Восемь часов вечера, суббота. На площадке возле 56-й гимназии столпотворение. Прохожие удивляются и даже присоединяются — интересно же, что происходит. А там серьёзный мужчина, сразу видно — педагог, устанавливает телескоп.
За ним нетерпеливая цепочка любопытных школьников разных возрастов. Всем хочется увидеть на Луне море Дождей и посмотреть, как выглядит Марс, увеличенный в десятки раз. Приникают глазом к окуляру и восхищённо уступают место следующему. В очереди даже мамы. Один мальчик особенно любопытен и не отходит от Владимира Ларионова (это и есть наш педагог) ни на шаг. Помогает настраивать телескоп, благоговейно, чуть не пылинки с него сдувает. Самый верный последователь.
В основном же на площадке собрались одиннадцатиклассники, у них Владимир Семёнович преподаёт астрономию. На этот увлекательный предмет в учебной программе отведён всего час в неделю. Но учитель ждёт своих воспитанников и после уроков, и по выходным. Вот, позвал в субботу вечером в компании с телескопом встретить Международный день астрономии. Праздник отмечается два раза в год — весной и осенью. Осенью делать это нужно в сентябре и обязательно, когда Луна близка к фазе первой четверти. Тогда лучше видны детали её поверхности. В этот раз выпал вечер с субботы на воскресенье. Но дети не поленились, пришли. Им интересно. Сегодня полно компьютерных программ, где можно увидеть фантастические по детализации картины космоса, но посмотреть в настоящий телескоп — совсем другое.
Учитель вооружён не только телескопом, в руках у него вдруг возникает лазерная указка. С её помощью он показывает звёзды и созвездия. Для каждого из присутствующих припасена своя легенда. Красивой длинноволосой девушке Веронике он рассказывает историю о том, как появилось название созвездия Волосы Вероники. Когда речь заходит о созвездии Кассиопеи, мы слушаем историю о его белорусском названии.
Наши далёкие предки смотрели в небо и не видели там женщины, восседающей на троне, как это казалось грекам. Они видели двух мужчин с косами в руках, поэтому и назвали созвездие Касцы или Касьбіты. А камни на берегу Янова озера под Полоцком — это, между прочим, наша собственная древняя обсерватория, пусть и упрощённый, но аналог знаменитого Стоунхенджа. Поэтому далёкие предки белорусов не просто отмечали Купалье, они отмечали день летнего солнцестояния. И тоже были не лыком шиты — понимали законы астрономии.
Дети очень веселились, когда узнали, что линия, отделяющая освещённую часть небесного тела от неосвещённой, называется терминатор.
Кстати, лазерную указку Владимиру Семёновичу подарила бывшая ученица Анна Паруль, бронзовый призёр Международной олимпиады в Греции. Её медаль пока единственная в области на международных соревнованиях по астрономии. А Анна сейчас учится в Санкт-Петербургском государственном университете на специальности, догадайтесь какой.
Владимир Ларионов тепло вспоминает и других своих воспитанников, которые заразились его любовью к астрономии и решили посвятить этой науке собственную жизнь. Тарас Афанасенко окончил Гомельский городской лицей №1, защитил кандидатскую диссертацию по динамике атмосферы Венеры, сейчас живёт и работает в Москве. Ещё одна выпускница лицея Арина Теплякова — кандидат физико-математических наук, работает в Москве, училась в МГУ. Ребята из лицея на республиканской олимпиаде по астрономии однажды заняли первое, второе и четвёртое места. До сих пор никто не повторил это достижение, когда такого результата добиваются воспитанники одного учебного заведения.
Сейчас времена изменились, считает Владимир Ларионов, в школах и гимназиях дети нацелены только на те предметы, по которым нужно сдавать ЦТ:
— Все предметы важны. Потому что в итоге они формируют интеллект. Это и есть образование. В СССР оно было гораздо ближе к идеалу, чем сейчас.
Хотя у современных школьников намного больше возможностей получить информацию. Было бы желание. Учитель Ларионов называет его словом «интерес» и говорит, что это понятие сейчас забыто. Детям чаще неинтересно и скучно всё, что связано с наукой, чем наоборот. Причин тому много. Одна из них — исчезли станции юных техников, где ребята не просто занимались моделированием, собирали из деталей как из конструктора готовые модели, а сначала сами их придумывали.
