Гомельский завод пусковых двигателей имени П.К. Пономаренко запускает масштабный инвестиционный проект по полному циклу производства сельскохозяйственных дождевальных машин — уникальных для Беларуси. Для этого освободят и переоборудуют один из производственных корпусов, который сейчас используется как склад. Все этапы работы будут организованы в одном месте в виде поточного производства, что позволит значительно увеличить объёмы выпускаемой техники. Об этом накануне Дня машиностроителя журналистам «Белки» рассказал директор завода Александр Ксендзов.

Новая веха
— Завод с 80-летней историей долгие годы специализировался на пусковых двигателях, но со временем эта продукция технически устарела и больше не востребована, — вводит в курс дела Александр Ксендзов. — Сейчас собираем последние три двигателя из остатков комплектующих, после чего направление будет закрыто.
С 2003 года завод работает в составе холдинга «Минский моторный завод». Это не просто головное предприятие, а самый надёжный партнёр гомельчан: более половины заказов — комплектующие для двигателей внутреннего сгорания ММЗ, что составляет около 30% от ежемесячного объёма производства. Остальные 70% приходятся на насосную продукцию — дизель- и электронасосные установки, а также системы ирригации и дождевальные машины.
— Их завод начал выпускать в прошлом году. Сегодня мы единственные в Беларуси, кто производит широкозахватные дождевальные системы и имеет сертификат на продукцию собственного производства. Существуют два варианта изделия: кругового и фронтального типа. Оборудование простое в обслуживании, с ним справляется один оператор, — подчёркивает собеседник.
По словам руководителя, машина может работать в любых погодных условиях, поливать участки с различным рельефом, повышая урожайность до 40%.
— Наши машины орошают поля площадью от 20 до 100 га. Прямо сейчас изготавливаем четыре двукрылых фронтальных варианта, которые будут орошать 470 га площадей в хозяйстве Пинского района Брестской области. Длина захвата — от 400 до 830 метров. Конфигурацию смоделировали под конкретные поля заказчика, — делает важный акцент руководитель.

На фото: директор завода Александр Ксендзов и его заместитель — главный инженер Дмитрий Шаповалов.
Сделано в Беларуси
Изготовление одной машины занимает около трёх месяцев с момента согласования её конфигурации. В этот срок входят сборка и испытания как на территории завода, так и непосредственно в полевых условиях, которые проводят представители завода-изготовителя. Они же осуществляют пуско-наладочные работы и обучают персонал хозяйства. Дизель- генераторные установки для дождевальных машин поставляет Минский моторный завод. Абсолютное большинство других комплектующих производится в Беларуси, включая насосные станции и конструкцию для распыления воды по площади.
— Некоторые детали приобретаем в России, но в целом машина имеет сертификат, подтверждающий её белорусское происхождение. Шины и диски также белорусского производства, металл мы обрабатываем самостоятельно, — уточняет директор.
На начальном этапе завод пусковых двигателей выступал дилером крупной российской компании по продвижению такой техники и заключил лицензионный договор. По мере передачи технической документации был выпущен аналогичный продукт. По стоимости он сопоставим с российским образцом, но благодаря экономии на транспорте наша машина получается дешевле.
Первая машина уже отработала сезон в хозяйстве под Минском. Хотя сезон не был засушливым, установку использовали, чтобы на практике выявить все нюансы реальной эксплуатации. Заявленные характеристики подтвердились.

На фото: наладчик станков с программным управлением Игорь Шпак изготавливает шкивы и элементы трансмиссии дождевальных машин.
Надёжность и долговечность
Завод предоставляет двухлетнюю гарантию на электрическую часть и десять лет — на защиту от сквозной коррозии. При этом общая рассчитанная продолжительность службы дождевальных установок достигает 30 лет.
— Все наши машины полностью ремонтопригодны, и завод гарантирует 100% сервисное обслуживание, — подчёркивает Александр Николаевич, выделяя одно из ключевых преимуществ. — Главная забота хозяйства — правильная подготовка водоёма.
В непосредственной близости от места работы бурится скважина, от которой по системе трубопроводов наполняется открытый водоём. Вода в нём проходит естественное обезжелезивание и нагревается до оптимальной температуры для полива. Оттуда она поступает на распыляющую установку. Первый проект установки был успешно реализован ГЗПД совместно с предприятием «Гомельпромбурвод».
Спрос есть и будет
Спрос на эти машины в Беларуси будет стабильным, уверены на предприятии. Это связано с тем, что 80% работающей на полях поливочной техники приобреталось ещё при Советском Союзе либо в начале 90-х годов. Она уже выработала свой ресурс и требует замены. Крупный инвестиционный проект гомельского завода как раз на это и рассчитан.
До 2030 года в него планируется вложить 14 млн рублей. Из областного инвестиционного фонда выделят 3,5 млн рублей на реконструкцию старого производственного корпуса, ещё 1,2 млн рублей предоставит Министерство промышленности. Остальная сумма будет покрыта за счёт собственных средств завода.
— Мы планируем создать полный технологический цикл,— говорит директор. — Начнём с заготовительного участка, где установим две лазерные машины для резки металла, два листогиба и машину плазменной резки. Далее разместим механический участок для изготовления коплектующих и окрасочный участок. Всё это будет в специально оборудованном просторном помещении с оптимальной схемой сборки, что позволит увеличить производственные мощности и избежать лишних затрат на перемещение деталей. Для понимания масштаба: по заказу из Пинска нам необходимо согнуть и подготовить к цинкованию одного только уголка 6,5 километра, а также аналогичное количество труб, которые нужно временно хранить и транспортировать.

На фото: оператор станков с программным управлением Николай Лысков за изготовлением панельных элементов для дождевальных машин.
Рабочие места
Новое производство стартует в следующем году, и оно обещает стать значимым событием для нашего региона. Ожидается создание 35 новых рабочих мест и приём на работу 56 специалистов, в основном наладчиков станков с программным управлением, слесарей-сборщиков и сварщиков ручной сварки.
Что касается кадрового обеспечения, Гомельский завод пусковых двигателей сделал важный шаг: 1 сентября в машиностроительном колледже предприятие открыло собственный учебный кабинет и выдало учащимся 9 целевых направлений. Аналогичные планы настроены реализовать в автомеханическом колледже.
Возвращаясь к производственной тематике, Александр Ксендзов сделал ещё один акцент:
— Сегодня особое внимание уделяем разработке насосов. До сих пор в работе использовались европейские и китайские образцы, однако сейчас совместно с Гомельским заводом литья и нормалей ведётся подготовка к выпуску первого полностью белорусского насоса, опытный образец которого планируем получить уже к концу года.
Параллельно завод активно расширяет производство передвижных дизельных и электронасосных установок для перекачки различных жидкостей — от чистой воды до нефтепродуктов. В этом году объём выпуска и продаж вырос вдвое по сравнению с прошлым годом. Главные заказчики — городские водоканалы, предприятия по добыче торфа, аграрии, а также ведомства по чрезвычайным ситуациям из России и Казахстана. Несколько установок уже отправлены в Африку, что подчёркивает международный размах развития предприятия.
Автор: Светлана Коломиец. Фото: Мария Амелина
Сейчас читают:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram








