В Гомеле завод с 80-летней историей меняет курс и запускает новое масштабное производство

Гомельский завод пусковых двига­телей имени П.К. Пономаренко за­пускает масштабный инвестицион­ный проект по полному циклу про­изводства сельскохозяйственных дождевальных машин — уникаль­ных для Беларуси. Для этого осво­бодят и переоборудуют один из производственных корпусов, ко­торый сейчас используется как склад. Все этапы работы будут ор­ганизованы в одном месте в виде поточного производства, что позво­лит значительно увеличить объё­мы выпускаемой техники. Об этом накануне Дня машиностроителя журналистам «Белки» рассказал директор завода Александр Ксендзов.

Гомельский завод пусковых двигателей

Новая веха

— Завод с 80-летней историей дол­гие годы специализировался на пуско­вых двигателях, но со временем эта про­дукция технически устарела и больше не востребована, — вводит в курс дела Александр Ксендзов. — Сейчас собира­ем последние три двигателя из остатков комплектующих, после чего направле­ние будет закрыто.

С 2003 года завод работает в составе холдинга «Минский моторный завод». Это не просто головное предприятие, а самый надёжный партнёр гомельчан: более половины заказов — комплекту­ющие для двигателей внутреннего сго­рания ММЗ, что составляет около 30% от ежемесячного объёма производства. Остальные 70% приходятся на насосную продукцию — дизель- и электронасос­ные установки, а также системы ирри­гации и дождевальные машины.

— Их завод начал выпускать в про­шлом году. Сегодня мы единственные в Беларуси, кто производит широкоза­хватные дождевальные системы и име­ет сертификат на продукцию собствен­ного производства. Существуют два ва­рианта изделия: кругового и фронталь­ного типа. Оборудование простое в об­служивании, с ним справляется один оператор, — подчёркивает собеседник.

По словам руководителя, машина мо­жет работать в любых погодных услови­ях, поливать участки с различным ре­льефом, повышая урожайность до 40%.

— Наши машины орошают поля пло­щадью от 20 до 100 га. Прямо сейчас из­готавливаем четыре двукрылых фрон­тальных варианта, которые будут оро­шать 470 га площадей в хозяйстве Пин­ского района Брестской области. Длина захвата — от 400 до 830 метров. Конфи­гурацию смоделировали под конкрет­ные поля заказчика, — делает важный акцент руководитель.

Гомельский завод пусковых двигателей

На фото: директор завода Александр Ксендзов и его заместитель — главный инженер Дмитрий Шаповалов.

Сделано в Беларуси

Изготовление одной машины за­нимает около трёх месяцев с момен­та согласования её конфигурации. В этот срок входят сборка и испыта­ния как на территории завода, так и непосредственно в полевых услови­ях, которые проводят представите­ли завода-изготовителя. Они же осу­ществляют пуско-наладочные работы и обучают персонал хозяйства. Дизель- генераторные установки для дожде­вальных машин поставляет Минский моторный завод. Абсолютное большин­ство других комплектующих произво­дится в Беларуси, включая насосные станции и конструкцию для распыле­ния воды по площади.

— Некоторые детали приобретаем в России, но в целом машина имеет сер­тификат, подтверждающий её белорус­ское происхождение. Шины и диски также белорусского производства, ме­талл мы обрабатываем самостоятель­но, — уточняет директор.

На начальном этапе завод пусковых двигателей выступал дилером крупной российской компании по продвижению такой техники и заключил лицензион­ный договор. По мере передачи тех­нической документации был выпущен аналогичный продукт. По стоимости он сопоставим с российским образцом, но благодаря экономии на транспорте на­ша машина получается дешевле.

Первая машина уже отработала сезон в хозяйстве под Минском. Хотя сезон не был засушливым, установку исполь­зовали, чтобы на практике выявить все нюансы реальной эксплуатации. Заяв­ленные характеристики подтвердились.

Гомельский завод пусковых двигателей

На фото: наладчик станков с программным управлением Игорь Шпак изготавливает шкивы и элементы трансмиссии дождевальных машин.

Надёжность и долговечность

Завод предоставляет двухлетнюю га­рантию на электрическую часть и десять лет — на защиту от сквозной коррозии. При этом общая рассчитанная продол­жительность службы дождевальных установок достигает 30 лет.

— Все наши машины полностью ре­монтопригодны, и завод гарантиру­ет 100% сервисное обслуживание, — подчёркивает Александр Николаевич, выделяя одно из ключевых преиму­ществ. — Главная забота хозяйства — правильная подготовка водоёма.

В непосредственной близости от ме­ста работы бурится скважина, от кото­рой по системе трубопроводов наполня­ется открытый водоём. Вода в нём про­ходит естественное обезжелезивание и нагревается до оптимальной температу­ры для полива. Оттуда она поступает на распыляющую установку. Первый про­ект установки был успешно реализован ГЗПД совместно с предприятием «Го­мельпромбурвод».

Спрос есть и будет

Спрос на эти машины в Беларуси бу­дет стабильным, уверены на предпри­ятии. Это связано с тем, что 80% рабо­тающей на полях поливочной техники приобреталось ещё при Советском Со­юзе либо в начале 90-х годов. Она уже выработала свой ресурс и требует за­мены. Крупный инвестиционный про­ект гомельского завода как раз на это и рассчитан.

До 2030 года в него планируется вложить 14 млн рублей. Из областного ин­вестиционного фонда выделят 3,5 млн рублей на реконструкцию старого про­изводственного корпуса, ещё 1,2 млн рублей предоставит Министерство про­мышленности. Остальная сумма будет покрыта за счёт собственных средств завода.

— Мы планируем создать полный технологический цикл,— говорит директор. — Начнём с заго­товительного участка, где установим две лазерные машины для резки метал­ла, два листогиба и машину плазмен­ной резки. Далее разместим механи­ческий участок для изготовления коплектующих и окрасочный участок. Всё это будет в специально оборудо­ванном просторном помещении с опти­мальной схемой сборки, что позволит увеличить производственные мощно­сти и избежать лишних затрат на пере­мещение деталей. Для понимания мас­штаба: по заказу из Пинска нам необхо­димо согнуть и подготовить к цинкова­нию одного только уголка 6,5 киломе­тра, а также аналогичное количество труб, которые нужно временно хранить и транспортировать.

Гомельский завод пусковых двигателей

На фото: оператор станков с программным управлением Николай Лысков за изготовлением панельных элементов для дождевальных машин.

Рабочие места

Новое производство стартует в сле­дующем году, и оно обещает стать зна­чимым событием для нашего регио­на. Ожидается создание 35 новых ра­бочих мест и приём на работу 56 спе­циалистов, в основном наладчиков станков с программным управлени­ем, слесарей-сборщиков и сварщиков ручной сварки.

Что касается кадрового обеспече­ния, Гомельский завод пусковых дви­гателей сделал важный шаг: 1 сентя­бря в машиностроительном колледже предприятие открыло собственный учебный кабинет и выдало учащимся 9 целевых направлений. Аналогичные планы настроены реализовать в автомеханическом колледже.

Возвращаясь к производственной тематике, Александр Ксендзов сделал ещё один акцент:

— Сегодня особое внимание уделя­ем разработке насосов. До сих пор в работе использовались европейские и китайские образцы, однако сейчас со­вместно с Гомельским заводом литья и нормалей ведётся подготовка к вы­пуску первого полностью белорусско­го насоса, опытный образец которого планируем получить уже к концу года.

Параллельно завод активно расши­ряет производство передвижных ди­зельных и электронасосных устано­вок для перекачки различных жидко­стей — от чистой воды до нефтепро­дуктов. В этом году объём выпуска и продаж вырос вдвое по сравнению с прошлым годом. Главные заказчики — городские водоканалы, предприя­тия по добыче торфа, аграрии, а также ведомства по чрезвычайным ситуаци­ям из России и Казахстана. Несколь­ко установок уже отправлены в Афри­ку, что подчёркивает международный размах развития предприятия.

Автор: Светлана Коломиец. Фото: Мария Амелина

Сейчас читают:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...