Но есть и положительное. Появились полезные пособия вроде мобильного приложения, о котором сам Виктор Семёнович узнал недавно от детей. Они устанавливают на телефоны своеобразный «звёздный навигатор», который позволяет навести смартфон на определённый участок неба и увидеть название звёзд и созвездий. Это очень хорошее пособие, считает астроном. Ведь у него самого раньше были лишь бумажные, пластмассовые, картонные подвижные карты звёздного неба.
Своим ученикам Владимир Ларионов советует читать больше научно-популярной литературы. Советской. Потому что современной научно-популярной литературы просто нет. Такие книги выпускали до конца 80-х, потом начался кризис. Один из любимых авторов Владимира Семёновича — это Иван Ефремов. Его знаменитый роман «Туманность Андромеды». А вот школьникам нужно обязательно прочитать «Час Быка», считает педагог.
— Были Александр Казанцев, братья Стругацкие и много-много, к сожалению, не известных теперешним детям авторов. Если раньше я приходил на первый урок астрономии и спрашивал, кого из писателей-фантастов дети знают, то сегодня спрашивать практически бесполезно. Не-зна-ют. Не читают. Это печально.
Нужно сказать, Гомель мог и не заполучить такого энтузиаста и неравнодушного человека, как Владимир Семёнович, который всеми силами популяризует астрономию. Если бы в уже далёком для современной молодёжи 1962 году здесь не открылся планетарий. Будущему астроному тогда было 10 лет. Он был сражён наповал открывшейся картиной искусственного звёздного неба и сразу же немедленно начал глубоко изучать всё, что связано с астрономией. Затем пришёл в планетарий уже не в качестве зрителя, а работать. Учился в гомельском университете на заочном и параллельно читал лекции. Когда чувствуешь, что есть определённый запас знаний, хочется им поделиться.
Лекции в то время в планетарии читались разные — по астрономии, космонавтике, физике, химии, биологии, научному атеизму и даже экологии. Всё это было интересно гомельчанам, гостям города и в первую очередь — детям.
Но планетарий закрыли. Владимир Семёнович собственными руками разбирал аппаратуру. Должен же был кто-то… Главную часть аппарата попытались установить в тогда высшем профессиональном училище машиностроения, где Ларионов работал заместителем директора. Это удалось сделать, но не удалось убедить тогдашнее руководство управления образования, что дело нужное. Со временем ушли в небытие и оборудование, и великолепный выставочный зал, аналога которому в Беларуси не было. Там были представлены астрономия, космонавтика, авиация, модели, макеты… То техническое творчество, о котором выше уже говорилось. Всё это было очень высокого уровня исполнения.
Пришлось вернуться к педагогической деятельности. Владимир Ларионов преподавал физику, астрономию в училище, городском, областном лицеях, даже историю на белорусском языке.
Спрашиваю, а чей телескоп на площадке — ваш? Оказывается, этот большой школьный рефрактор (так аппарат правильно называется) сохранился в гимназии с советских времён. Он не намного моложе самого Владимира Семёновича.
— Когда-то в Москве существовал целый завод, который выпускал учебные наглядные пособия. Я видел собственными глазами, как это происходит в трёх огромных павильонах — глобусы, микроскопы, оборудование для физических и химических экспериментов… А телескопы — большие и малые школьные рефракторы — делали в Новосибирске. И всё это было практически в каждой советской школе. Всё, что сохранилось сейчас, это оттуда, из СССР. Телескопам от 40 до 50 лет.
В Гомеле всего несколько человек занимаются популяризацией астрономии. Но всё-таки работа ведётся, нельзя сказать, что её совсем нет. Учитель вспоминает ещё одно забытое слово — «энтузиасты», хотя себя скромно к этой категории не причисляет. Но чтобы астрономия действительно вызывала живой интерес, этого мало. Гомелю нужен планетарий. Пусть он будет платным, но — будет. Да ведь для того, чтобы разговоры воплотились в жизнь, это должно быть кому-то нужно.
Что увидели мы на площадке возле 56-й гимназии? Живые любопытные детские глаза. Вот им точно ещё что-то нужно. И мамы, кстати, спрашивали у Владимира Семёновича, когда им можно прийти к нему на факультатив. Так, чтобы в свободное от работы время. Им тоже очень нравятся звёзды. Так что, Владимир Семёнович, открывайте курсы и для мам!
Автор: Елена Чернобаева. Фото: Мария Амелина
Сейчас читают:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram