В службе на границе с Украиной своя специфика, и это никак не связано с последними событиями у наших соседей. Дело в географических особенностях – государственная граница на южном направлении проходит не только по суше (455 км), но и рекам Сож и Днепр (215 км), захватывает большой кусок зоны отселения и отчуждения. С вопроса о том, как эти особенности отражаются на службе военнослужащих Гомельской пограничной группы, начался наш разговор с её командиром полковником Алексеем Кузьменко.
– Водный участок границы охраняет отдел береговой охраны «Лоев». Это уникальное подразделение, самое крупное в республике. На вооружении отдела – современные плавсредства, от которых нарушителям пограничного законодательства не уйти. Килевой итальянский катер «Дозор» способен развивать скорость до 80 км/ч. Ни у кого из рыбаков Сожа и Днепра таких мощных судов нет. «Дозоры» абсолютно автономны, оснащены современными оборудованием: радиолокационной станцией, навигатором, эхолотом. Запас хода – 400 км, пассажировместимость – 10 человек.
Активно используем и суда отечественного и российского производства – катера «Патруль», «Гепард». Если к нелегалу нужно подойти тихо и незаметно, лучше пересесть в моторную лодку «Шквал» или «бесшумную» казанку с хондовским мотором. Пару лет назад её изъяли у нарушителей границы. Местные органы власти выкупили трофей и подарили отделу.
– Вы сказали «рыбаки». Они и есть главные нарушители водной границы?
– Обычно, да. Но водная граница имеет свои особенности. Она хоть и пролегает по водной глади, но пересечённой считается только в случае выхода на противоположный берег. Пока человек находится на воде, оснований задержать его нет. При условии, конечно, что у него оформлен пропуск на право находиться в пограничной зоне.
В последнее время рыбаки дисциплинированы. Своевременно оформляют разрешительные документы и рыбачат себе в удовольствие, не вступая в конфликт с законом. В подтверждение приведу лишь одну цифру: с начала года наша погрангруппа уже выдала более 14 тысяч пропусков.
С начала года выдано более 14 тыс. пропусков в погранзону
– Менялась ли за последние годы государственная граница в связи с тем, что реки мелеют?
– Между Беларусью и Украиной государственная граница проходит по главному фарватеру Днепра и Сожа. Изменений их основных русел не происходило, поэтому с такой проблемой мы не сталкивались. Наши реки по-прежнему судоходны, баржи обоих государств перевозят грузы по главному фарватеру, не нарушая границы.
– Как охраняется граница в зоне радиоактивного загрязнения? Какие нарушения характерны для этих территорий?
– Сто пятнадцать километров государственной границы проходит по зоне отселения и отчуждения Припятского заповедника, включая территории Наровлянского, Хойникского и Брагинского районов. Основные усилия в охране сосредоточены на внешних границах зоны, чтобы не подвергать личный состав радиоактивному облучению. В случае поступления сигнала тревоги высылаем наряды, которые оперативно задерживают нарушителей.
Активно сотрудничаем с местными отделами милиции. Из числа работников Заповедника создана добровольная дружина: более 80 человек несут службу непосредственно в зоне.
Чаще всего в зону отправляются любители острых ощущений – так называемые сталкеры, страйкболисты. Уж больно привлекает их украинский город Припять.
Ещё одна особенность охраны данного направления – это транзитный проезд граждан Украины, работающих на Чернобыльской АЭС. Они проживают в Славутиче, а на работу ездят в Чернобыль и Припять. Пересекают границу по спецпропускам в пунктах «Комарин» и «Новая Йолча».
– Каким образом украинские события отразились на нагрузке гомельских пограничников?
– Пассажиропоток в пунктах пропуска существенно снизился: по лицам, пересекающим границу, вдвое, по транспортным средствам – на 40%. Возьмём, к примеру, пункт пропуска «Новая Гута». Так, в прошлые годы летом за сутки границу пересекало около 14 тыс. человек, сейчас в среднем — 4,5 тысячи. В целом же обстановка в пунктах пропуска спокойная. Нагрузка на личный состав не превышает допустимую. Ситуацию обернули в своих интересах – повышаем качество контролёрского состава.
– Ежедневно устраиваете экзамены на профпригодность?
– Не каждый день, но чаще обычного. И пусть вас это не удивляет. Взять, к примеру, международный пункт пропуска «Терюха». Он расположен между крупными транзитными транспортными узлами, здесь проходят поезда на Вильнюс, Калининград, Ригу, Киев, Минск. Соответственно, едет много иностранцев, и каждый из них с документами своего государства. Ежегодно границу пересекают граждане 80 стран мира. Чтобы выучить наизусть особенности паспортов такого количества государств, нужно обладать памятью Калиостро. Но с задачей наши контролёры справляются. С начала текущего года в пересечении границы отказали 8 иностранцам с «липовыми» паспортами.
– Паспорта каких государств обычно подделывают и как на этом фоне выглядит главный документ белорусов?
– Белорусский паспорт подделать практически невозможно. Он имеет более 50 степеней защиты, рассмотреть которые можно только на специальном оборудовании. Чаще всего с поддельными паспортами задерживаем жителей Украины, Молдовы и России. Самый распространенный вид поделки – переклеивание фотокарточки, исправление срока действия паспорта. Есть и такие, кто надеется «проскочить» по чужому документу.
– Как ловите нелегалов, которые пытаются пересечь границу вне пунктов пропуска?
– На «зелёной границе» их ожидают всевозможные датчики дистанционного контроля, приборы ночного видения, тепловизоры и, конечно же, служебные собаки. Спецсредства маскируются на местности, закапываются в землю, а при приближении к ним человека подают сигнал пограничному наряду. Те, кто думает, что обойти пункт пропуска через лес легко, глубоко заблуждаются. Такие попытки всегда заканчиваются задержанием.
Всего с начала года за нарушение пограничного законодательства задержали 62 человека. В числе нарушителей оказались и грибники, 19 из которых жители Украины и четверо белорусов. Чаще всего, отправляясь за дикоросами, люди теряют ориентир на местности. Но административный протокол пограничники обязаны составить. После выяснения обстоятельств иностранных граждан передают украинским коллегам.
Пункт пропуска «Новая Гута». По сравнению с прошлым годом пассажиропоток упал вдвое.
Наравне с мужчинами службу в погранотряде несут женщины. Наравне с мужчинами службу в погранотряде несут женщины.
13 ноября 2013 года на участке Гомельской погрангруппы в пункте пропуска «Веселовка» был установлен первый пограничный знак. С этого момента началась физическая демаркация между Украиной и Беларусью. Процесс трудоемкий и очень затратный: стоимость демаркации 1 км государственной границы равна 1 млн долларов.
Автор: Светлана Коломиец. Фото: Вячеслав Коломиец, Дмитрий Уклейко
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram