«Иногда просят сделать селфи, но чаще смотрят с опаской»: как работает контактная группа гомельской поликлиники

Третий месяц поликлиники Гомеля работают в новом режиме — врачи наблюдают за контактами первого уровня, которые самоизолировались дома, следят за пациентами с подтверждённым коронавирусом, у которых болезнь протекает бессимптомно или в лёгкой форме. По мере необходимости к таким пациентам направляют контактную группу. С одной из них журналисты городского интернет-журнала «Белка» съездили «в адрес».

— Контактные группы сегодня созданы во всех без исключения поликлиниках, — вводит в курс дела заведующая филиалом №12 Гомельской городской центральной поликлиники Лариса Козич. — В нашем филиале таких групп две. В каждой дежурит врач, помощник врача или медицинская сестра. В зависимости от многих факторов количество и состав групп варьируются, но суть работы одна — первичный осмотр на дому пациентов с температурой и признаками ОРВИ, а также посещение контактов первого уровня и больных COVID-19. В среднем за смену одна контактная группа посещает около десяти пациентов.

Лариса Козич.

Группы работают по спискам, которые поступают из Городского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья. Контакты первого уровня осматриваются в первый день — у них берут мазок на коронавирус, и если тест отрицательный и жалоб на самочувствие нет, повторный тест проводят на 10-й день. Если результат снова отрицательный, на 14-й день пациенту закрывают больничный. Что касается пациентов с COVID-19, лечащий врач с ними постоянно на связи и по каждому случаю индивидуально определяет, когда нужно отправить контактную группу. Но есть и контрольные сроки. При бессимптомной форме мазок берётся на 10-й день. Если результат теста отрицательный, больничный закрывают. Но если есть клинические проявления (держится температура, например), брать мазок бессмысленно, здесь уже врач сам определяет, когда это лучше сделать.

КТО РАД ХОЛОДНОМУ МАЮ

Для начала проходим с фотокором процедуру облачения в противочумный комплект: комбинезон из спанбонда, фартук, бахилы, перчатки, нарукавники, защитные очки и респираторы.

У служебного входа нас ждёт дежурный автомобиль — УАЗ-452 советского выпуска безо всяких изысков. По привычке направляюсь к месту рядом с водителем и сразу же получаю «щелчок по носу»:

— Сюда нельзя! Ваше место в салоне.

Водитель Иван Пахвалов вежливо, но решительно захлопывает дверцу перед самым носом. Оказывается, в целях безопасности в кабине никто, кроме водителя, не должен находиться. От салона его место отделено глухой перегородкой.

Врач общей практики Юлия Лемешева и медсестра Людмила Шумяцкая тоже в полном «обмундировании».

— Наш филиал кроме жителей Залинейного района обслуживает работников Белорусской железной дороги, поэтому приходится ездить в разные части города, — поясняет по дороге Юлия Лемешева. — Сейчас как раз такой случай — мы направляемся в Волотову, где проживает переболевшая COVID-19. У пациентки нужно взять контрольный назофарингеальный мазок.

По словам Лемешевой, контактная группа действует по заранее разработанному алгоритму. Первым делом пациенту измеряют температуру, слушают лёгкие, проверяют давление, контролируют частоту сердечных сокращений, проводят пульсоксиметрию. В зависимости от состояния заболевшего врач назначает лечение или принимает решение о госпитализации. При необходимости выписывает направление на рентгеноскопию или КТ-обследование. Довольно часто нужно быть не только терапевтом, но ещё и психологом — успокоить человека, который боится за своё здоровье и здоровье близких…

С каждой минутой поддерживать беседу с Юлией Лемешевой становится сложнее. Руки в резиновых перчатках вспотели, пользоваться диктофоном неудобно. В духоте закупоренного салона дыхание становится частым и прерывистым, очки запотевают так, что видеть мир вокруг можно только в размытии. Создаётся ощущение, что бежишь кросс в армейском ОЗК и противогазе.

Глядя на наши мучения, врач вслух замечает:

— Я никогда не думала, что буду радоваться холодной погоде в мае. Представляете, если бы сейчас и на улице стояла жара?

КОРОНАВИРУС НЕ ПРИГОВОР

Приехали «в адрес», не без облегчения покидаем душный салон. Врач и медсестра торопят быстрее войти в подъезд. Пока ждём лифт и поднимаемся на верхний этаж, они объясняют причину спешки. Оказывается, далеко не все наши сограждане адекватно воспринимают появление людей в костюмах «космонавтов». Бывало, что медикам аплодировали, даже просили сделать селфи. Но чаще на бригаду смотрят с опаской, после чего свои подозрения и неприязнь переносят на соседей, к которым медики приезжали.

Вот и хозяйка квартиры просит нас «не светиться» на лестничной площадке. Более того, заметив фотокорреспондента, с чисто женской непосредственностью просит сфотографировать её так, чтобы никто не узнал.

Оксана (по уже озвученным причинам имя изменено) почувствовала недомогание после служебной командировки в Минск. Температура подскочила под 38, появился сухой кашель, ломота в суставах. Но больше всего донимала общая слабость. Сданный тест оказался положительным, и Оксане пришлось уйти на больничный.

Несколько дней интенсивной терапии вполне доступными лекарствами сделали своё дело: Оксана стала чувствовать себя гораздо лучше. Что, однако, не помешало медикам внимательно её осмотреть, предварительно выставив любопытных корреспондентов за дверь.

Прощаясь, Оксана по нашей просьбе поделилась с читателями советом. Главное, подчеркнула она, не паниковать и не думать о плохом. COVID-19 — конечно, стресс, но не приговор. Поэтому зацикливаться на этом не стоит. А вот всецело доверять лечащему врачу и строго выполнять его рекомендации необходимо.

ТАКАЯ РАБОТА

По плану, следующим пунктом нашего дежурства должна была стать лаборатория Областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья. Именно туда контактные группы многих филиалов доставляют биологические образцы тестов, взятых в течение смены. Процедура достаточно длительная. Наши спутницы не помнят случая, чтобы не пришлось ждать в очереди. И нам не пришлось. Возникла необходимость резко изменить планы. Позвонили из поликлиники и попросили забрать пробы биоматериала, взятого у одного из сотрудников с признаками пневмонии. Пока ехали, с Юлией Лемешевой связались работники регистратуры и сообщили, что бригаду ждут ещё по двум адресам, где у хозяев повысилась температура.

Наклонившись к перегородке, отделяющей салон от кабины, Людмила Шумяцкая прокричала:

— Иваныч, планы меняются. Сначала в поликлинику, оттуда на станцию, затем на дезактивацию, переодеваемся и снова по адресам. Ещё два добавились…

Иван Пахвалов в ответ кивнул головой. А Юлия Лемешева говорит на прощание:

— Такое частенько случается. Кажется, почти «отстрелялись», но поступают вызовы, и надо ехать. Поэтому и задерживаемся иногда сверхурочно. И в выходные работаем, если возникает необходимость. Что поделаешь, на то мы и контактная группа, за нас никто нашу работу не сделает.

Автор: Александр Евсеенко. Фото: Вячеслав Коломиец

Читайте также:

«Работу никто не отменял», «останемся дома», «у меня диплом». Как COVID-19 изменил планы гомельчан на лето

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights