Щекудовы. Как жила известная в Гомеле семья строителей

В каждой семье есть старые фо­тографии. Выцветшие, надорван­ные, но всё равно бережно храня­щиеся в альбомах. Мы предлага­ем гомельчанам рассказать о тех, кто изображён на этих фотокар­точках. Ведь история каждой се­мьи в отдельности — это история города над Сожем в целом. О своих предках Рубцовых-Щекудовых продолжает рас­сказывать Александр Ласица. О том, как обосновались Щеку­довы в Гомеле, чем они занима­лись и что их заботило, читай­те наш материал.

Замуж за строителя

Фома Щекудов в середи­не XIХ века пришёл пешком из-под Вильни к родственни­кам в Гомель. Был неграмот­ным, писать и считать не умел. Однако занимался строитель­ными подрядами и в результа­те стал зажиточным горожани­ном. Дома строил «на глаз». При проектировании исполь­зовал понятные ему знаки и символы. Он спроектировал и построил много домов в Спа­совой Слободе, Залинейном микрорайоне.

В 30 лет Фома Васильевич женился на 15-летней Евдокии Тимошковой, девице родом из посёлка Радуля, что под Чер­ниговом. Жили Щекудовы в доме №7 на Спасской улице (сейчас — улица Плеханова, 13). На цокольном этаже рас­полагалась мастерская, вто­рой этаж занимали комнаты. У дома был большой огород до Кузнечной улицы, хоро­ший колодец с очень чистой водой. Дом единственный на улице имел балкон и мезо­нин, в который вели две лест­ницы с деревянными перила­ми. Спальня четы Щекудовых имела отдельный вход со дво­ра, куда ни друзьям, ни детям, ни внукам без острой необхо­димости нельзя было входить.

Детей у Фомы Васильеви­ча и Евдокии Афанасьевны не было пять лет. Пока муж зани­мался работой, девушка в сво­бодное время играла в куклы. Шила им одежду, расчёсы­вала волосы… Новые куклы покупала на базаре. Любимым местом Евдокии был балкон, где она играла одна или с под­ружками.

Когда родился первенец Епифан, куклы отложила в сторону, но не забыла их. Будучи уже в почтенном воз­расте, бабушкой с оравой вну­ков, Евдокия Афанасьевна часто брала в руки любимые игрушки.

Воспитание методом кнута

Всего у Евдокии Афана­сьевны и Фомы Васильевича было 12 детей. Выжили шесте­ро: Епифан, Тихон, Виктор (в крещении — Викул), Ксения, Анисим и Агафья. У всех раз­ница в возрасте в четыре года.

Фома Щекудов был стро­гим, даже суровым отцом. Сыновья слушались его с полуслова. В красном угле, рядом с иконами, всегда висе­ла плётка. И когда мальчики совершали проступки, Фома Васильевич не грешил исполь­зовать её в целях воспитания.

Ксения, Агафья и Анисим на площадке лестницы в мезонин дома.

Выходить на улицу без крайней надобности детям было нельзя — отец следил за этим строго. Двор у дома был большим, там и играли маль­чики и девочки.

Сыновья, как и отец, стали строителями. Сначала рабо­тали в домашней мастерской, затем отделились. У Епифа­на с Тихоном была совмест­ная артель, Виктор владел лесопилкой в Клинцах (Брян­ская область). Младший Ани­сим работал подрядчиком у главного архитектора Гомеля — Станислава Шабуневско­го, затем возглавлял строи­тельный трест. В 1910 году он создал первую подробную кар­ту Гомеля.

Часть карты Гомеля авторства Анисима Щекудова.

Братья Щекудовы первы­ми в городе освоили бетон­ное литьё, одними из первых начали заниматься фотогра­фией, увлекались радиоделом. Известно также, что Тихон занимался необычным для начала ХХ века спортом: ездил на велосипеде. Велосипед счи­тался средством повышенной опасности. Парень сдал экза­мен на вождение и повесил на багажник регистрацион­ный номер.

Тихон Щекудов.

Воспитанием же девочек занималась Евдокия Афана­сьевна. Пока сыновья учи­лись в гимназиях, работали на стройках, мама учила Ксе­нию и Агафью готовить, шить, в дом приходили учителя. В итоге девочки получили все­стороннее образование.

Ксения Щекудова. Фотография на память сестре Агафье (подписано — Гаше).

Жила семья замкнуто и, несмотря на состояние — к 1914 году нажили 18 домовладений, скромно. В гости к ним ходи­ли только родственники и староверы-беспоповцы.

Умерли Фома и Евдокия Щекудовы в 1920-х годах, похоронены они на Басовом кладбище.

Интересный факт

Настоящая фамилия — Щекудович. Когда в начале XX века выдали паспорта с указа­нием происхождения, сослов­ной принадлежности, вероисповедания и отметкой о реги­страции, литовскую фамилию русифицировали. Так, Щекудо­вичи стали Щекудовыми.

Автор: Марина Шестопалова. Фото: Александр Ласица

Читайте также: Рубцовы. Как кузнец построил дом в центре города

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights