В Гомельский химико-технологический колледж Александр Петренко пришёл работать преподавателем математики и прикладной информатики в далёком 1983 году. За эти годы сам колледж, ранее известный как профессионально-техническое училище №78, несколько раз уже сменил своё название. Через судьбу учителя-«рекордсмена» пытаемся понять: стоит ли всю жизнь трудиться на одном месте?

До училища выпускник математического факультета Гомельского государственного университета Александр Петренко успел поработать на заводе радиотехнического оснащения, в последующем ставшим «Ратоном». Предприятие считалось первенцем радиомашиностроения в Беларуси и специализировалось на выпуске станков с ЧПУ. Здесь было и собственное СКБ (специальное конструкторское бюро), выполнявшее заказы для оборонной промышленности.
— Вот меня туда и взяли, поскольку в университете мы уже изучали вычислительную технику. Два года добросовестно занимался разработкой печатных плат, а потом математика взяла верх, — улыбается Александр Михайлович. — Я этот предмет со школы очень любил, а тут в производственной рутине подзабывать стал. Как раз в это время мой сосед, Николай Несолёный, работавший в управлении образования, подсказал, что в ПТУ-78 вакансия учителя математики образовалась. Я и воспользовался шансом.

Люди постарше знают, а для молодёжи стоит уточнить: училище тогда гремело на всю страну. Помимо токарей, фрезеровщиков, электриков, здесь готовили заливщиков, формовщиков и модельщиков для литейного производства. Это было единственное на весь необъятный Советский Союз учебное заведение такого типа, где имелось собственное литейное производство. А в этом деле, утверждает наш герой, без точных расчётов не обойтись.

Да и рабочих обычных специальностей здесь готовили на совесть. В адрес училища со всех концов СССР потоком шли благодарственные письма от руководителей предприятий, где работали выпускники гомельского ПТУ. Особенно Александру Петренко запомнилось одно:
— Не помню, откуда оно пришло, но смысл был такой: ваши токари — настоящие универсалы. Оказалось, наш выпускник самостоятельно смог выточить додекаэдр в металлическом шаре. Просверлил отверстие и внутри него выточил многогранник из 12-ти граней! Такое не каждому опытному токарю или фрезеровщику под силу.

Ближе к началу 90-х в учебную программу ввели предмет «вычислительная техника», впоследствии трансформировавшийся в информатику. Хотя, не без улыбки вспоминает Александр Михайлович, какая тогда техника была. Верхом достижения прогресса считался программируемый калькулятор. Учащиеся в восторг приходили, когда для получения искомого результата при решении квадратных, биквадратных и даже кубических уравнений достаточно было в запрограммированную формулу подставить заданные значения «a», «b», «c» и «d».
Теперь, сокрушается математик, этим никого не удивишь. Наоборот, некоторые учащиеся открыто заявляют, мол, зачем мне ваша математика, если за меня всё мобильник сделает? Так-то оно так, соглашается Александр Михайлович, но не плохо бы для расчётов и другими средствами уметь пользоваться. Костяными счётами, например, арифмометром, логарифмической линейкой. В них точно никогда не сядет батарея, приводит главный аргумент учитель.

Кстати говоря, сам Александр Михайлович логарифмическую линейку освоил задолго до 8-го класса, когда её изучали в советской школе. Отец его был начальником слесарного цеха одной из ПМК в Черкасской области (Украина). По роду деятельности частенько пользовался этим прототипом компьютера. Заодно и сына научил.
Самыми сложными в своей трудовой биографии Александр Петренко называет 90-е годы прошлого века. Особенно первую их половину, когда профессиональное образование в стране практически оставили без внимания. И откровенно признаётся — был бы рядовым преподавателем, наверняка пошёл бы искать лучшую долю в другом месте. Но тогда он занимал должность заместителя директора училища по учебной работе.
Это, поясняет он, большая ответственность, которую не снимешь с себя, как старый пиджак. К тому же училище, в котором он уже проработал более десяти лет, нужно было спасать. В конце концов, это не только здание, но и сотни молодых парней и девушек, только начинающих самостоятельную жизнь ответственность, которую не сбросишь с плеч, как старый пиджак.
– Не мог допустить, чтобы им на самом взлёте подрезали крылья. Вот и остался, – говорит он.

В его словах нет ни капли пафоса, только искренняя любовь и забота о своих учениках. По приблизительным подсчётам Александра Михайловича, за 42 года педагогической деятельности он обучил более 15 тысяч ребят. Среди них были разные ребята – добросовестные и не очень, трудолюбивые и ленивые, талантливые и те, кому всё давалось лишь трудом и настойчивостью. Но нет никого, кто при встрече не пожал бы ему руку и не поблагодарил за когда-то данный совет: «учите математику, без неё в голове будет каша».

belkagomel.by. Фото: Мария Амелина
Сейчас читают:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram








