Сегодня 17-й маршрут один из самых востребованных в Гомеле. А когда-то его приходилось рекламировать, причём в условиях отсутствия Интернета. Эту и ещё несколько историй журналисты «Белки» узнали от старожилов Гомельского автопарка №1.
Александр Пусев: «К любому пассажиру можно найти подход»
Работу водителя маршрутного автобуса лёгкой не назовёшь. В половине пятого утра надо быть в парке, в скользящем графике нет точно определённых выходных, а ещё пассажиры попадаются капризные — то тепла или прохлады в салоне требуют, то открытых или закрытых форточек, то тишины или музыки.
— Работаю в автопарке 26 лет и, откровенно говоря, не задумывался, что водителем быть тяжело, — улыбается Александр Пусев. — Как и в любой другой профессии, есть свои нюансы, но повода жаловаться у меня точно нет. Что касается пассажиров, то здесь рецепт один — взаимопонимание. Мне на пригороде приходится встречать разных людей: весёлых и грустных, уставших и активных, но к любому можно найти подход.
После армии Александр устроился в автопарк слесарем, спустя полтора года выучился на категорию D и пересел в кабину водителя. Довелось покрутить баранку многих моделей автобусов. Последние одиннадцать лет работает на МАЗе-103. Свою лошадку Пусев сравнивает с женщиной.
— Немного с характером, но в целом отличная машина. Правда, смотреть за ней надо, как за женой. Больше внимания, меньше капризов, — удивляет аллегорией опытный водитель.
Сергей Ратников: «Если водитель следит за закреплённой техникой, то она служит долго»
Личную ответственность за безопасность перевозок несёт механик отдела технического контроля Сергей Ратников. Он пришёл в автобусный парк по окончании Гомельского дорожно-строительного техникума, где отучился на автомеханика. И вот уже пятнадцать лет отвечает за выпуск на линию и контроль технического состояния всех транспортных средств, покидающих территорию парка.
Большую часть рабочего времени, а смены длятся по двенадцать часов, приходится проводить в смотровой яме у выездных ворот. Особенно много работы с 5 до 7 часов, когда основная часть машин уходит на линию, и с 19 до 23, когда они возвращаются. Однако работа Ратникову нравится:
— Парк у нас хороший, подвижной состав планово обновляется. МАЗы собраны заводом на совесть, но и наша ремонтная зона работает на высоком уровне. Даже «Икарусы», которым по три десятка лет, до сих пор в строю и выполняют заказные рейсы. А вообще, многое зависит от водителей. Если человек следит за закреплённой техникой, вовремя устраняет мелкие неисправности, то она служит долго.
Такого отношения добиться нелегко, на отдельных водителей приходится воздействовать не только убеждением, признаётся механик. Но большинство понимают его правильно, ведь работа автопарка нацелена на безопасность пассажиров.
Галина Никольская: «Помню, как уговаривали людей воспользоваться 17-м маршрутом»
Об истории автобусного парка можно долго говорить со старшим диспетчером отдела организации пассажирских перевозок и туризма Галиной Никольской. Она поступила на работу 1 апреля 1983 года и до сих пор помнит тот день. Впечатлили её масштабы перевозочной работы, увиденной после родного Октябрьского и Бобруйска, где Галина Ивановна окончила автотранспортный техникум.
— Это был осознанный выбор. Мой папа Иван Гаврилович работал водителем, и в детстве я часто с ним ездила в рейсы. Даже в ремонте помогала, мне это нравилось. В техникум был высокий конкурс при поступлении, и с первой попытки стать студенткой мне не удалось. Однако на следующий год я своего добилась, — вспоминает старший диспетчер.
В Гомеле тогда был всего один автобусный парк, одновременно выполнявший перевозки в городе, пригороде и в междугородном сообщении. Только заказными каждый день работали около 120 автобусов, а всего их было около 500.
Первое время освоиться на рабочем месте Галине Никольской было непросто, но встретили молодого специалиста хорошо. И коллеги по отделу, и водители подсказывали, что и в какое время нужно сделать.
В то время началось массовое строительство жилья в Волотове. Потребовались и новые автобусные маршруты. Их трассировку обсуждали коллегиально, принималось во внимание мнение и сотрудников отдела организации пассажирских перевозок. Так в Гомеле появился автобусный маршрут №17.
— Интернета ещё не было, поэтому новый маршрут работники автопарка рекламировали сами. Помню, как уговаривали людей воспользоваться 17-м автобусом. В первых рейсах выходили на остановках и объясняли, куда он идёт. Сегодня в этом нет нужды — «семнадцатый» является самым популярным и загруженным в областном центре.
За время работы интерес к профессии в Галине Никольской нисколько не угас. И сегодня уже водители советуются с ней, как проложить тот или иной маршрут для выполнения заказа. Как говорит сама автомобилистка, в памяти хранится карта автодорог всего региона — от республиканских до самых мелких, где только может пройти автобус.
Сергей Дроздов: «МАЗы-152 на межгороде пробежали по миллиону километров и пока не требуют капремонта двигателей»
Начальник участка ТО-2 Сергей Дроздов (на фото — слева) работал механиком на грузовом автомобильном предприятии. После его ликвидации пришлось искать новое место работы. Сергея Викторовича взяли по специальности в Автобусный парк №1. Вот уже шестнадцать лет он отвечает за техническое обслуживание автобусов. Начинал слесарем по ремонту автомобилей, а спустя пять лет возглавил подразделение. Сейчас в его подчинении 18 человек — мотористы, кузовщики, сварщики и другие специалисты.
Работа на участке спорится. Как и коллега из отдела технического контроля, Сергей Дроздов радуется плановому обновлению подвижного состава. В целом устраивает его качество. Например, МАЗы-152, работающие на междугородных направлениях и по заказу, пробежали уже по миллиону километров, а капитального ремонта двигателей пока не требуют. МАЗы-251 тоже близки к преодолению этого порога. А вот городские гармошки МАЗ-105 ремонт уже прошли. Сергей Дроздов объясняет это тяжёлыми условиями работы автобусов в городских условиях, где требуются постоянные разгоны и остановки. Но ремонт местным мастерам вполне по плечу.
— Между прочим, на базе нашего участка создано сервисное предприятие по обслуживанию техники Минского автозавода в рамках гарантии. Постоянная практика и бесперебойное обеспечение всеми комплектующими позволили нам досконально изучить весь модельный ряд и выполнять восстановительный ремонт любой машине, — не скрывает гордости Сергей Дроздов.
Ирина Удовенко: «Я люблю порядок, всё должно лежать на своих местах»
Три с половиной года назад Ирина перешла работать в автопарк кладовщицей с авторемонтного завода. На центральном складе, где трудится наша героиня, всего лишь три человека. Работа есть всегда: получать, выдавать продукцию, оформлять должным образом движение документов.
— Я люблю порядок, всё должно лежать на своих местах и вовремя быть поставлено на учёт. Мы тесно сотрудничаем с бухгалтерией и понимаем ответственность, которая на нас возложена, — рассказывает о рабочих буднях Ирина Удовенко.
Работа кладовщицей подковала её в технических вопросах. Комплектующих поступает очень много, наименования некоторых гуманитариям даже сложно выговорить. Кроме того, приходится иметь дело со строительным материалом. В эти дни, к примеру, в автопарке идёт реконструкция автомойки.
Всё своё свободное время Ирина посвящает общению с четырьмя внуками. По выходным балует их кулинарными изысками. По случаю профессионального праздника — Дня автомобилиста и дорожника — обязательно что-нибудь испечёт и для коллег.
Автор: Евгений Захаров, Светлана Коломиец. Фото: Мария Амелина
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram