Гомельские энергетики о себе, коллегах, инновациях и форс-мажорах

Как минимум 8,5 тысячи жителей региона отмечают День энергетика. Именно столько человек трудятся в системе «Гомельэнерго». В составе предприятия 14 филиалов, включая два сельскохозяйственных подразделения и учебный центр. Накануне профессионального праздника мы поговорили с теми, для кого понятие «свет и тепло людям» — не просто слова, а долг, профессия и судьба.

Михаил Химченков: «Природа не даёт работникам ГРЭС скучать»

Михаил Химченков, начальник ГРЭС филиала «Гомельские электрические сети»

Начальником Городского района электриче­ских сетей Михаил Химченков трудится десять лет. Первым рабочим местом выпускника техни­ческого университета имени П.Сухого был РЭС Гомельского района. Работу юноша нашёл сам, это было в 1992 году.

— Начинал электромонтёром, через полгода повысили до мастера. В этом качестве трудился лет пять, — вспоминает начало своего трудового пути Михаил Иванович. — Кстати, на работу меня принимал Анатолий Иосифович Рябков, так что он мой первый наставник. Под его нача­лом я потом работал в Гомельских электриче­ских сетях и постепенно дошёл до нынешней должности.

По словам Химченкова, у ГРЭС самая боль­шая протяжённость электросетей среди всех РЭС РУП «Гомельэнерго», при этом в област­ном центре самые требовательные потребители.

Для бесперебойного обеспечения энергией средства её транспортировки нужно качественно обслуживать, а то и полностью перестраивать. Ежегодно ставится задача реконструировать не менее 15 км кабельных сетей напряжением 0,4-10 кВ и не менее 20 км воздушных линий 0,4 кВ. С задачей коллектив ГРЭС справляется.

— Радует, что в Гомеле практически искоре­нили воровство цветмета. Если в двухтысяч­ных годах мы регулярно сталкивались с хище­нием проводов, то сейчас я даже не вспомню, когда такой случай был в последний раз. Все отключения носят технический характер, — уточняет Химченков. — Впрочем, последний случай возгорания кабельной линии на улице Лазурной ещё изучает Следственный коми­тет. Не буду комментировать ход расследова­ния, но могу сказать, что наши работники в той ситуации быстро восстановили энергоснабже­ние Западной котельной теплосетей и оказали помощь «Милкавите» и «ГорСАПу».

Если не вмешивается человек, то природа не даёт работникам ГРЭС скучать. Лично для Михаила Ивановича эмоциональным выдалось 4 февраля 2018 года. Он тогда готовился отме­тить свой юбилей, а тут Гомель накрыл мощ­ный снегопад. Произошли массовые отключе­ния потребителей и в городе, и вокруг него. Люди остались без света, какой тут праздник. Гости, а это в основном коллеги-энергетики, так и не сели за стол, да и самому имениннику пришлось сорваться на работу.

— Мысленно возвращаюсь в прошлое и вижу, как предприятие изменилось за четверть с лишним века. Оборудование стало намного более совершенным. Появились новые виды релейной защиты, элегазовые блоки в распред­пунктах и трансформаторных подстанциях, на более высокий уровень вышла телемеханика. Изменились сами кабельные линии и техноло­гии их монтажа, — перечисляет главные нов­шества Химченков. — Для поиска мест повреж­дений и ранней диагностики кабельных линий приобрели передвижную лабораторию, инже­неры прошли стажировку у производителя в Германии. В смену используем комплекс на трёх-четырёх кабельных линиях. Это, конечно, облегчает труд, а главное, сокращает время ава­рийного отключения потребителя.

Однако всем приятнее работать в плановом режиме, улыбается собеседник. Как, к примеру, на реконструкции распределительного пункта в районе торгово-экономического университета, на который завязано снабжение прилегающего куста Речицкого проспекта и проспекта Октя­бря. Работники ГРЭС сдали работу буквально на днях. С точки зрения опытного энергетика получился красивый объект с самым совре­менным оборудованием и новыми кабельными линиями.

Дмитрий Корнейчук: «Бываю в местах, куда обычному человеку вход запрещён»

Дмитрий Корнейчук, электромонтёр по ремонту воздушных ЛЭП филиала «Гомельские электрические сети»

В энергетику Дмитрий Корнейчук попал, можно сказать, случайно. Успел отслужить срочную службу и остался на контракт в 38-й отдельной мобильной бригаде в Бресте. После двух сроков вернулся на родину в Житковичи. Как мастер спорта по гиревому спорту устроился на работу тренером в местную спортивную школу. А в ней занимался его ровесник, который к тому времени работал на участке электросетей.

— Однажды он у меня спросил: «Дима, сколько ты получаешь?». Услышав ответ, очень удивился и предложил сменить место работы. Я не колебался, согласился сразу, — вспоминает начало начал Корнейчук.

Разумеется, Дмитрию пришлось переучиться, узнать определённые алгоритмы действий в разных ситуациях. Первый выход на серьёзное задание запомнился тем, что пришлось подниматься на опору в страшную жару на самом солнцепёке, при этом тащить на себе такелаж и средства защиты. На распределительной линии происходили отключения автомата, и нужно было визуально осмотреть изоляторы. Оказалось, в них и была причина неисправности.

В 2015 году Дмитрий поехал на республиканскую отраслевую спартакиаду выступать за команду «Гомельэнерго». Там встретил свою будущую жену, которая играла в волейбол. Она живёт в Гомеле, работает инженером в аппарате управления предприятия. Через год молодые люди сыграли свадьбу, и Дмитрий пришёл на приём к директору ГЭС Геннадию Сушанову. Спросил о возможности перевода в Гомель. Руководитель дал своё согласие.

Правда, вакансий на участке распределительных сетей не оказалось и пришлось снова учиться, чтобы устроиться в службу высоковольтных линий. Но начинать с нуля уже не пришлось — Корнейчук легко подтвердил свой разряд.

— За эти несколько лет работы было много интересных случаев с профессиональной точки зрения, и все они связаны с аварийными отключениями, — вспоминает электромонтёр. — Даже если ты уже пришёл домой со смены и видишь, что портится погода, то есть большая вероятность, что скоро бросишь в рюкзак ссобойку и снова отправишься на работу.

Но главное, уточняет Дмитрий, совсем уж чрезвычайщины не было: «Люди не страдали, а железо всегда можно починить».

— Люблю свою работу ещё за то, что при обслуживании сетей мы по спецпропускам попадаем в места, куда обычному человеку вход запрещён, — делает неожиданное признание Корнейчук. — Это зоны отселения, пограничные переходы. Сами понимаете, какая там фауна. Уже встречался с лосями, дикими кабанами, волками и лисами. Теперь вот готовлюсь к встрече с медведями. Говорят, их уже видели под Светиловичами, которые тоже входят в зону нашего обслуживания.

Алексей Рак: «У нас всегда есть заказы, и это главное»

Алексей Рак, мастер производственного участка филиала «Гомельские тепловые сети» (на фото — справа)

Выпускник технического университета имени П.Сухого Алексей Рак получил распределение на родину в Брагинское сельэнерго. А вскоре случилась авария на Чернобыльской АЭС, и молодой специалист оказался в гуще событий.

— Работал на Брагинщине до ноября. В зоне моей ответственности были колхозы имени Ленина и «Соболи». Первый пострадал мало, а «Соболи» оказался в грязной зоне. Нас отправляли поочерёдно то в один, то в другой колхоз. Но не по энергетической части. Обслуживали здания и сооружения, чтобы минимизировать ущерб и не дать хозяйству остановить работу из-за загрязнения радионуклидами, — вспоминает свой путь в энергетику Алексей Адамович.

Осенью того же года Брагинское сельэнерго ликвидировали за ненадобностью, и молодой специалист переехал в Гомель. Пять лет поработал на заводе, а в 1991 году перевёлся в Гомельские тепловые сети, где до сих пор на посту. По документам его приняли мастером смены Западной котельной, а на деле пришлось работать в службе подготовки ремонтов, взаимодействовать с инженерами по котельному оборудованию, технадзора и по смете. Потом уже перешёл в службу ремонтов.

Производственный участок под началом Алексея Рака занимается изготовлением запорной арматуры и других изделий по запросу котельных и организаций по ремонту магистральных сетей. Как и на любом другом стратегическом предприятии, есть неснижаемый запас основных узлов. Но в случае нештатной ситуации может поступить приоритетный заказ. В такие моменты приходится оставаться после смены.

Сейчас в Гомеле модернизируют протяжённые участки тепловых сетей, и эта работа не обходится без службы Алексея Адамовича.

— Буквально сегодня поступило задание изготовить 160 опор для укладки магистральных труб в каналах. С металлургического завода получили прокат, сейчас споро придаём ему нужную форму, чтобы не задерживать процесс перекладки трассы, — рассказывает Рак. — Бывает, выполняем и нестандартные заказы, над которыми ещё нужно поломать голову. Но справляемся. Это потому, что на участке хватает опытных рабочих, которые вместе устраивают мозговой штурм и останавливаются на лучшем решении.

Александр Яковленко: «Свою работу очень люблю, поэтому и держусь за неё»

Александр Яковленко, сварщик филиала «Гомельэнергоспецремонт»

Александр Яковленко — прирождённый энергетик, с трубопроводным транспортом знаком с молодости. Отработал почти двадцать лет в «Гомельгазстрое» и уже почти столько же — в «Гомельэнергоспецремонте». До сих пор помнит свой первый день в организации. Нужно было соединить трубу диаметром 530 мм в рамках планового летнего ремонта тепловых сетей. С тех пор за его плечами километры сварных швов.

— Опыт наработал достаточный, — говорит как есть Александр Владимирович. — От предприятия меня даже направляли в Минск на форум сварщиков, где участвовали 150 специалистов со всей Беларуси. Нужно было сварить предоставленные образцы. В первую двадцатку по качеству и скорости сварки вошёл.

Объекты «Гомельэнергоспецремонта» расположены и в областном центре, и за его пределами. В этом году много работали по заказу Гомельских тепловых сетей на улице Хозяйственной, Речицком проспекте, в Железнодорожном и Новобелицком районах, сейчас выполняют замену водопровода на Гомельской ТЭЦ-2.

— Работа мне нравится. Если было бы иначе, я бы за неё не держался, — улыбается собеседник. — К слову, в выходные тоже занимаюсь сваркой. Только не трубы варю, а калитки, столики или скамейки. Себе и друзьям.

Дмитрий Лоханько: «На новой работе стал электромонтёром-универсалом»

Дмитрий Лоханько, электромонтёр-линейщик филиала «Гомельэнергоспецремонт»

Дмитрий Лоханько в профессиональное училище на электромонтёра поступил после 9 класса осознанно.

— У меня отец электромонтёр, и я решил пойти по его стопам. Сначала работал с ним на электромонтажном участке в стройтресте, а четыре года назад мне предложили работу в «Гомельэнергоспецремонте». С тех пор я здесь и, как мне кажется, надолго, — признаётся Дмитрий.

На раскачку новичку много времени не дали. Направили на обучение работе со стропами и бензорезом, а сразу после — на объект, прокладывать кабели на Северной котельной. Таких объектов у Дмитрия было уже много. Если даже задаться целью, то все не вспомнить.

— В этом году нас привлекли к подключению зарядных станций для электромобилей. Две штуки запитали на улице Коммунаров. Сейчас завершаем подключение станции возле «МакДональдса». Уже бы закончили, да пришлось отвлечься — украшали новогодней иллюминацией головной офис «Гомельэнерго».

К слову, Дмитрий уже окончил технический университет имени П.Сухого по специальности «Обработка металлов давлением», но нынешнюю работу менять пока не собирается.

Надежда Варачкина: «За 40 лет моё рабочее место изменилось до неузнаваемости»

Надежда Варачкина, аппаратчик химводоочистки Гомельской ТЭЦ-1 филиала «Гомельские тепловые сети»

В лаборатории ТЭЦ-1 Надежда Варачкина трудится всю свою жизнь, но за почти сорок лет её рабочее место изменилось до неузнаваемости.

— Раньше всё делали вручную, работали фильтром регенерации. Сейчас анализ без помощи компьютера уже немыслим, — улыбается старожил Гомельских тепловых сетей.

В 1982 году Наталья окончила профессиональное училище химиков №79. Когда училась, практику проходила в лаборатории единственной на тот момент теплоэлектроцентрали. Получив диплом, пришла сюда снова, да так и осталась.

Сейчас как аппаратчик она занимается подготовкой воды, которая поступает на станцию из реки.

— Проводим её глубокое обессоливание и фильтрацию вплоть до уничтожения бактерий. После всех этих этапов вода становится настолько чистой, что кроме «аш-два-о» в ней не остаётся вообще ничего. Раньше таких строгих требований не было. Но после модернизации централи в 2017 году был установлен сверхчувствительный котёл-утилизатор, изменились требования в его обслуживании, — делится подробностями Надежда Федосовна.

Работа с новым оборудованием постоянно требует новых знаний. С потолка они не берутся, и полагаться просто на профессиональный опыт нельзя. Так что и в таком уже не девичьем возрасте приходится обращаться за помощью в учебный центр «Гомельэнерго». Все сотрудники лаборатории повышают квалификацию циклично.

— Откровенно говоря, дожив до предпенсионного возраста, я была уверена, что уже как-нибудь обойдусь без компьютерной грамотности. Ан нет — жизнь заставила освоить непростое программное обеспечение, — признаётся Варачкина. — Мне работа в энергетической отрасли очень нравится. Свою привязанность передала и близким. Во всяком случае, сын после окончания «политеха» тоже стал работать энергетиком, только в аэропорту.

Зоя Байгот: «Про ТЭЦ-2 знаю столько, что могу водить экскурсии»

Зоя Байгот, ведущий инженер производственно-технического отдела Гомельской ТЭЦ-2

На Гомельскую ТЭЦ-2 Зоя Байгот попала ещё рань­ше, чем станция «задышала». Это было в начале 80-х после оконча­ния Белорусско­го политехниче­ского института. В Гомеле как раз начиналось стро­ительство тепло­электроцентрали, поэтому выпуск­ница столично­го вуза особо не удивилась, что её распределили на этот объект.

— Когда я сюда впервые приехала, в готовом состоя­нии был только тепломеха­нический участок. Он тогда включал растопочное мазут­ное хозяйство и маленькую пусковую котельную. Маши­нистом насосных устано­вок растопочного хозяйства меня и поставили, — вспо­минает события сорокалет­ней давности Зоя Николаевна. Большинству на работе на первых порах тяжело, а потом труд даётся легко. У нашей героини получилось с точно­стью до наоборот. С августа до декабря она управлялась со своими насосами, а под конец года был пущен пер­вый водогрейный котёл, и по магистрали до ЗЛиНа теп­ло пошло на Гомсельмаш. Соответственно, поставили большие мазутные насосы. — Вот с ними серьёзно пришлось повозиться, — признаётся старожил ТЭЦ.

— Поэтому ввода перво­го котлотурбинного агре­гата ждала как жениха из армии. Благо, директор успо­коил: пообещал, что пере­ведёт меня с растопочного хозяйства в производственно- технический отдел. Его созда­ли в 1985 году для приёмки оборудования, и в августе обе­щанный перевод состоялся.

Строительство энергобло­ка шло очень медленно. Но когда произошёл взрыв на Чернобыльской АЭС, темпы резко ускорились. Людей при­везли со всей России, рабо­та закипела. И 24 декабря в 21:12 первый блок включили. Представляете, как запомни­лось!

Большая стройка завер­шилась только в 1995 году с вводом третьего энергоблока. Старожил ТЭЦ сегодня может водить по станции экскур­сии. И с удовольствием отве­чает на вопросы непосвя­щённых в процесс людей. Часто их интересуют огром­ные градирни. Спрашивают: «Зоя Николаевна, а что это за бочки стоят и так силь­но дымят?» Приходится объ­яснять: «Это градирни для охлаждения отработанно­го турбинами пара, который совершенно безвреден». К слову, в период наибольшей нагрузки через градирни про­ходит 480 тыс. кубометров воды в сутки. А одну из уста­новок недавно реконструи­ровали, повысив её эффек­тивность на четыре градуса.

Когда готовилась статья, в редакцию пришла новость о присвоении Зое Байгот почётного звания «Ветэран Беларускай энергасістэмы».

belkagomel.by. Фото: архив ГЭС, Вячеслав Коломиец, Мария Амелина

Читайте также:

Гомельская ТЭЦ-2 готова использовать энергию Белорусской АЭС

95-летняя Гомельская ТЭЦ-1 родилась в пятый раз

К запуску БелАЭС под Гомелем презентовали дом с автономной электрокотельной

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights