История учителя из Гомеля, работающего более 40 лет на одном месте

В Гомельский химико-технологический колледж Александр Петренко пришёл работать преподавателем математики и прикладной информатики в далёком 1983 году. За эти годы сам колледж, ранее известный как профессионально-техническое училище №78, несколько раз уже сменил своё название. Через судьбу учителя-«рекордсмена» пытаемся понять: стоит ли всю жизнь трудиться на одном месте?

До училища выпускник матема­тического факультета Гомельского государственного университета Александр Петренко успел пора­ботать на заводе радиотехниче­ского оснащения, в последующем ставшим «Ратоном». Предприятие считалось первенцем радиомаши­ностроения в Беларуси и специа­лизировалось на выпуске станков с ЧПУ. Здесь было и собственное СКБ (специальное конструктор­ское бюро), выполнявшее заказы для оборонной промышленности.

— Вот меня туда и взяли, по­скольку в университете мы уже изучали вычислительную техни­ку. Два года добросовестно зани­мался разработкой печатных плат, а потом математика взяла верх, — улыбается Александр Михай­лович. — Я этот предмет со шко­лы очень любил, а тут в производ­ственной рутине подзабывать стал. Как раз в это время мой сосед, Ни­колай Несолёный, работавший в управлении образования, подска­зал, что в ПТУ-78 вакансия учи­теля математики образовалась. Я и воспользовался шансом.

Люди постарше знают, а для мо­лодёжи стоит уточнить: училище тогда гремело на всю страну. По­мимо токарей, фрезеровщиков, электриков, здесь готовили залив­щиков, формовщиков и модельщи­ков для литейного производства. Это было единственное на весь не­объятный Советский Союз учеб­ное заведение такого типа, где име­лось собственное литейное произ­водство. А в этом деле, утвержда­ет наш герой, без точных расчётов не обойтись.

Да и рабочих обычных специ­альностей здесь готовили на со­весть. В адрес училища со всех концов СССР потоком шли бла­годарственные письма от руково­дителей предприятий, где работа­ли выпускники гомельского ПТУ. Особенно Александру Петренко запомнилось одно:

— Не помню, откуда оно при­шло, но смысл был такой: ваши токари — настоящие универсалы. Оказалось, наш выпускник само­стоятельно смог выточить додека­эдр в металлическом шаре. Про­сверлил отверстие и внутри него выточил многогранник из 12-ти граней! Такое не каждому опыт­ному токарю или фрезеровщику под силу.

Ближе к началу 90-х в учебную программу ввели предмет «вычис­лительная техника», впоследствии трансформировавшийся в инфор­матику. Хотя, не без улыбки вспо­минает Александр Михайлович, какая тогда техника была. Верхом достижения прогресса считался программируемый калькулятор. Учащиеся в восторг приходили, когда для получения искомого ре­зультата при решении квадрат­ных, биквадратных и даже куби­ческих уравнений достаточно бы­ло в запрограммированную фор­мулу подставить заданные значе­ния «a», «b», «c» и «d».

Теперь, сокрушается математик, этим никого не удивишь. Наобо­рот, некоторые учащиеся откры­то заявляют, мол, зачем мне ваша математика, если за меня всё мо­бильник сделает? Так-то оно так, соглашается Александр Михай­лович, но не плохо бы для расчё­тов и другими средствами уметь пользоваться. Костяными счёта­ми, например, арифмометром, ло­гарифмической линейкой. В них точно никогда не сядет батарея, приводит главный аргумент учи­тель.

Кстати говоря, сам Александр Михайлович логарифмическую линейку освоил задолго до 8-го класса, когда её изучали в совет­ской школе. Отец его был началь­ником слесарного цеха одной из ПМК в Черкасской области (Укра­ина). По роду деятельности ча­стенько пользовался этим прото­типом компьютера. Заодно и сы­на научил.

Самыми сложными в своей тру­довой биографии Александр Петренко называет 90-е годы прошлого века. Особенно первую их по­ловину, когда профессиональное образование в стране практически оставили без внимания. И откровен­но признаётся — был бы рядовым преподавателем, наверняка пошёл бы искать лучшую долю в другом месте. Но тогда он занимал должность заместителя директора училища по учебной работе.

Это, поясняет он, большая ответственность, которую не снимешь с себя, как старый пиджак. К тому же училище, в котором он уже проработал более десяти лет, нужно было спасать. В конце концов, это не только здание, но и сотни молодых парней и девушек, только начинающих самостоятельную жизнь ответственность, которую не сбросишь с плеч, как старый пиджак.

– Не мог допустить, чтобы им на самом взлёте подрезали крылья. Вот и остался, – говорит он.

В его словах нет ни капли пафоса, только искренняя любовь и забота о своих учениках. По приблизительным подсчётам Александра Михайловича, за 42 года педагогической деятельности он обучил более 15 тысяч ребят. Среди них были разные ребята – добросовестные и не очень, трудолюбивые и ленивые, талантливые и те, кому всё давалось лишь трудом и настойчивостью. Но нет никого, кто при встрече не пожал бы ему руку и не поблагодарил за когда-то данный совет: «учите математику, без неё в голове будет каша».

belkagomel.by. Фото: Мария Амелина

Сейчас читают:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...