Восточный обход, жилые кварталы и тематические скверы. Большое интервью с мэром Гомеля

Свой 883-й день рождения Гомель встретил с масштабными обновлениями. Весной завершилась реконструкция самого длинного пешеходного путепровода в Беларуси, который теперь надёжно соединяет Сельмаш и Старый Аэродром. Скоро закончится капитальный ремонт ещё одного важного объекта городской инфраструктуры — моста через реку Сож в районе улицы Баумана. Ну и самое главное — наконец началась реализация крупнейшего в современной истории города проекта — строительство магистрали «Восточный обход». О ходе идущих вовсю работ и новых градостроительных планах поговорили с председателем Гомельского горисполкома Владимиром Приваловым.

— Предлагаю начать наш разговор с главной и самой обсуждаемой за последние годы темы — возобновлении работ на Восточном обходе. Знаю, что сейчас на объекте работают дорожные службы, а когда сюда придут мостостроители и начнут строить автомобильный мост через Сож?

— Тема действительно для города важная, а потому активно обсуждаемая. Работы на Восточном обходе возобновились спустя почти пятнадцать лет. Сейчас идёт реализация первого из четырёх этапов масштабного проекта — строительство магистральной дороги от улицы Мазурова до Добрушской с автомобильным мостом через Сож.

Выделенное финансирование позволит нам завершить формирование основы дороги, а это 2 км сухопутного участка. Для этого разрабатывается карьер «Иговское» в Добрушском районе, отсюда сейчас и добывается песок для насыпи, что очень удобно с точки зрения логистики. Аналогичные работы для резерва грунта начаты по карьеру «Берёзки». На этих работах генподрядчиком выступает «Гомельоблдорстрой».

Также на выполнение части работ до 2029 года заключён договор с предприятием «Мостострой», его специалисты будут возводить тот самый мост через Сож. А точнее —два параллельных моста, по аналогии с тем, что на улице Фрунзе. Сейчас выполняются работы, связанные с подачей электричества на строительную площадку. В планах на этот год — построить площадку надвига пролётного строения, а также зайти в реку — установить буронабивные сваи для последующего устройства трёх монолитных опор.

— В своё время отложили начало работ на Восточном обходе из-за необходимости начать не менее важный для города проект — строительство мусороперерабатывающего завода. Тогда так и говорили: если не построим его в ближайшее время, Гомель утонет в мусоре. Как скоро новый завод введут в эксплуатацию?

— Строительство регионального комплекса по обращению с твёрдыми коммунальными отходами ведётся в восьми километрах от Гомеля и находится в самой активной фазе. Одни объекты готовы уже процентов на 90, другие — наполовину. Напомню, генеральным подрядчиком на этом объекте является Гомельский ДСК.

Строительство будет завершено во второй половине следующего года. Потребуется время на пусконаладочные работы, но к концу 2026-го завод должен заработать.

В отличие от существующего экспериментального завода на Объездной, на новом предприятии сортировка отходов будет производиться полуавтоматическим методом с извлечением вторичных материальных ресурсов. Всего будут работать три линии: две для смешанного потока и одна — для отходов, прибывших от раздельного сбора.

Мощность нового комплекса составит 264 тыс. тонн отходов в год. Он будет принимать отходы города Гомеля, а также Гомельского, Речицкого, Лоевского, Чечерского, Добрушского, Ветковского и Буда-Кошелёвского районов.

— Что произойдёт с действующим полигоном на Речицком шоссе?

— После ввода в эксплуатацию нового комплекса действующий полигон отходов будет закрыт с последующей рекультивацией. Этот процесс не быстрый, так как нужны годы для стабилизации полигона. С 2012 года здесь работает установка для добычи свалочного газа, используемого для производства электроэнергии. Простоит она здесь до тех пор, пока в теле полигона происходят процессы образования этого газа.

В последующем будет разработан проект рекультивации с пониманием того, как полигон будет использоваться в дальнейшем. Безусловно, в проект будут заложены природоохранные мероприятия для предотвращения попадания вредных элементов в почву и грунтовые воды.

— В эти дни идёт капитальный ремонт пешеходного моста через Сож. Судя по сообщениям в вашем tg-канале, в проект внесены креативные решения. Причём, как говорят дорожники, это ваша личная инициатива и на выходе должно получиться что-то оригинальное. Можете об этом рассказать подробнее?

— К этому мосту я отношусь как к уникальной городской достопримечательности. Да, можно было выполнить типовой капремонт, но решили подойти к процессу творчески, не ограничиваясь лишь техническим обновлением. Мост будет наполнен новыми архитектурными решениями, интересными дизайнерскими элементами, фотозонами и, уверен, станет любимой городской локацией.

Уже заменили монолитную плиту, укрепили балки и опоры, полностью забетонировали пешеходную часть, по ней вместо асфальта будет уложена разноцветная мелкоштучная плитка со встроенной подсветкой. Перила на всём протяжении станут оцинкованными. Как и центральная арка в тёмное время суток, они будут подсвечиваться в динамическом режиме. Для любителей экстрима оборудуем специальные площадки из стекла с видом на Сож.

С обоих входов на мост пешеходов будет встречать самый известный символ города — рысь. Малые архитектурные формы создала гомельский скульптор Яна Коновалова. Они будут из бронзы, их отольют на Минском литейном дворе. Мы неоднократно встречалась с Яной в мастерской, советовались и обсуждали тему. Она человек очень творческий, искренне любит город, поэтому дорожники правы — на выходе будет что-то оригинальное.

Вместе с ними основные объёмы на объекте выполняют мостостроители. С учётом выявленных ими дефектов, потребовавших проектных решений, планируем работы завершить в ноябре.

— В июле в Гомеле открыли сквер Спасателей, сегодня — сквер Энергетиков. Похоже, создание тематических скверов становится трендом в нашем городе…

— Да, продолжать список профессий можно долго, главное, чтобы инициатива исходила именно от людей или трудовых коллективов, как это было в случае с «Гомельэнерго». Сквер Энергетиков обустроили в Советском районе, на территории которого находятся головное предприятие и шесть его филиалов. Получилось очень уютное место с активными и спокойными зонами отдыха. И, конечно, с эффектной вечерней подсветкой.

Настоящую гордость я испытываю за реализацию совместной с МЧС инициативы — создание первого в Беларуси сквера Спасателей. Расположенный на пересечении проспекта Речицкого и улицы Сосновой, этот сквер служит символом уважения к службе спасателей и является памятником ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС. В центре установили бронзовую скульптуру спасателя с ребёнком. В следующем году тут появится композиция под названием «Память героям Чернобыля», ведь среди ликвидаторов той трагедии было 684 пожарных из Гомельской области.

Также в этом году открыли обновлённый сквер в честь архиепископа Гомельского и Жлобинского Аристарха. Получилось не только место для комфортного отдыха, но и локация для праздничных мероприятий, кинопоказов под открытым небом и выступлений творческой молодёжи. Здесь установили сцену, оборудовали зону для выездных свадебных регистраций.

Ещё один повод для гордости — модернизация сквера у Центрального рынка, где появилась современная площадка с уличными тренажёрами, детским городком, удобными скамейками с подсветкой и дополнительными местами парковки. Гомелю, особенно в центральной части, очень не хватает таких точек притяжения, где бы дети могли отдыхать, а молодёжь — заниматься спортом. Работу в этом направлении продолжим.

— Какие подарки город и его жители получили непосредственно ко Дню города?

— Завершились масштабные работы по благоустройству сквера, который носит имя Павла Осиповича Сухого — выдающегося авиаконструктора, детство которого прошло в Гомеле. Этот уголок отдыха на проспекте Ленина сегодня заиграл новыми красками. Специалисты обновили бюст и постамент, установили новые гранитные плиты, скамейки и лавочки-качели, добавили зелени и современного освещения. Главной же изюминкой этой зоны отдыха стал отремонтированный фонтан с уменьшенной моделью легендарного самолёта Су.

По традиции в каждом районе города открыли многофункциональные площадки — возле школы №73, на территории школы №11, на улицах Денисенко и Царикова, а самую большую в городе — на пересечении бульвара Газеты «Гомельская праўда» и улицы Головацкого. Этот проект поддерживают губернатор и Президентский спортивный клуб. Судя по отзывам местных жителей, такие спортивно-игровые комплексы с детским городком, уличными тренажёрами, брусьями для воркаута, футбольным и баскетбольным полями очень востребованы. Со своей стороны я попросил детей бережно относиться к установленному оборудованию, а родителей — поощрять желание ребят играть на улице и учить их командным играм. Тогда телефонов и компьютеров в их жизни будет меньше, а здоровье — крепче.

Также мы отреагировали на пожелание людей с инвалидностью. Ещё один проект, реализованный ко Дню города при поддержке Президентского спортивного клуба — обустройство детской инклюзивной площадки на улице Юбилейной. Аналогов такой зоны отдыха в городе нет. Свой игровой комплекс, интерактивные стенды, которые развивают воображение, и специальные качели теперь будут доступны ребятам независимо от их физического здоровья. Но на этом не остановимся: будем и дальше развивать инфраструктуру для горожан с инвалидностью, потому что они полноправные члены нашего общества.

При поддержке предприятий в городе появились новые арт-объекты. На улице Советской установлен «Паровоз» — подарок городу от железнодорожников. На въезде с трассы М-8 гостей встречает стильная копия комбайна «Гомсельмаш», символизирующая мощный промышленный потенциал региона. Обе скульптуры оснащены светодиодной подсветкой, благодаря чему они сияют не только днём, но и притягивают взгляды в тёмное время суток. Кроме того, частное предприятие «Полидрев» подарило городу необычную скульптуру рыси, которая заняла место в зоне отдыха «Пруды» в Новобелицком районе и гармонично дополнила уже полюбившуюся инсталляцию «Я люблю Гомель».

Уверен, этот праздник города многим запомнится надолго двумя потрясающими фестивалями — деревянных и песочных скульптур. Работы мастеров украсили городские зоны отдыха: песочные фигуры будут радовать глаз до первых заморозков в районе Волотовских озёр, а искусно вырезанные из дуба деревянные скульптуры останутся с нами на многие годы в парке Фестивальном. Слежу за отзывами в гомельских пабликах и вижу, что эта тема действительно, как говорит молодёжь, «зашла», стала близка людям. Значит, мы движемся в правильном направлении и дарим городу новые смыслы и эмоции.

— Гомель всех удивил строительством самых высоких в стране 24-этажных домов в панельном исполнении. Так называемые небоскрёбы возводятся на улице Мазурова. А где ещё планируется применить этот опыт?

— Откровенно говоря, я и сам удивился, когда узнал, что наши панельные «небоскрёбы» самые высокие в стране. На один этаж выше, чем в Новой Боровой — там такого конструктива дома до 23 этажей. Своеобразный рекорд установили строители Гомельского ДСК.

Город продолжит развиваться и расти вверх. Два 24-этажных дома на улице Барыкина станут воротами в Советский район. По конструктиву они всё-таки будут отличаться от тех, что сейчас строит ДСК на улице Мазурова. По крайней мере, «Гомельпроект» видит их несколько другими. О сроках реализации говорить пока рано. На той же улице Барыкина есть другие точки приложения сил. Многие, кто давно не был в Гомеле, наверняка удивляются произошедшим здесь переменам. Вместо частного сектора выросли красивые высотки переменной этажности с высокими арками и эркерами на фасадах.

Также строительство ещё одного жилого дома повышенной этажности (22) ожидается в Мельниковом Луге. Здесь, между улицами Мазурова, Головацкого и Восточным обходом, планируется построить жилой квартал «Бульвар». А это восемь многоквартирных домов разной высоты — от шести этажей до упомянутых 22. Отведено место для создания общественных пространств, озеленения и инфраструктуры для жителей микрорайона.

Уже прошло общественное обсуждение архитектурной концепции, и её одобрил градостроительный совет. Знаю, что Гомельский ДСК готов зайти на эту площадку в конце 2026 года.

— На улице Барыкина запланировано строительство нового корпуса школы №3. На каком этапе этот проект?

— Завершена разработка предпроектной документации, которой занимался институт «Гомельпроект». Архитекторы предложили рядом с существующим зданием возвести четырёхэтажный корпус с двумя бассейнами, учебными аудиториями, столовой, концертным залом, а соединить строения между собой стеклянной галерей. В новом корпусе будут заниматься и старшие, и младшие дети.

Строительство запланировано на 2027 год и будет финансироваться из областного бюджета. Для реализации проекта будут снесены пять домов на улице Барыкина.

— Застройка микрорайона №59а в активной фазе. Строятся четыре дома из восьми планируемых. В каком из них всё-таки будет встроенная поликлиника?

— Все дома строит Гомельский ДСК по заказу городского УКСа. Дом под номером 79 на генплане будет включать встроенную государственную поликлинику. Сроки его строительства ещё не определены.

На выходе должен получиться небольшой и уютный микрорайон почти на 1200 квартир с тремя дворами без машин. Подъезды спроектированы сквозными: выйти из них можно будет как во двор, так и к парковочной линии, которая окаймит микрорайон по периметру.

— Вы много внимания уделяете теме развития общественного транспорта. Озвучьте цифры по приобретению автобусов и троллейбусов на этот год, а также расскажите, получит ли продолжение тема внедрения в общественном транспорте валидаторов.

— План на этот год — купить 56 новых автобусов и 52 троллейбуса, 27 из которых на автономном ходу. В прошлом году эти цифры были пониже — 39 и 14 соответственно. К слову, восемь новых автобусов уже прибыли в город и вышли на маршруты. Особенность этой партии — большая вместимость и наличие кондиционеров.

Тема внедрения валидаторов, позволяющих оплатить проезд в общественном транспорте с помощью банковской карты или электронного билета, находится в проработке. В настоящее время такая система оплаты успешно функционирует в Минске.

В 2026 году все областные города, включая Гомель, планируют перейти на единый электронный билет. Вместо привычных красных компостеров, которые за срок их службы можно смело назвать легендарными, в гомельских автобусах и троллейбусах появится автоматизированная система оплаты и контроля проезда.

— Два года назад вы заявили о желании сделать центральную набережную местом притяжения гомельчан и гостей города. Всё ли задуманное реализовано или есть ещё варианты наполнить это пространство?

— Немало уже сделано, но резервы ещё есть. С пятницы по воскресенье набережная превращается в главную развлекательную площадку города. Люди приходят сюда за хорошим настроением, знакомятся с творческими коллективами, вместе танцуют и поют. Мы прорабатываем вопрос установки здесь стационарной большой сцены для проведения масштабных мероприятий, а также рассматриваем возможность открыть новое кафе с кинотеатром под открытым небом.

Пешеходную зону будем и дальше наполнять интересными архитектурными и дизайнерскими решениями, включая световые инсталляции. Для этого планируем провести новые конкурсы среди городских предприятий и организаций. Кстати, особенно востребованным стал конкурс на лучшую новогоднюю ёлку — об этом говорят отзывы в интернете и итоги голосования, в котором приняли участие тысячи жителей.

Автор: Светлана Коломиец. Фото: Мария Амелина, Вячеслав Коломиец

Сейчас читают:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...