Листаем старый фотоальбом с чемпионом мира и Европы по судомодельному спорту

Листая альбом со старыми чёрно-белыми фотографиями, Алек­сандр Езерский надолго останавливает взгляд на одной из них. На снимке модель небольшого гоночно­го катера со следами «боевых» шрамов на бортах и палубе. Этот «пароход», как не без юмора называет свои моде­ли Александр Евгеньевич, бесконеч­но дорог его сердцу. Именно с него, впервые продемонстрированно­го в 1999 году на чемпионате Европы по судомодельному спорту в Польше, на­чалось вхождение гомельчанина Алек­сандра Езерского в элиту мирового су­домодельного спорта. В которой сегод­ня он числится под седьмым номером.

Тот самый «победный пароход».

Спасибо дедушке

— Начиналось всё прозаично. В 1964 году меня, десятилетнего пацана, дед бук­вально за руку привёл в гомельский Дво­рец пионеров. Не знаю, что такого он уви­дел в своём внуке, но решил отдать в судо­модельный кружок. Вполне вероятно, это была дань моде: в 60-е годы технические виды спорта были очень популярны сре­ди детей и подростков. И не только судо­моделизм, но и авиа, и авто. Даже ракеты сами конструировали — космический бум тогда только набирал обороты.

Как бы то ни было, но дед угадал. Мне так нравилось заниматься в кружке, что после окончания школы поступил в Ле­нинградский кораблестроительный ин­ститут. Вузов подобного профиля в СССР было два — наш и Николаевский. Учил­ся хорошо, с интересом. Нас ведь учили строить подводные лодки, а это, знаете ли, обязывало. К тому же в то время букваль­но под окнами аудиторий шло строитель­ство атомного ледокола «Арктика», второ­го в мире после «Ленина». Мы все ужасно гордились, что хоть каким-то боком при­частны к самому передовому в мире (а как иначе!) кораблестроению.

Александр Езерский. 1980-е.

Между спортом и морем

— Судомоделизмом продолжил зани­маться в институте, вошёл в состав сбор­ной СССР. Участвовал в чемпионатах страны, побеждал и дома, и на между­народных соревнованиях. Ближе к окон­чанию пришлось выбирать: или остать­ся на берегу и делать спортивную карье­ру дальше, или стать морским бродягой. Нас ведь готовили по широкому профи­лю и не скрывали, что большинство по­падут в плавсостав. Это значило остаться на Севере и регулярно совершать шести­месячные командировки в Антарктиду и обратно. В этом случае ни о каком спор­те не могло быть и речи: в рейсе не до су­домоделизма, а на берегу никто из-за тебя соревнования переносить не станет. При­шлось сменить Балтику на сожские берега.

После возвращения в Гомель рабо­тал в различных организациях города, от ДОСААФ до радиозавода и водоканала. В конце 80-х удалось, наконец, соединить хобби с работой. Пришёл в областную станцию юных техников. Так тогда назы­вался наш областной Центр технического творчества учащихся, детей и молодёжи.

Скучаю ли по морю? Я так скажу: мо­ре мне нравится. Жить у него неплохо, но жить морем — не мой случай. В море тя­нет романтиков, я же обладаю инженер­ным складом ума, а потому рационален. Обожаю море как вид досуга. Люблю хо­дить на яхте, благо у меня брат живёт в Таллинне и имеет свою.

Часто встречаюсь со своими однокурс­никами, они сейчас в больших чинах. То­же задают подобные вопросы. На что от­вечаю: я объездил много стран, участвовал в шести чемпионатах мира, вхожу в десят­ку сильнейших гонщиков мира. Кроме то­го, мастер спорта международного класса по судомодельному спорту и мастер спор­та по водномоторному (гонял в своё вре­мя на скутерах), 12-кратный чемпион Бе­ларуси. Другими словами, наград у меня не меньше, а может и побольше, чем у мо­их друзей адмиралов и капитанов разных рангов. Из европейских стран не был разве что в Испании и Португалии. Но всё ещё впереди.

Между прочим, многие мои со­курсники, хоть и ходили за три моря, ни­чего этого не видели. Потому что «путеше­ствовали» в Антарктиду на военных кора­блях, пусть и ледокольного типа. Им захо­дить без надобности в иностранные пор­ты не резон. Ну видели живых пингвинов, и что? Я их тоже видел в Ленинградском зоопарке (смеётся).

Чемпионат мира в Словении. 2000-й год.

Дорого, но оно того стоит

— Технические виды спорта в стране развиваются, но не такими темпами, как хотелось бы. Прежде всего, из-за дорого­визны. Вот моя модель, на которой я сей­час «езжу», стоит дороже, чем некоторые подержанные автомобили. Дороже моей «Мазды» точно. Один только двигатель тя­нет под 1000 евро, а у меня их два. Плюс аппаратура управления да ещё навесное оборудование, которое приходится изго­тавливать самостоятельно и далеко не из самых дешёвых материалов.

С ней я только что вернулся с открыто­го первенства Украины по судомодельно­му спорту в Киеве. В Боярке под Киевом есть стационарные озёра, где оборудова­ны специальные трассы для гоночных мо­делей типа «Формулы 1». Участие прини­мали все области Украины, а также коман­ды из Беларуси и Латвии. Там стал чемпи­оном Украины в классе ФСР-15. Это про­межуточный этап подготовки к чемпио­нату мира. Увы, из-за финансовых труд­ностей в нём принимать участие не буду.

Эта модель стоит дороже подержанного авто.

Да что там техника! Раньше большим подспорьем в судомоделировании был журнал «Моделист-конструктор». Сей­час в плане технических предложений он не дотягивает до прежнего уровня. Хотя к нему есть прекрасное приложение «Мор­ская коллекция». Это интересная вещь, в ней даются чертежи морских судов. При­чём в точности соответствующие оригина­лам. Есть превосходные английские, вен­герские, даже словацкие журналы. Одна беда: к ним не прилагаются чертежи, мно­гие до сих пор носят гриф «Секретно».

Когда я учился в Ленинграде, по два раза в году посещал Военно-морской му­зей. Но даже там требовалось особое раз­решение, чтобы сфотографировать неко­торые выставленные модели. Не повери­те, но чертежи некоторых парусных кора­блей Российского императорского флота в те времена ещё были засекречены. Сей­час добывать необходимую информацию значительно проще, но ограничения всё же присутствуют.

Я пробовал работать с различными мо­делями, в том числе с радиоуправляемы­ми яхтами. Но это очень дорогое удоволь­ствие. Во времена СССР было проще, я неоднократно побеждал в этом классе на чемпионате страны и участвовал в мат­че сильнейших. Занял там третье место.

Но, если честно, скучно это. Я лю­блю шум мотора, скорость, азарт. Поэто­му групповые гонки, в которых участву­ют до десяти водных «формул», мне бли­же. Но начинал, безусловно, с создания моделей реальных кораблей, в том числе и военных. Это увлечение осталось у ме­ня до сих пор как хобби. А вот гонка есть гонка, она полна экстрима и адреналина. Ведь соревноваться приходится с силь­нейшими гонщиками Европы. Но ездить на такого уровня соревнования становит­ся всё сложнее. Потому что за свой счёт. Если ехать в ближайшую страну, скажем, Польшу, Украину, Прибалтику, то на дво­их с механиком такая поездка обходится в 700 долларов в неделю. В режиме стро­жайшей экономии, замечу.

На соревнования, проводимые в Бела­руси, я езжу полностью аккредитованным. Их уровень тоже приличный. Например, в Минск на Гран-при Беларуси в сентябре к нам приедут спортсмены из Прибалти­ки, Польши, других стран. Это, по сути, своеобразный чемпионат Европы. Но са­мое главное, что в них примут участие гон­щики из России и Украины, которые по известным причинам в гости друг к дру­гу поехать не могут. А в Беларусь запро­сто. Между прочим, у команд этих стран, как и у белорусской, очень сильные шко­лы, основанные на давних традициях не­когда единого нашего государства.

Опыт против молодости

— Честно говоря, я не очень пони­маю, почему на престижные международ­ные соревнования руководство ДОСААФ предпочитает отправлять молодых спортсменов. Ведь за границей мы не просто выступаем, мы защищаем престиж стра­ны. На Олимпийские игры ведь первораз­рядников не посылают, пусть даже пода­ющих огромные надежды.

Молодёжь двигать надо, спору нет, под­держивать её необходимо. Но при этом на­до показывать и результаты. А они если и есть, то не такие, как хотелось бы. Ког­да я начинал одним из первых в Белару­си состязаться в классе групповых гонок, в первый же год стал чемпионом Европы.

Сейчас на чемпионат мира по гонкам отправляют двух юношей. Не спорю, определённые достижения у них есть. Но, без излишней скромности, с моими им не сравниться. А мне даже предложения уча­ствовать в ЧМ не поступило. Хотя никто не запрещает, но не могу я круглый год ез­дить по миру за счёт своей семьи. Вот и получается, что экономим где надо и не на­до, а престиж страны иметь хотим.

Комсомольское озеро в Минске, 1988-й год. Чемпионат БССР. 

Чемпионат СССР на призы журнала «Катера и яхты». Ленинград, 1989-й год.

Белорусские левши

— Материалы сейчас очень дорогие. Это не картон, жесть и фанера, как рань­ше. Технологии самые современные, при­меняемые в космической технике. Кевла­ровые и угольные соединения, компози­ты — всё используем. Конечно, в гораз­до меньших масштабах, чем в промыш­ленности. Купить их сегодня не пробле­ма, были бы деньги. И не только на мате­риалы: Интернет забит предложениями от производителей различных моделей. По­купай готовый комплект и собирай. Сто­имость от 6 до 40 рублей.

К слову говоря, за границей именно так и поступают. Они, в отличие от нас, сами модели не строят. Или покупают комплект, или собирают из нескольких, но тоже уже готовых. Покупают всё: корпус, к нему двигатель, навесное оборудование. Даже наклейки. Мы всё делаем своими руками от начала до конца.

У нас вообще подходы к конструиро­ванию разные. «Буржуи» сначала просчи­тывают, сколько необходимо средств для создания той или иной модели. И в даль­нейшем строго придерживаются этой сме­ты. Мы же с затратами не считаемся, на­ша цель — создать ту модель, которую хо­тим. Если и считаем, то не то, что необхо­димо, а без чего можно обойтись.

Чемпионат Беларуси. Подготовка к стартам в Бресте, 1998-й год.

Чемпионат Европы в Польше, 1999-й год.

Цена «случайности»

— В гонках моделей главное — жела­ние победить. Будет желание, появятся и возможности. Поясняю: когда есть жела­ние, ты находишь не просто приемлемый, а лучший для себя вариант. Ещё нужны ру­ки и желательно голова. Это, кстати, одна из причин, почему наш вид спорта не име­ет той массовости, как, например, хоккей или футбол. Там тоже способности нуж­ны, не спорю, но в судомоделизме к ним ещё обязательно должны прилагаться тру­долюбие, терпение, усидчивость и пони­мание того, что желаемый результат сра­зу не придёт. Ведь даже для создания са­мой простой модели из не самых доро­гих и дефицитных материалов уходит не­сколько месяцев.

Хотя даже наличие всех этих качеств в нашем виде спорта не гарантирует побе­ды. Немаловажную роль играет стечение обстоятельств. Это не значит, что все мои коллеги — фаталисты. Просто этими об­стоятельствами нужно научиться управ­лять и оборачивать их в свою пользу.

Для примера: я построил модель, на которой «гоняю» сейчас и недавно стал чемпио­ном. Два года на ней я безуспешно пытал­ся победить. Призовые места занимал, но этого мало. Всё это время я, что называет­ся, доводил её до ума. Потому что любую модель мало правильно собрать и доброт­но построить. С ней надо непрерывно экс­периментировать. В этом отношении гон­щики стран СНГ выгодно отличаются от западных коллег, которые покупают «ко­та в мешке» и свои модели создают стро­го по чертежам. Но это совсем не означа­ет, что они будут гонять так же, как я. Да­же если у нас будут установлены одина­ковые моторы. Они будут одной фирмы и одной модели, но мой двигатель будет чуть-чуть другим. Лучшим! Потому что нет предела совершенству.

Именно по этой причине я никогда не уничтожал свои модели, даже не самые удачные. Ведь процесс их создания — это тоже богатейший опыт, который всегда пригодится, от которого в последующем можно будет оттолкнуться.

Модель корабля в масштабе 1:50. Александр Езерский строил её четыре года.

Как-то по собственным чертежам я по­строил катамаран, который участвовал в трёх чемпионатах мира. И ни разу не под­нялся выше призёра. Все эти годы я его до­водил, дорабатывал, доделывал, учитывая прошлые ошибки. До тех пор, пока он у меня только что летать не начал. Во вся­ком случае, больше 100 километров в час развивает запросто.

Конечно, случаются и аварии. Ведь что такое гонка? На неё даётся восемь минут по дистанции «овал» — две стометровки и два радиуса по 30 метров. За это вре­мя надо намотать максимальное количе­ство кругов. Старт происходит с воды, в нём участвуют обычно десять экипажей. Представляете, что творится, когда такое количество моделей идёт по дистанции? Шлейф воды и дыма за каждой растяги­вается на 15-20 метров, что значительно ухудшает видимость. Так что без столкно­вений редко обходится. Но чем их мень­ше, тем выше шансы на победу.

Автор: Александр Евсеенко. Фото: Вячеслав Коломиец
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights