Истории старожилов автопарка: было время, когда гомельчан уговаривали воспользоваться 17-м маршрутом

Сегодня 17-й маршрут один из самых востребованных в Гомеле. А когда-то его приходилось рекламировать, причём в условиях отсутствия Интернета. Эту и ещё несколько историй журналисты «Белки» узнали от старожилов Гомельского автопарка №1.

Александр Пусев: «К любому пассажиру можно найти подход»

Работу водителя маршрутного автобуса лёгкой не назовёшь. В по­ловине пятого утра надо быть в парке, в скользящем графике нет точ­но определённых выходных, а ещё пассажиры попадаются каприз­ные — то тепла или прохлады в салоне требуют, то открытых или за­крытых форточек, то тишины или музыки.

— Работаю в автопарке 26 лет и, откровенно говоря, не задумывал­ся, что водителем быть тяжело, — улыбается Александр Пусев. — Как и в любой другой профессии, есть свои нюансы, но повода жаловаться у меня точно нет. Что касается пассажиров, то здесь рецепт один — взаимопонимание. Мне на пригороде приходится встречать разных людей: весёлых и грустных, уставших и активных, но к лю­бому можно найти подход.

После армии Александр устроился в автопарк слесарем, спустя полтора года выучился на категорию D и пересел в кабину водителя. Довелось покрутить баранку многих моделей автобусов. Последние одиннадцать лет работает на МАЗе-103. Свою лошадку Пусев срав­нивает с женщиной.

— Немного с характером, но в целом отличная машина. Правда, смотреть за ней надо, как за женой. Больше внимания, меньше капри­зов, — удивляет аллегорией опытный водитель.

Сергей Ратников: «Если водитель следит за закреплённой техникой, то она служит долго»

Личную ответственность за безопасность перевозок несёт механик отдела технического контроля Сергей Ратников. Он пришёл в автобус­ный парк по окончании Гомельского дорожно-строительного технику­ма, где отучился на автомеханика. И вот уже пятнадцать лет отвечает за выпуск на линию и контроль технического состояния всех транспорт­ных средств, покидающих территорию парка.

Большую часть рабочего времени, а смены длятся по двенадцать ча­сов, приходится проводить в смотровой яме у выездных ворот. Особен­но много работы с 5 до 7 часов, когда основная часть машин уходит на линию, и с 19 до 23, когда они возвращаются. Однако работа Ратникову нравится:

— Парк у нас хороший, подвижной состав планово обновляется. МАЗы собраны заводом на совесть, но и наша ремонтная зона работа­ет на высоком уровне. Даже «Икарусы», которым по три десятка лет, до сих пор в строю и выполняют заказные рейсы. А вообще, многое зави­сит от водителей. Если человек следит за закреплённой техникой, во­время устраняет мелкие неисправности, то она служит долго.

Такого отношения добиться нелегко, на отдельных водителей прихо­дится воздействовать не только убеждением, признаётся механик. Но большинство понимают его правильно, ведь работа автопарка нацеле­на на безопасность пассажиров.

Галина Никольская: «Помню, как уговаривали людей воспользоваться 17-м маршрутом»

Об истории автобусного парка можно долго говорить со старшим дис­петчером отдела организации пассажирских перевозок и туризма Гали­ной Никольской. Она поступила на работу 1 апреля 1983 года и до сих пор помнит тот день. Впечатлили её масштабы перевозочной работы, увиденной после родного Октябрьского и Бобруйска, где Галина Ива­новна окончила автотранспортный техникум.

— Это был осознанный выбор. Мой папа Иван Гаврилович работал водителем, и в детстве я часто с ним ездила в рейсы. Даже в ремонте по­могала, мне это нравилось. В техникум был высокий конкурс при посту­плении, и с первой попытки стать студенткой мне не удалось. Однако на следующий год я своего добилась, — вспоминает старший диспетчер.

В Гомеле тогда был всего один автобусный парк, одновременно вы­полнявший перевозки в городе, пригороде и в междугородном сообще­нии. Только заказными каждый день работали около 120 автобусов, а всего их было около 500.

Первое время освоиться на рабочем месте Галине Никольской бы­ло непросто, но встретили молодого специалиста хорошо. И коллеги по отделу, и водители подсказывали, что и в какое время нужно сделать.

В то время началось массовое строительство жилья в Волотове. По­требовались и новые автобусные маршруты. Их трассировку обсужда­ли коллегиально, принималось во внимание мнение и сотрудников от­дела организации пассажирских перевозок. Так в Гомеле появился ав­тобусный маршрут №17.

— Интернета ещё не было, поэтому новый маршрут работники автопарка рекламировали сами. Помню, как уговаривали людей вос­пользоваться 17-м автобусом. В первых рейсах выходили на останов­ках и объясняли, куда он идёт. Сегодня в этом нет нужды — «семнадца­тый» является самым популярным и загруженным в областном центре.

За время работы интерес к профессии в Галине Никольской нисколь­ко не угас. И сегодня уже водители советуются с ней, как проложить тот или иной маршрут для выполнения заказа. Как говорит сама автомоби­листка, в памяти хранится карта автодорог всего региона — от респу­бликанских до самых мелких, где только может пройти автобус.

Сергей Дроздов: «МАЗы-152 на межгороде пробежали по миллиону километров и пока не требуют капремонта двигателей»

Начальник участка ТО-2 Сергей Дроздов (на фото — слева) работал механиком на грузовом автомобильном предприятии. После его ликви­дации пришлось искать новое место работы. Сергея Викторовича взяли по специальности в Автобусный парк №1. Вот уже шестнадцать лет он отвечает за техническое обслуживание автобусов. Начинал слесарем по ремонту автомобилей, а спустя пять лет возглавил подразделение. Сей­час в его подчинении 18 человек — мотористы, кузовщики, сварщики и другие специалисты.

Работа на участке спорится. Как и коллега из отдела технического контроля, Сергей Дроздов радуется плановому обновлению подвижно­го состава. В целом устраивает его качество. Например, МАЗы-152, ра­ботающие на междугородных направлениях и по заказу, пробежали уже по миллиону километров, а капитального ремонта двигателей пока не требуют. МАЗы-251 тоже близки к преодолению этого порога. А вот го­родские гармошки МАЗ-105 ремонт уже прошли. Сергей Дроздов объ­ясняет это тяжёлыми условиями работы автобусов в городских услови­ях, где требуются постоянные разгоны и остановки. Но ремонт местным мастерам вполне по плечу.

— Между прочим, на базе нашего участка создано сервисное пред­приятие по обслуживанию техники Минского автозавода в рамках га­рантии. Постоянная практика и бесперебойное обеспечение всеми ком­плектующими позволили нам досконально изучить весь модельный ряд и выполнять восстановительный ремонт любой машине, — не скрыва­ет гордости Сергей Дроздов.

Ирина Удовенко: «Я люблю порядок, всё должно лежать на своих местах»

Три с половиной года назад Ирина перешла работать в автопарк кладовщицей с авторемонтного завода. На центральном складе, где трудится наша героиня, всего лишь три человека. Работа есть всегда: получать, выдавать продукцию, оформлять должным образом движе­ние документов.

— Я люблю порядок, всё должно лежать на своих местах и вовре­мя быть поставлено на учёт. Мы тесно сотрудничаем с бухгалтерией и понимаем ответственность, которая на нас возложена, — рассказы­вает о рабочих буднях Ирина Удовенко.

Работа кладовщицей подковала её в технических вопросах. Ком­плектующих поступает очень много, наименования некоторых гума­нитариям даже сложно выговорить. Кроме того, приходится иметь де­ло со строительным материалом. В эти дни, к примеру, в автопарке идёт реконструкция автомойки.

Всё своё свободное время Ирина посвящает общению с четырьмя внуками. По выходным балует их кулинарными изысками. По слу­чаю профессионального праздника — Дня автомобилиста и дорожника — обязательно что-нибудь испечёт и для коллег.

Автор: Евгений Захаров, Светлана Коломиец. Фото: Мария Амелина
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights