Между школьниками складываются не только личностные, но и имущественные взаимоотношения. И если с разладом в общении дети в состоянии справиться сами, или, по крайней мере, при содействии взрослых, то потерянные украшения, разбитые гаджеты и испорченные вещи — не их сфера юрисдикции.
Рассмотрим для примера несколько ситуаций.
Ребёнок оставил на краю парты дорогостоящий телефон. Одноклассник случайно «смахнул» его рюкзаком, когда проходил мимо. Разбилось стекло в фотокамере, заменить которое стоит 75 рублей. Могут ли родители «предъявить счёт» нечаянно уронившему телефон школьнику, учитывая, что он не отрицает своей вины? Могут ли родители не платить, сославшись на то, что вещь лежала на краю парты и могла упасть без постороннего вмешательства? Как правильно урегулировать такой конфликт?
Или ещё сценарий. Девочка-подросток, не спрашивая разрешения, принесла в школу мамины золотые серёжки и дала их поносить подруге. Спустя месяц, когда пришло время возвращать украшение, выяснилось, что серьги пропали. Мама, которой они принадлежали, считает, что подруга её дочери просто присвоила их себе и не хочет возвращать, поэтому предлагает откупиться деньгами. Сама девочка говорит, что серьги, скорее всего, украли, но она побоялась признаться и поэтому ничего не сказала сразу. Время упущено, чтобы искать вора. Есть ли возможность решить всё мирно?
В начальной школе инцидентов тоже хватает. На перемене дети играли — бегали, прыгали, кружились. Во время игры два ребёнка «налетели» друг на друга. У одного выбит постоянный зуб, за восстановление или замену которого родители вынуждены были заплатить приличную сумму. Теперь они требуют от родителей другого ребёнка возместить её, мотивируя тем, что ситуация произошла по его вине. Справедливо ли такое заключение? Кто действительно виноват и должен возмещать ущерб?
С тем, чтобы узнать, как решаются такие проблемы, мы обратились к опытному юристу Светлане Кучинской. По её мнению, лучший выход — это медиация.
— Наверное, многие слышали о медиации, но, к сожалению, мало кто понимает её значение в жизни каждого из нас, — вводит в курс дела специалист. — В Беларуси Закон о медиации вступил в силу 24 января 2014 года. Судейское сообщество эту процедуру приветствует, а вот среди населения она пока не пользуется большой популярностью. Основные причины — отсутствие информации в широком доступе, психологическая неготовность людей платить медиаторам за услуги и отсутствие в нашей культуре традиций по ведению переговоров.
— В таком случае проведите для наших читателей небольшой ликбез и расскажите, реально ли рассчитывать на помощь медиаторов в описанных выше ситуациях?
— Задача медиатора — помочь сторонам достичь взаимовыгодного решения конфликта. Основные принципы медиации: добровольность, конфиденциальность, равноправие сторон. Для начала медиации необходимо, чтобы хоть одна сторона выразила желание урегулировать конфликт во внесудебном порядке. Получив его, можно приглашать вторую сторону на предварительный разговор. Если и она соглашается на эту процедуру, можно начинать работать. В нашем случае лучше не назначать медиатора из имеющихся в школе педагогов или психологов — из чисто практических соображений. Ведь для хорошего медиатора крайне важно быть беспристрастным. Если человек трудится в этой школе не первый год, то он имеет уже сложившиеся отношения с коллегами. Ему сложно будет абстрагироваться от личных симпатий или антипатий, быть объективным. Лучше всё-таки воспользоваться услугами профессионального медиатора.
— Где его найти?
— На сайте Министерства юстиции есть список лиц, внесённых в реестр медиаторов. Список находится в открытом доступе и постоянно обновляется. К слову, в 2015-2016 учебном году Центр «Медиация и право» начал проект по развитию школьной медиации в Беларуси, при необходимости всегда можно обратиться к его сотрудникам.
— Выходит, что медиация — это процедура профессионального урегулирования конфликта, которая внесена в законодательство. Тогда чем она отличается от суда?
— Главное отличие в том, что медиатор ни в коем случае не считает себя выше спорящих, не навязывает им своё мнение, не подталкивает ни к какому решению. Он просто держит конфликтующие стороны в определённых границах, не позволяя им оскорблять друг друга, переходить на личности, уходить в сторону от обсуждения спорного вопроса или ущемлять интересы кого-либо из участников.
— Из чего исходит медиатор, работая со сторонами?
— Заинтересованные лица сами должны прийти к оптимальному решению, которое будет понятно всем участникам, в равной степени устроит обе стороны, а договорённости будут ими неукоснительно соблюдаться. Только стороны спора знают, как разрешить свой конфликт. А медиатору нужно создать условия, чтобы они самостоятельно нашли решение и сами же взяли за него ответственность. И в этом не будет никакого внутреннего конфликта, потому что решение спорщики выработали самостоятельно, они понимают его от и до, согласны с его сутью.
— Каково основное преимущество медиации?
— Их несколько. Медиация эффективна практически в любых спорах, стороны могут сами контролировать процесс принятия решений. Кроме того, процедура медиации финансово значительно менее затратна, если сравнить её с другими способами разрешения споров. Она также позволяет сохранить отношения и не запятнать репутацию.
belkagomel.by. Фото: Вячеслав Коломиец
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram