Гомельская городская клиническая больница №2 считается одной из лучших в городе. Людская молва гласит: если попадать — то в «железнодорожную», как её по старинке называют многие гомельчане. Секрет прост: многопрофильность больницы плюс высокое качество медицинского обслуживания. Накануне Дня медицинского работника мы записали интервью с главным врачом клиники Михаилом Михасёвым.
— Михаил Николаевич, поделитесь формулой успеха.
— Она проста и в то же время сложна. Согласитесь, медицина для обывателя начинается с поликлиники, а в случае с больницами — с приёмного покоя. Впечатление создаётся с первых минут поступления больного в стационар: как его проконсультировали, насколько быстро «провели» через диагностические кабинеты, оперативно и квалифицированно оказали необходимую помощь. При госпитализации есть свои нюансы: комфортность палат, смена белья, организация мест для отдыха. Мелочью не считаю и благоустройство окружающей территории: у нас — чистота и порядок…
— Тем не менее главная задача любой клиники — оказание квалифицированной медицинской помощи при неотложных состояниях…
— Безусловно. И здесь огромную роль играет профильность клиники. У нас 18 отделений, включая самый большой роддом в Гомельской области — на 125 коек. В период подъёма пандемии только наша больница принимала беременных женщин с признаками инфекции коронавируса. Им уделили самое пристальное внимание. Каждая была круглосуточно окружена заботой.
«Под ковидом» городская больница №2 работала более семи месяцев. За это время приняли около 300 родов у инфицированных женщин. Среди младенцев тоже были ковид-положительные. Все дети перенесли заболевание легко, даже те, у кого была врождённая дыхательная патология.
— Раз заговорили о ковиде, расскажите, как вы пережили первые две волны. Увольнялись ли врачи и сколько их сегодня в штате?
— В штате больницы работают 110 врачей. Это больше, чем до испытания коронавирусом. Не скрою, были те, кто побоялся работать в условиях «красной» зоны. С ними нам пришлось расстаться. Но абсолютное большинство выразили полную готовность оказывать людям помощь, несмотря на существующие риски. Отдельные работники даже сами попросили направить их в «красную» зону, так как государство за это предусмотрело серьёзные дополнительные выплаты.
Все врачи на тот период у нас превратились в инфекционистов. Зарплатой, как мне кажется, их не обидели — врачи получали в месяц около 2 тыс. рублей, медсёстры — около 1,8 тыс. рублей. В нормальный ритм работы вернулись 15 января текущего года.
— А что вы узнали о своём коллективе в этот непростой период? Ведь не всё решают деньги.
— В экстремальных условиях проявляются все доминирующие человеческие качества — и хорошие, и плохие. Кто-то бунтовал, другой пускал слезу, а третий понимал чувство ответственности и полностью мобилизовался для выполнения своего долга.
Лично меня поразило отношение к происходящему нашей молодёжи, вчерашних студентов. Это около десяти человек. Они показали себя с наилучшей стороны. Люди с серьёзным медицинским стажем также использовали свой опыт не только в теории. Это Алиса Шарикова и Олеся Рябыкина, заведующие урологическим и кардиологическим отделениями.
— Как вышли из кризисного периода медицинские работники?
— Ещё во время первой волны заболеваемости мы взяли на вооружение опыт сотрудников инфекционной и туберкулёзной больниц. Учились у них правильно применять средства индивидуальной защиты, устраивать проходные шлюзы на границе «чистой» и «красной» зон, обрабатывать помещения.
В результате уровень заболеваемости среди медицинских работников нашей больницы был одним из самых низких в городе. Одномоментно болело не более 15% персонала. Мы сумели сберечь тех, кто может лечить.
— Как формируется бюджет больницы? Можно ли из него «отложить» деньги на закупку нужного оборудования или всё уходит только на текущую деятельность?
— Бюджет формируется в зависимости от количества коек. У нас их 403. Также он зависит от профиля имеющихся отделений, количества реанимационных коек. Одна такая койка обходится бюджету в 85 рублей в сутки.
Закупок так называемого тяжёлого оборудования в прошлом году у нас не было. Как вы понимаете, основные средства ушли на приобретение медпрепаратов и средств индивидуальной защиты для персонала, занятого борьбой с коронавирусной инфекцией. Тем не менее вспомогательное оборудование для других отделений закупалось в достаточном количестве.
Специальные кроватки для новорождённых, рециркуляторы воздуха, концентраторы кислорода и некоторое другое оборудование в «ковидный» период приобретались и за бюджетные, и за спонсорские средства. Нам удалось полностью модернизировать систему подачи медицинских газов.
В прошлом году от внебюджетной деятельности больница получила 340 тыс. рублей. В спокойное время эта сумма примерно в три раза меньше.
Благодарны за помощь «Белоруснефти», буровой компании «Дельта», «Белтрансгазу», химическому и вагоностроительному заводам, «Гомельэнерго», домостроительному комбинату, мясомолочной компании, а также ряду общественных организаций. Пожертвования вносили и частные лица.
— Что происходит с больными, у которых в процессе лечения основного выявляются другие заболевания?
— Врач не имеет права выписать на амбулаторное лечение недообследованного пациента. Все виды обследований, которые можно выполнить в больнице, проводятся. При необходимости к пациенту приглашаются на консультирование врачи из других отделений и даже из других медицинских центров. В итоге в поликлинику он приходит уже со сформулированными рекомендациями узких специалистов о дальнейшем лечении.
И да, абсолютно здоровых людей не бывает. Дополнительные заболевания выявляются у большинства поступивших пациентов.
— Какой поток пациентов в больнице больше — плановый или экстренный?
— Учитывая специфику нашей клиники, самый большой поток создают роженицы, которые поступают как в плановом порядке, так и по линии скорой помощи. Каждый понедельник больница принимает экстренных пациентов кардиологического профиля. Ежедневно идёт приём больных с острыми заболеваниями периферической нервной системы в неврологическое отделение.
Имеющихся мощностей хватает. Правда, во время коронавируса случалась нехватка штатных мест для этих больных. Пришлось достать со склада дополнительные койки и разумно уплотнить некоторые отделения. Помощь была оказана всем, кто в ней нуждался.
С гордостью за коллектив могу отметить, что у нас есть плановые пациенты, которые желают непременно попасть к определённому врачу. Это уже упомянутая Алиса Шарикова, заведующий неврологическим отделением Александр Лапковский, заведующая гинекологическим отделением Алла Леонкова и другие специалисты.
Многие просятся на роды именно в нашу больницу. Ведь это старейший роддом, в котором сформировалась очень хорошая акушерская школа, действует кафедра акушерства и гинекологии медицинского университета. Такое доверие нам очень дорого.
— Михаил Николаевич, а у вас лично есть авторитеты среди гомельских врачей, к которым можете обратиться за советом?
— Да, это коллеги-друзья, с которыми когда-то вместе начинали и которые достигли высокого профессионального уровня. Для меня это главный внештатный специалист по эндоскопии в Гомеле Дмитрий Лапицкий, работающий в больнице скорой медицинской помощи; заместитель главного врача областной клинической больницы Александр Денисов, к которому можно обратиться по поводу хирургических болезней; главный невролог Гомельской области Игорь Костюк.
— У входа в больницу мы заметили скульптуру матери с младенцем. Это та самая, что долгие годы стояла у входа в родильный дом на улице Советской?
— Да, это она. В суете переезда из центра в Медгородок о ней забыли. Скульптура поколесила по региону, побывала даже в Добрушском районе, а потом осела на территории Гомельского колледжа художественных промыслов, куда часто попадают невостребованные изваяния. Однажды я ехал мимо и заметил нашу «молодую мать». В 2019 году статую бережно перевезли к больнице, отремонтировали и отвели почётное место на территории.
— Ответьте, пожалуйста, честно: вы сделали прививку от коронавируса?
— Конечно, сделал. И свою пожилую маму тоже убедил привиться. Мне ввели две дозы российской вакцины «Спутник V», так что могу поделиться личными впечатлениями. Никаких неприятных ощущений не было.
Пользуясь возможностью, хочу сказать главное читателям вашей газеты: кроме вакцинации, надо по-прежнему соблюдать меры предосторожности, о которых нам твердят на каждом шагу. Это ношение средств защиты органов дыхания в многолюдных местах, соблюдение социальной дистанции и личной гигиены.
— Впереди — День медицинского работника. Что пожелаете своим коллегам?
— Прежде всего, здоровья. И низкий поклон за повседневный тяжелейший труд, порой на пределе возможного, во имя сохранения здоровья и жизни больного.
Автор: Светлана Коломиец. Фото: Мария Амелина
Читайте также:
Главврач гомельской горбольницы: «Ситуация с коронавирусом показала, как много вокруг хороших людей»
О бессимптомном коронавирусе и «пьяных» клещах: интервью с главным внештатным инфекционистом Гомеля
Гомельчане рассказали, готовы ли они сделать прививку от коронавируса
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram