К 100-летию органов загс решили напомнить об их роли в нашей жизни

Помните, какое маленькое, но ответственное поручение предложил выполнить герои­не Натальи Варлей товарищ Саахов из фильма «Кавказская пленница»? Пра­вильно, перерезать ленточку на откры­тии нового Дворца бракосочетания. Но мало кто знает, что этот объект в коме­дии Леонида Гайдая фигурирует не случайно. Это была, так сказать, дань времени: в 60-х годах, когда снимался фильм, в отношении загсов был при­нят ряд организационных мер. От их сотрудников требовалось внедрять в быт советских людей новые граждан­ские обряды и праздники. А чтобы было где их претворять в жизнь, по всей стра­не, особенно в крупных городах, начали строить эти самые Дворцы бракосочета­ния. В Беларуси первый такой открыл­ся в Бресте в 1963 году.

Здание загса Советского района Гомеля.

Но это была далеко не первая попытка советской власти внедрить в сознание граждан новые представления о браке и семье. Ещё в декабре 1917 году увидел свет Декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданско­го состояния», уничтоживший старый порядок брачно-семейных отношений и провозгласивший равенство между мужчиной и женщиной. Новый нор­мативный акт признавал действитель­ными только браки, регистрируемые в отделах записей браков и рождений при местных органах власти. Обязательный до этого церковный брак стал считаться личным делом брачующихся.

На заре совет­ской власти, когда эксперименты по внедрению в обыденную жизнь раз­личных новшеств шли полным ходом, регистрация браков носила достаточно формальный характер. Помните фильм «Не может быть!» по произведениям Зощенко? Тот, где герой Леонида Курав­лёва никак невесту без шубки и шляп­ки узнать не мог. «Не беда, — успокаи­вал его друг. — Завтра пойдёшь и раз­ведёшься. Делов-то!». Так оно и было на самом деле. Не случайно гениаль­ный сатирик высмеял лёгкость, с кото­рой некоторые относились к браку. А они всего лишь использовали возмож­ность, предоставляемую государством.

Всё изменилось в 30-е годы, ког­да государство осознало важ­ность семьи для собственного существования и жёсткой рукой покон­чило с экспериментами в этой сфере. В 1943 году органы загс как ведомство, хранящее первостепенную информа­цию по текущему учёту населения, были включены в структуру подразделе­ний Наркомата внутренних дел. Началь­ники загсов в то время даже получили лейтенантские погоны, все остальные работники также были ранжированы по милицейским чинам. Правда, щего­лять в милицейской форме им довелось недолго: в конце 1956 года заг­сы были выведены из состава тогда уже МВД и подчинены исполкомам местных советов.

1959 год.

Справедливости ради отме­тим, что простым гражданам, решившим связать себя узами Гименея, было глубоко без раз­ницы, куда структурно входят загсы. Главное, что они были и в них к тому времени уже сло­жились определённые тради­ции торжественной регистра­ции браков. Например, обяза­тельным было вступительное слово работника загса (ни дать ни взять бледная копия про­поведи священника при вен­чании!). Или обмен обручаль­ными кольцами — церемония, целиком позаимствованная у церкви. Правда, ни о каких рушниках, на кото­рые принято сегодня становиться, тог­да и речи быть не могло. Советское, в конце концов, заведение.

1962 год.

Свадьбы в конце 50-60-х годах играли в основном зимой. Объясняется это достаточно просто: в те годы большинство город­ского населения Беларуси было по сути сельским. В деревне же весной, летом и осенью не до гуляний, работы столь­ко, что только успевай поворачиваться. Другое дело — зимой, особенно нака­нуне новогодних и рождественских праздников. Тогда был шанс свадебные гулянья продлить не на день-другой, а едва ли не на месяц. До старого Ново­го года точно.

Но в самом загсе всё было чинно и культурно. На церемонию росписи жениха и невесты даже посторонних людей не допускали, только брачую­щихся и их свидетелей. Остальные мог­ли подождать в фойе, хотя предпочи­тали дома за накрытыми столами. Не было в 60-е годы у людей этой мещан­ской привычки (да и средств тоже) рестораны, на худой конец — столо­вые, под свадьбы арендовать. Всё боль­ше на силы и возможности многочис­ленной родни надеялись. Деревенской с её домашними припасами — в пер­вую очередь.

К середине 70-х годов традиции бракосочетания хотя и изме­нились, но незначительно. По-прежнему на торжественную цере­монию допускался узкий круг дове­ренных лиц. Хотя для остальных было сделано послабление — ждать появле­ния новоявленной семьи в специаль­ной комнате с обязательным шампан­ским. Зря, что ли, Дворцов бракосоче­тания да Домов гражданских обрядов к тому времени понастроили?! После чего молодожёны и некоторые другие гости на одной машине, обычно такси (неважная, скажем откровенно, замена традиционной свадебной тройке), еха­ли к памятным местам города, чтобы отдать дань уважения героям Великой Отечественной войны, не пожалевшим жизни ради их сегодняшнего счастья. В Гомеле это были обычно Курган Славы или Вечный огонь.

1980 год.

С ростом благосостояния советско­го народа выросли и масштабы сва­деб. В начале 70-х, например, обычная гомельская семья из семи человек впол­не могла позволить себе сесть в самолёт и слетать на несколько дней в ­ Минводы, чтобы от души погулять на насто­ящей кавказской свадьбе близкого род­ственника. Это на заметку тем истори­кам, которые со знанием дела утверж­дают, что при советской власти народ всегда жил однозначно плохо.

Хотя проблемы у молодожёнов, бес­спорно, были. Особенно на фоне всеоб­щего дефицита на рубеже 70-80-х годов. Автор этих строк сам неоднократно подавал заявления в загс со своими бывшими однокурсницами. Которые, помимо статуса формальной невесты, получали в нагрузку талончик в «Сча­стье». Так в Гомеле именовался салон для новобрачных, которые могли при­обрести в нём не только обручальные кольца, но и импортную обувь, краси­вые и недорогие платья и костюмы, про­чий недоступный для обыкновенного покупателя товар.

Первая половина 70-х.

В середине 80-х, на фоне объяв­ленных Горбачёвым перестро­ечных свобод, стал меняться и ритуал бракосочетания в загсах. Всё больше приобретая то ли религиоз­ные, то ли традиционно народные чер­ты. Во всяком случае, молодых перед росписью поголовно стали ставить на рушник. И хотя мало кто догадывался, что исконное его название «венчаль­ный» (а были ещё благословенные — те, на которые молодые должны были ста­новиться на колени перед родителями для получения благословения), в заг­сах это считалось и до сих пор счита­ется вполне допустимым. Так же, как и оставшаяся с тех времён традиция встречать молодожёнов иконой и боль­шим караваем. Причём неважно где: то ли возле подъезда многоэтажки, то ли у входа в снятый для свадебного веселья ресторан или кафе. На этот счёт наши люди никогда особой щепетильностью и соблюдением догматов не отличались.

Сегодня в белорусских загсах (с 2006 года вошли в систе­му Министерства юстиции — прим. ред.) особое внимание уде­ляется возрождению народных обыча­ев, возвращению к духовным истокам. При этом каждый отдел не ограничен в своём творчестве и фантазии и может использовать самые разнообразные формы проведения регистрации браков, в том числе и юбилейных, и рождений в торжественной обстановке. Цель при этом у всех одна — сделать эти обряды неповторимыми, интересными, запоми­нающимися для каждой обратившей­ся пары. Жаль только, что на рост чис­ла разводов это пока никак не влияет. Но это, как любят повторять в сериале «Следствие вели…», уже совсем дру­гая история…

Автор: Александр Евсеенко. Фото: Леонид Гурин, Александр Евсеенко

Читайте также:

14 февраля в Советском загсе Гомеля заключили брак девять пар

«Не хочу, чтобы сын был Радзiвонам». Отец считает, имя зарегистрировали неправильно

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights