то иду домой, а живу я в Монастырьке. Тёмная улица, прохо­жих нет. Я репетирую роль и представ­ляю, как громогласно говорю мужским таким зычным голосом «Здравствуйте, девчонки и мальчишки!». А потом по­нимаю, что говорю я это всё не про се­бя, а в голос. Так, что эхо разносится!

Как самому опытному Деду Морозу сейчас Людмиле Громыко доверяют утренники у детей, которые только пришли в этом году в сад. Если вдруг какой-нибудь малыш нач­нёт плакать, у неё есть свой секрет, как его успокоить.

— В этот момент я беру ребёнка на руки и немножко приспускаю боро­ду. Не для того, чтобы он узнал меня.

В большинстве своём маленькие дет­ки этого не смогут сделать всё равно. Но они подсознательно реагируют на знакомое лицо и начинают вести се­бя намного спокойнее. А чтобы они привыкли к моему голосу, я захажи­ваю в группу периодически начиная с сентября.

Кстати, свой посох Людмила Ива­новна недавно передала по наслед­ству. В этом году в старших группах в роли Деда Мороза впервые высту­пит её внук Матвей, ученик 71-й гим­назии.

Огорчает нашу героиню лишь то, что детям сегодня проще поверить в существование героев современных мультфильмов, чем в традиционного Деда Мороза.

— Родителям своих воспитанни­ков я постоянно что-нибудь рекомен­дую. Перед Новым годом, например, можно включить детям «Снеговика-почтовика». А если мамы жалуются, что ребёнок не смотрит, потому что графика не та, говорю: «Сядьте и по­смотрите мультфильм вместе с ним. И вы увидите, воспримет его малыш совсем по-другому».

Автор: Елена Чернобаева. Фото: Мария Амелина

Сейчас читают:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights