Журналисты «Белки» узнали, где в Гомеле готовят асфальт и как изменилась технология его производства за последние годы. Оказалось, что самое важное уже давно придумано.
Асфальтобетонный завод расположен в Советском районе на территории городского дорожного строительно-ремонтного треста и работает с момента его основания. Само предприятие было создано на базе комбината благоустройства, основанного в далёком 1949 году. Естественно, за столь долгий срок оборудование многократно менялось.
Завод представляет собой огромную установку на открытой площадке. Смонтировали её в 1991 году и с тех пор каждую весну запускают в работу. Это логически объяснимо: согласно существующим нормативам, дороги нельзя ремонтировать при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже плюс пяти. В холодную погоду дорожники используют так называемый холодный асфальт. Он долго не лежит, но для устранения критичной ямочности в зимний период ничего лучше пока не придумали. Летом можно обновить ремонт уже более основательно.
— Основные ингредиенты для приготовления асфальтобетонной смеси — щебень разных фракций, отсев и битум как самый важный материал, — вводит в курс дела и.о. директора треста Евгений Шабулдаев. — Все материалы — белорусские: отсев и щебень добывают из карьера в Микашевичах, битум приезжает с Мозырского НПЗ. Реже — в зависимости от текущей стоимости — щебень закупают в украинском Овруче. Материал приходит железнодорожным составом, для этого в тресте есть собственный подъездной путь и разгрузочная эстакада.
Обычно партия щебня составляет от 20 до 40 вагонов, и их хватает при напряжённой работе на месяц-два. Такая же по объёму партия отсева расходуется за пару недель. Битум привозят двумя многотонными автоцистернами.
— В состав асфальтобетона входит 70% отсева, 24% щебня и 6% битума, — объясняет суть технологии Шабулдаев. — Процесс производства начинается с разогрева битума до 120 градусов по Цельсию. Инертный материал также нагревается газовой горелкой в сушильном барабане, и компоненты смешиваются. Тут же происходит и отгрузка готового замеса на объект. За этим непрерывно следит машинист завода. Производительность линии — 30 тонн асфальтобетона в час. Процесс циклический. Один самосвал грузится в течение 15 минут и после соблюдения необходимых процедур уходит на линию.
До укладки готовая смесь в тёплое время года пригодна к использованию в течение пяти часов при хранении в кузове самосвала. Этого вполне достаточно для проведения лабораторных испытаний на все основные характеристики и для доставки на объект. Если на улице прохладно, то рабочим приходится пошевеливаться.
Любопытный факт — каждую партию готового асфальтобетона испытывают. Этим процессом руководит Татьяна Ермаченкова, которая пришла в трест сразу после окончания Гомельского дорожно-строительного техникума в 1992 году и построила здесь свою трудовую биографию.
По словам Ермаченковой, с образцами асфальтобетона проводят много разных манипуляций: сжимают прессами, жарят в печках… Если после всех испытаний заявленным характеристикам смесь не соответствует, то на городские улицы она не попадёт.
— Это случается нечасто, но в моей практике такие образцы попадались, — не скрывает Татьяна Петровна. — Тогда замес отправляется на переработку в дробильную установку. Прекрасно отдаём себе отчёт, что тратим народные деньги, поэтому должны отработать с максимальной отдачей.
В этом году на нужды текущего ремонта дорожно-мостового хозяйства планируется освоить около 4 млн рублей. Главный заказчик городского треста — Гомельский горисполком. На деле будет израсходовано средств больше и выполнен больший объём работ, так как в областном центре работает также «Гомельоблдорстрой».
По словам начальника производственно-испытательной лаборатории, сама технология производства асфальтобетона не изменилась за всё время её работы. Но на модернизацию производства средства периодически выделяются. Монтаж нового оборудования или ремонт старого на заводе выполняют собственными силами.
— Накопили достаточный опыт применения струйно-инъекционного метода текущего ремонта. Это когда связующий состав битумной эмульсии со щебнем подаётся в появившуюся трещину с помощью специального гибкого манипулятора. Смесь попадает в ямку или трещину под большим давлением и заполняет её. Как показал наш опыт, такой ремонт нельзя назвать временной мерой. Дорога не вызывает нареканий у водителей ещё долгие годы, — продолжает делиться профессиональными секретами Шабулдаев.
В прошлом году городской трест изыскал возможность за собственные средства приобрести установку для изготовления битумной эмульсии у белорусского производителя оборудования. Раньше готовый состав покупали у «Гомельоблдорстроя».
— В чём наша выгода? Даже не в деньгах. Важную роль играет независимость от стороннего производителя, — открывает ещё один важный момент руководитель.
Или вот ещё нюанс. Не секрет же, что производство асфальтобетона грязное, пыльное, поэтому экологи всех уровней частые здесь гости. В сотрудничестве с ними на заводе смонтировали новый рукавный фильтр.
— Тот же щебень хоть и моют предварительно, чтобы он хорошо «клеился», но пыли всё равно много. Сейчас материалы попадают в специальное устройство размером с половину всего асфальтобетонного завода, где организована целая система устранения побочного эффекта. Пыль задерживается на фильтрующих мешках и после обработки снова идёт в дело. Тоже экономия ценного ресурса. Кстати, по этому пути пошли все асфальтобетонные заводы страны.
belkаgomel.by. Фото: Мария Амелина
Читайте также:
Репортаж с карьера. В год на нужды Гомеля уходит до одного миллиона кубометров песка
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram