«История одной награды». Жицкий

Каждое время рождает своих героев. В пе­риод лихолетья, когда над страной нависает смертельная опасность и речь идёт о выжи­вании нации, такие герои появляются сот­нями тысяч. Вступая в смертельную схват­ку с врагом, отлично понимая, что на войне каждый день может стать последним, эти смельчаки меньше всего думают о наградах. Но они их заслуживают! Под рубрикой «История одной награды» «Белка» совместно с Гомельским городским военным комиссариатом публи­кует цикл материалов о гомельчанах, в годы войны и послевоенное время награждённых редкими, а порой и вовсе малоизвестными на­градами. Число кавалеров этих орденов и ме­далей в многомиллионном Советском Союзе не превышало 150 000 человек.

Если сегодня у Ивана Ефимо­вича Жицкого спросить, где его малая родина, он наверня­ка помедлит с ответом. В начале 30-х годов прошлого века его семья, в кото­рой помимо восьмилетнего Ивана были ещё трое детей, переехала с Полтавщи­ны жить в Саратов. Переехала не от хо­рошей жизни: массовая коллективиза­ция и неурожай привели Украину к повальному голоду. Но и на новом месте жизнь не стала легче, если не сказать хуже — масштабы голода в Поволожье не шли ни в какое сравнение с положе­нием на Украине. Пришлось вновь ис­кать «хлебное» место, уже на Кавказе. Так семья Жицких оказалась в селе Ми­хайловка, что под Туапсе. Здесь Иван окончил среднюю школу и в 1937 году стал студентом Сухумского индустри­ального техникума.

Когда началась Великая Отечествен­ная война, Иван Жицкий едва успел защитить диплом по специальности техник-электрик. В декабре 1941 года его призвали в ряды Красной Армии и направили в отдельный технический ба­тальон в Боржоми. К этому времени бои шли уже на подступах к Кавказу, на Ку­бани. Фашисты пытались во что бы то ни стало захватить нефтеносные райо­ны страны. Но не только потребностью в углеводородном сырье объяснялось их упорство: за ходом боевых действий в предгорьях Кавказа внимательно сле­дили в Турции и Японии. Если бы на­цистам удалось реализовать свой план, эти страны непременно вступили бы в войну против СССР.

В освобождённом Симферополе. Иван Жицкий первый слева во втором ряду. Апрель 1944 г.

Политработники не скрывали от мо­лодых солдат важности поставленной перед ними задачи, не уставая твер­дить: «Будет Кавказ советским — стра­на будет жить». Поэтому, вспоминает Иван Ефимович, гоняли их командиры до седьмого пота. И хотя рядовой Жиц­кий по воинской специальности был во­дителем, стрелковую и азы горной под­готовки изучал наравне с пехотинцами. Параллельно осваивал и технику, на ко­торой предстояло выполнять боевые за­дачи — грузовой автомобиль ЗИС-5.

Это поистине легендарный грузовик в истории отечественного автомобиле­строения, вынесший на своих колёсах всю тяжесть военных грузоперевозок. Трёхтонка, которую Иван Жицкий по сию пору любовно называет «захар», была неприхотлива и надёжна. Перед са­мой войной в этих машинах реконструи­ровали радиатор, карбюратор и воздуш­ный фильтр, изменили коробку передач и карданный вал, усилили конструкции рамы и мостов, а также увеличили до­рожный просвет под задним мостом. Так что ЗИС-5 оказался просто незаменим в горной местности. Особенно водителей подкупала всеядность «захара»: он мог ездить, вспоминает ветеран, и на бензи­

не самой низкой очистки, и на спирту, и даже на керосине. Правда, в деревянной кабине не было ни отопления, ни венти­ляции, но в боевых условиях комфорт не главное. К тому же, шутит Иван Ефимо­вич, холод не давал уснуть за рулём, не­смотря ни на какую усталость. А коле­сить по горным серпантинам приходи­лось много, иногда по несколько суток не выпуская из рук баранку.

В конце лета 1942 года немцы, вдохновлённые успешным на­ступлением на Сталинград, предприняли решающую попытку овла­деть кавказскими горами и выйти на границу с Турцией и Ираном. Для укре­пления Туапсе наши войска стали созда­вать Туапсинский оборонительный рай­он, проходивший через посёлки Джуг­ба — Георгиевская — Лазаревская. Он должен был включать в себя внешний и внутренний обводы. До этого, вспо­минает Иван Ефимович, единой линии обороны здесь не было: роты занима­ли отдельные опорные пункты. Любой рядовой понимал, что натиска фашист­ских танковых армад такая оборона не выдержит. Зато некоторые команди­ры были уверены, что горно-лесистая местность сама по себе является хоро­шим оборонительным рубежом, а пото­му в каком-либо усовершенствовании не нуждается.

Как это часто бывает, лишь после ко­манды сверху инженерные, сапёрные и стрелковые части приступили к мас­штабным работам по возведению обо­ронительных укреплений. Дело это не­простое, ведь в тех местах леса мало, а каменистый грунт затруднял веде­ние земляных работ. Поэтому основ­ной упор делался на создание заграж­дений в виде минных полей, фугасов, камнемётов и обрушения троп и скал. Всё это требовало большого количества минно-взрывных веществ. Доставить «дефицит» к указанным местам бывало очень трудно, особенно под постоянны­ми бомбёжками немецкой авиации. Бла­го погода в горах переменчивая, ясные дни то и дело сменяются сырыми, до­ждливыми и туманными. В такое время даже асы люфтваффе не рисковали вы­летать на выполнение боевых заданий. Зато наши шофёры бесстрашно выдви­гались в горы.

Огромную помощь воинским под­разделениям оказывали местные жите­ли из числа грузин и абхазцев, высту­пая проводниками. Правда, Иван Жиц­кий в их помощи не нуждался. Хоро­шо зная крутой нрав кавказских гор, он сам частенько выступал в этой ро­ли. И попутно обучал «равнинных» шо­фёров особенностям езды в горах. Где даже грунтовые дороги перед войной были развиты очень слабо, а шоссей­ных не было вообще. Разве что знаме­нитая Военно-Грузинская дорога от Ор­джоникидзе до Тбилиси через Кресто­вый перевал. Да и она в зимние месяцы из-за снежных заносов и обвалов обыч­но была закрыта. Но то в мирное вре­мя, а во время войны функционирова­ла круглогодично. Эти заносы и обвалы чаще всего разбирать и расчищать при­ходилось водителям. Тем самым скром­ные труженики войны доказали, что да­же сложные горные системы не смогут исключить действий войск, в том чис­ле и применение танков.

Не всегда даже выносливый ЗИС-5 мог выручить солдат, не каждая кру­ча была ему по силам. И тогда, улыба­ется ветеран, автотранспортные роты превращались в горновьючные. Хоро­шо, если можно было раздобыть лоша­дей или незаменимых на крутых гор­ных склонах ишаков. Чаще же водите­лям приходилось на собственных пле­чах доставлять на позиции оружие и боеприпасы. Шутка ли: только вдоль Черноморского побережья от Кабар­динки до Туапсе было оборудовано не­сколько сот дотов и дзотов, почти все крупные мосты были подготовлены к подрыву.

Битва за Кавказ была жестокой. Против наших частей, боль­шинство из которых практи­чески не имели опыта ведения боевых действий в горах, фашистское коман­дование бросило горнострелковый кор­пус, две горнострелковые и две легко­пехотные дивизии. Все эти части бы­ли специально подготовлены, а знаме­нитая дивизия «Эдельвейс» комплекто­валась в основном тирольцами, для ко­торых горы были родной стихией. Для действий на горных перевалах нем­цы использовали две румынские гор­нострелковые дивизии. Стоит ли го­ворить, что все немецкие подразделе­ния были в полной мере обеспечены специальным снаряжением и оружи­ем. А у наших солдат, по воспомина­ниям Ивана Жицкого, порой даже ве­рёвок обычных не было, не говоря уже о более серьёзных альпинистских при­способлениях.

Тем не менее наши стояли насмерть, стараясь занять самые, казалось бы, не­доступные склоны и вершины. Ведь в горах действует железный принцип: кто выше — тот и победитель. Достав­лять на эти «пятачки» боеприпасы ста­новилось всё труднее, но другого вы­хода не было.

В одну из таких поездок военная судьба рядового Ивана Жицкого едва не сделала зигзаг, подобный горному сер­пантину. Наши части из последних сил удерживали один из перевалов. Рядо­вой Жицкий получил приказ: во что бы то ни стало доставить обороняющимся патроны и гранаты. Едва он прибыл на место, как на наш передний край обру­шился шквал огня, а вскоре немцы пе­решли в очередную атаку. Доставив на позиции последний ящик с патронами, Иван Ефимович вдруг услышал, как его кто-то позвал. Неизвестный стар­шина лежал за противотанковым ру­жьём. Его второй номер, заряжавший ПТР 14,5-мм патронами, был убит. Сам старшина, раненный в плечо, одной ру­кой безуспешно пытался вогнать патрон в патронник. «Давай, браток, подсоби! Видишь, танкеты фрицевские прут, не­порядок это…».

Так Иван Жицкий на время стал вто­рым номером расчёта ПТР. Однако вско­ре осколок разорвавшегося неподалёку снаряда окончательно вывел старши­ну из строя. Теряя сознание, тот лишь успел прошептать: «Не пропусти…».

В том бою Иван Жицкий подбил не­сколько бронемашин и мотоциклов про­тивника. Немцы так и не сумели взять перевал. После боя Иван Ефимович спустился к дороге и на том месте, где оставил свой ЗИС, увидел лишь груду искорёженного металла да догорающие остатки кузова.

— Не горюй, солдат, — успокоил ко­мандир оборонявшейся роты. — У ме­ня оставайся. Видел я, как ты с ружьём управляешься — талант! Обязательно к награде тебя представлю.

Так в солдатской книжке рядового Жицкого в графе «военная специаль­ность» появилась запись «бронебой­щик». Особых навыков управляться с противотанковым ружьём не требова­лось. Это эффективное оружие и соз­давалось с расчётом на массовое при­менение. Единственным его недостат­ком была дистанция, с которой можно было более-менее результативно пора­жать бронетехнику врага. Она не пре­вышала 150 — максимум 200 метров. Не каждый сможет сохранять само­обладание, когда вражеский танк или бронетранспортёр находится от тебя в нескольких десятках метров. Иван Жицкий этими качествами обладал в полной мере. Да только недолго при­шлось ему фашистскую бронетехнику жечь — вскоре наши войска перешли в наступление, и умение Ивана Ефимо­вича управляться с автотехникой вновь понадобилось. На этот раз в составе истребительно-противотанкового ар­тиллерийского полка.

В наступлении, вспоминает ве­теран, усталости почти не чувствуешь, особенно на на­чальном его этапе. Хотя выкладывать­ся приходилось по максимуму, иногда баранку крутил на автопилоте. К 1944 году артиллерии у нас прибавилось, снаряды «боги войны» тратили не жа­леючи. До сих пор Иван Жицкий пом­нит, как «извинялся» перед ним ар­тиллерийский комбат. Ты, говорил, на нас зла не держи, что гоняем вас, во­дил, туда-сюда без передыху. Сам при­кинь: чтоб подавить пехоту в траншее на каждые 10 метров надо за минуту положить 3-4 снаряда, на пулемёт уже 15 требуется, на блиндаж — 30. А чтоб заставить замолчать немецкую бата­рею, так и 150 маловато будет. Такая вот арифметика.

Иван Жицкий эту арифметику пони­мал. Как понимал и другую: чем боль­ше рейсов в сутки он сделает на сво­ём «захарушке», тем ближе будет тот час, когда фашисты навсегда покинут нашу землю. К тому же стимул у него появился: капитан-пехотинец сдержал-таки своё слово, и уже во время бо­ёв за освобождение Крыма рядовому Ивану Жицкому торжественно вручи­ли медаль «За отвагу». Что скрывать, гордился он ею неимоверно. И пото­му, что первая, и потому, что это одна из самых почитаемых среди военного люда награда.

В 1944 году Иван Жицкий удосто­ился ещё одной награды — медали «За оборону Кавказа». С ней у Ивана Ефимовича связана интересная исто­рия. После войны, которую наш герой закончил в Восточной Пруссии, се­мья Жицких собралась вместе. Впер­вые за несколько лет. Оказалось, стар­ший брат Александр воевал в Белорус­сии, освобождал Польшу. Сестра Га­лина всю войну прослужила в зенит­ных частях, защищала небо над Одес­сой. Как водится при встрече фронто­виков, стали рассматривать награды друг друга. Ого, увидев на груди Ива­на медаль «За оборону Кавказа», про­изнёс Александр, так вот кому мы по гроб жизни обязаны, что фрицам так и не удалось наши горы взять. Ты глянь, сестрёнка: украинский Иван советский Кавказ отстоял!

Медаль «За оборо­ну Кавказа» учрежде­на Указом Президиу­ма ВС СССР от 1 мая 1944 года. Ею на­граждались актив­ные участники обо­роны Кавказа, прини­мавшие непосредствен­ное участие в боевых действиях. К 1985 го­ду этой награды удо­стоились более 800 тысяч человек.

Автор: Александр Евсеенко. Фото: архив героя

Сейчас читают:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights