Схему, как будет развиваться городской пассажирский транспорт и дороги в Гомеле, на всеобщее обсуждение представил БелНИИПградостроительства. Документ будут учитывать при реализации генплана областного центра до 2025 года.
Как составляли схему?
— Население растёт, количество машин тоже. А все мосты и путепроводы уже перегружены. В пробках стоят улицы Советская, Кирова, Хмельницкого, Хатаевича и другие. При действующей схеме ситуация будет только ухудшаться, — считает начальник отдела транспортных систем БелНИИПградостроительства Анна Луцкович.
До презентации проекта проводили натурные исследования трафика на улицах города, опрашивали пассажиров общественного транспорта, консультировались со специалистами на местах. В итоге сформулировали восемь вариантов развития событий. В их числе и самый пессимистичный — если не делать ничего.
Один из вариантов — продолжение строительства Восточного обхода
Существенно снизить нагрузку на центр города может Восточный обход. Самый дорогой его элемент — новый мост через Сож. Если бы магистраль ввели, это позволило бы перемещаться из Новобелицы в Центральный и Железнодорожный районы, минуя Интернациональную улицу и историческое ядро города.
Справочно
Впервые в градостроительную документацию эту магистраль внесли ещё в 1970-е годы, но так и не построили. Сейчас она числится в резерве. Архитекторы настоятельно рекомендуют перевести объект из резерва в число первоочередных и завершить строительство до 2025 года. Вопрос финансирования остаётся открытым, поэтому разработчики схемы только рекомендовать и могут.
Ждут Восточный обход жители Красного Маяка и Романовичей. Сейчас на выезде часто бывают пробки. Эту проблему также можно решить через строительство дублирующей дороги по дамбе на улицах Луначарского и Луговой. Грунтовая колея там и так есть, и знающие водители объезжают по ней пробку, но статуса улицы или дороги этот «автопротоп» не имеет.
А может, железная дорога?
Просчитывали вариант использования железной дороги для перемещения по городу. Пришли к выводу, что он может быть эффективным только при условии массовой многоэтажной застройки Берёзок, что пока не рассматривается.
Что в итоге будут делать
- По результатам обсуждения экологической части документа из схемы уже исключили проектируемую улицу, которая должна была стать продолжением улицы Шевченко, «разрезав» яблоневый сад на Старочерниговской улице и Студенческий сквер. Разработчики согласились с местными жителями в том, что сейчас от этой улицы будет больше вреда, чем пользы.
- В схему попала дорога, которая должна соединить две разделённые сейчас части улицы Кожара. А это ещё одна болезненная точка для горожан, которые хотели бы сохранить озеро Бобриха и его экосистему. Строительство дороги будет увязано с многоэтажным жильём, которому по генплану здесь отведено место. Если от строительства микрорайона власти откажутся, то и дорога нужна не будет.
- Появится новый транспортный узел на выезде из города в направлении аэропорта, где машин мало. Изменение конфигурации перекрёстка на улице Федюнинского нужно, чтобы жители нового растущего микрорайона могли без пробок попасть к северной окраине города и улице Советской. Там же предусмотрено пересечение с железной дорогой в двух уровнях для безопасности движения.
- В центре появятся подземные пешеходные переходы на пересечениях проспекта Ленина с Интернациональной и проспекта Победы с Советской улицей.
— Моделирование показывает, что все предлагаемые мероприятия смогут снизить трафик транспорта не более чем на 30%. В это же время на этих перекрёстках дороги во всех направлениях пересекает очень много пешеходов. Нужно рассматривать вопрос и с позиции их безопасности тоже, — пояснила Анна Луцкович.
Некоторые вопросы остаются пока без ответов
В новые микрорайоны Новобелицы с улицы Ильича можно съехать только по узким двухполосным дорогам. А по ним ходит общественный транспорт. Если взять улицу Жемчужную, то на ней находятся два детских сада, средняя школа, огромный торговый центр. Скоро будет построена новая средняя школа в Хуторе, на которую имеют виды жители Южного микрорайона. Из него и сейчас ходит автобус. Когда количество машин увеличится, могут возникнуть проблемы. А в перспективе Жемчужная вообще может «стать». Над решением этой локальной проблемы в горисполкоме уже думают.
Неясен смысл предлагаемого строительства отдельных автостанций для пригородных автобусов в Западном микрорайоне и на улице Добрушской. Разработчики ссылаются на опыт других крупных городов и Минска, где центральный вокзал обслуживает только международные и дальние междугородные рейсы, а пригородный транспорт разнесён по соответствующим направлениям, чтобы не «тащить» его в центр. Но в Минске есть метро, а в Гомеле до предполагаемых мест размещения автостанций ещё нужно добраться. Городские автобусы ходят редко, количество маршрутов ограничено.
На это градостроители отвечают, что в случае реорганизации пригородного сообщения будет пересмотрена и городская маршрутная сеть.
Если уже приводить в пример столицу, то стоит обратить внимание на экспресс-сообщение в пределах города. Это не привычные маршрутки, а именно автобусы, делающие остановки только на крупных пересадочных узлах.
Действительно, есть такие направления, где пассажиры едут из конца в конец маршрута или сменяются в нескольких известных точках. Малозначимые остановки целесообразно пропускать. И в Минске это работает.
В Гомеле экспресс-маршруты тоже есть. Но в нашем понимании «экспресс» подразумевает только повышенную цену и отмену льгот на проезд. А автобус как тащился, так и тащится со всеми остановками. Получается не быстрее, чем на обычном транспорте.
Как оказалось, над этой темой уже работают в Гомельском горисполкоме. Рассматриваются различные варианты маршрутов, где можно пустить экспрессы в нормальном понимании этого слова.
Автор: Евгений Захаров. Фото: Вячеслав Коломиец, Мария Амелина
Читайте также:
Мэр Гомеля озвучил стоимость ремонта Сельмашевского путепровода
Увеличить скорость и окупаемость: в Гомеле обсудили перспективы развития общественного транспорта
В Гомеле соединили прямой дорогой Волотову и Сельмаш
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram