Иван Шамякин: интересные факты из биографии классика

Иван Шамякин родился 30 января 1921 года в Корме Добрушского рай­она в семье лесника. О том, как деревенский парень смог стать всемир­но известным писателем и каким он был в повсед­невной жизни, гомельской молодёжи рассказал пле­мянник классика Миха­ил Калинин. Вечер памяти организовала Централь­ная городская библиотека имени А.Герцена.

Ни поэт, ни математик

— В школьные годы Иван Шамякин не проявлял склон­ность к литературной работе. Зато среди одноклассников слыл превосходным математи­ком. Ребята буквально дрались за возможность сесть рядом с Иваном. Особенно во время контрольных работ.

Склонность к точным нау­кам помогла Ивану после окончания семилетки посту­пить в Гомельский техникум строительных материалов. И вот тут произошёл крутой поворот в его жизни. В то вре­мя при издании обкома партии в газете «Гомельская правда» было организовано литератур­ное объединение. Иван Петро­вич вступил в него и пред­ложил к печати свои стихи. Однако они были откровенно слабыми. Понимая, что кри­тика может навсегда отбить у юноши охоту к литературной деятельности, руководитель объединения будущий писа­тель Дмитрий Ковалёв пред­ложил Шамякину попробо­вать свои силы в прозе. Полу­чилось неплохо.

Племянник классика Михаил Калинин на литературном вечере «По-настоящему народный: Ивану Шамякину
— 100» в окружении гомельской молодёжи

«Пишет, паразит…»

— После окончания техни­кума в 1940 году Шамякина направили в Белосток, кото­рый в предвоенные годы вхо­дил в состав БССР. Но рабо­тать по полученной специ­альности долго не пришлось. Молодого парня призвали в Красную армию и как специ­алиста с образованием опре­делили служить в зенитно-артиллерийские части в Кан­далакше, недалеко от Мурман­ска. Иван Петрович рассказы­вал, что во время службы тяга к писательству проявилась с удвоенной силой.

В те времена солдатам после обеда полагался сорокаминут­ный отдых. Пока остальные батарейцы нежились в посте­лях, рядовой Шамякин садил­ся в ленинской комнате за стол и писал. Однажды командир батареи заглянул в приоткры­тые двери и громко произнёс: «Ишь ты! Пишет, паразит…».

Но мешать не стал. Тем более что вскоре в окружной газете стали появляться статьи «паразита», в которых он рас­сказывал о житье-бытье зенит­чиков Заполярья. Как сказали бы сегодня, создавал положи­тельный имидж командова­нию части.

С обороной Заполярья, небо которого белорусский писа­тель защищал в годы Великой Отечественной войны, связа­на важная веха в его творче­стве. Именно там была напи­сана первая повесть «В снеж­ной пустыне», рассказываю­щая о подвиге и взаимовыруч­ке лётчиков Северного фло­та. К военному периоду отно­сится и его повесть «Месть», в которой Иван Петрович одним из первых в СССР поднял важ­ную и неоднозначную тему морали и нравственности на войне.

Сталинская «Победа»

— Свой первый роман «Глубокое течение» Иван Шамякин написал в 1948 году. Примечательно, что большим фактическим материалом для написания книги автора снаб­дила его жена Мария Филатов­на, которая пережила оккупа­цию в деревне Тереховка. Про­изведение получило широкий читательский отклик.

Включить начинающего белорусского писателя в спи­сок номинантов на получе­ние Сталинской премии 1951 года тогдашнему главе Сою­за писателей СССР Алексан­дру Фадееву предложил сам Иосиф Сталин. Так Шамякин стал самым молодым белорус­ским писателем, чьё творче­ство было отмечено на столь высоком уровне.

На премиальные Иван Петрович купил автомобиль «Победа». По тем време­нам большая редкость даже для столицы Белоруссии. Но водить машину писатель не умел, поэтому у него был лич­ный водитель. Правда, он не столько возил семью Шамя­киных, сколько ремонтировал постоянно ломавшийся авто­мобиль.

Какой такой Шагал?

— В 1980 году, после мно­голетней работы в руководстве Союза писателей БССР, Иван Шамякин возглавил изда­тельство «Белорусская совет­ская энциклопедия». Всег­да очень взвешенно и ответ­ственно подбирал материа­лы для публикации. Однаж­ды я стал свидетелем его раз­говора с одним из секретарей издательства. Девушка зашла к нему в кабинет и спроси­ла, стоит ли готовить к печа­ти материалы о жизни и твор­честве Марка Шагала.

— А это кто? Художник? Не знаю такого! — ответил Шамякин.

Хотя, как мне кажется, всё он прекрасно знал. Но как человек, прошедший вой­ну, вместе со своим народом переживший выпавшие на его долю тяжелейшие испыта­ния, в душе не мог принять ни отъезда художника в 1923 году во Францию, ни последующей его эмиграции в 1941 году в США. Но, главное, не мог простить того, что, находясь в 1973 году с визитом в СССР, Марк Шагал побывал во мно­гих городах Союза, а от поезд­ки в Витебск, на свою малую родину, почему-то отказался.

Не исключаю, что в тот момент у писателя земли бело­русской возобладали эмоции: коль известному художнику не нужна Белоруссия, то и он Белоруссии не нужен. Но впо­следствии материалы о Шага­ле в БСЭ всё же появились.

Простой человек госмасштаба

— Несмотря на занимае­мые высокие посты — с 1971 по 1985 годы Иван Шамякин возглавлял Президиум Вер­ховного Совета БССР, писа­тель всю жизнь оставался про­стым и доступным человеком. По внешнему виду его трудно было отличить от тысяч мин­чан и гостей столицы на город­ских улицах.

Он не барствовал, но и про­тив установившихся правил не протестовал. Как человек, занимавший видную государ­ственную должность, пользо­вался многими полагающими­ся ему привилегиями. Напри­мер, регулярно получал продо­вольственные заказы из буфе­та ЦК КПБ. Правда, распоря­жался ими по-своему.

Однажды коробку с таким заказом доставили Ивану Петровичу, когда я был у него в гостях. Жена писателя тут же её распаковала, дала мне сыра, сухой колбасы, водки. Дефи­цит по тем временам неимо­верный. Попытка отказаться тут же была пресечена.

— Бери, бери, — настаива­ла Мария Филатовна, — а то мои сороки налетят — ничего не останется…

Сороками жена писателя называла двух дочерей, у кото­рых к тому времени уже были свои семьи. Тем, кто родил­ся после развала СССР, этого не понять, а вот я тогда недо­умевал: чиновники куда более мелкого масштаба в те времена умудрялись своих ближайших родственников прикрепить к цэковским и обкомовским буфетам, а вот Ивану Петрови­чу такое даже в голову не при­ходило. Писатель предпочи­тал просто делиться с родны­ми полученными продуктами.

Равно как и книгами. У Шамякина было правило: после выхода новой книги покупать 30-40 экземпляров и дарить своим друзьям и знако­мым с дарственной подписью. Но вот с его последней книгой «Размышления на последнем перегоне» приключился казус. Когда я пожаловал в гости к писателю, тот растерянно раз­вёл руками: все выкупленные экземпляры раздарил. Но тут же нашёл выход из положе­ния. Сунул мне в руку деньги и велел сбегать в ближайший киоск. Так у меня появилась последняя книга Шамякина с дарственной надписью.

Претензии к бюсту

— В 2006 году в деревне Корма Добрушского района был установлен бюст Ивана Шамякина. К автору изваяния и у меня, и у других родствен­ников есть несколько претен­зий. Во-первых, Иван Петро­вич никогда не появлялся на публике без галстука. Скажу больше — в коллекции писа­теля их было более 40. И если Шамякин надевал пиджак, то всегда повязывал галстук. Это было непреложным правилом.

Во-вторых, на груди нет звезды Героя Социалистиче­ского Труда. А этой наградой Иван Петрович очень гор­дился.

Автор: Александр Евсеенко. Фото: Мария Амелина
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights