«ГАИ на воде»: как в Гомеле работает водный патруль

В пятницу после обеда Сож напоминает оживлён­ную автомобильную трас­су. Впереди выходные, и люди спешат из душ­ных квартир на приро­ду, к воде. Туда-сюда сну­ют прогулочные катера с отдыхающими, кто-то заго­рает под парусами, пока­чиваются на казанках рыбаки. Оказывается, вся эта водная идиллия тща­тельно контролируется. За владельцами яхт, кате­ров и лодок присматри­вают сотрудники госин­спекции по маломерным судам. Это как ГАИ, толь­ко на воде. «Белка» отправилась в рейд с инспекторами и понаблю­дала за их работой.

Сегодня в катере помимо инспектора Государственной инспекции по маломерным судам Дениса Мелещени ещё и заместитель гомельского транспортного прокурора Владимир Токаревский. В их планах на ближайшие два часа проинспектировать реку в районе городской черты.

Такие совместные рейды они проводят регулярно.

— Цель — не наказать, а предотвратить трагедии на воде и напомнить людям о правилах безопасности. Толь­ко в этом году в Беларуси во время использования мало­мерных судов погибли 10 человек, в Гомельской обла­сти — двое, один пострадал, — рассказывает Владимир Токаревский.

— Не надел жилет, сел пья­ным в лодку, пренебрёг тех­ническими характеристи­ками судна — вот грубей­шие нарушения, из-за кото­рых чаще всего и происхо­дит беда, — дополняет Денис Мелещеня. — Сегодня на Гомельском участке (террито­риально он включает Чечер­ский, Ветковский, Кормян­ский, Гомельский районы и Гомель) зарегистрировано 11400 судовладельцев, и их число всё время растёт. Зна­чит, и у нас работы прибав­ляется.

«НАРУШАЛ И БУДУ НАРУШАТЬ»

Совместный рейд инспек­тор и прокурор начинают со Шведской Горки. Затем плани­руют подняться вверх по тече­нию — к парку.

Только отплыли от бере­га — и вот уже глушат мотор. Внимание водного патруля привлёк парень на надувной лодке, рыбачащий прямо на судовом ходу, что запрещено.

Проверяющие просят снять­ся с якоря, немного отплыть, а затем предъявить докумен­ты. Удостоверения судово­дителя у рыбака при себе не оказалось. Владельцы мотор­ных лодок мощностью свы­ше 5 лошадиных сил обязаны иметь судоводительское удо­стоверение.

Инспектор достаёт папку с бланком протокола.

— Не надо!

— У вас не первый в этом году случай, и не второй, и даже не третий. У вас уже были и предупреждения, и штрафы. В прошлом меся­це мы вас оштрафовали за то, что вы были в этой лодке впя­тером в состоянии алкоголь­ного опьянения и без жиле­тов, — напоминает злостному нарушителю Мелещеня.

— Да, было дело. Но сейчас- то я в жилете.

— Ну вот, значит, работа­ет наш метод. В следующий раз остановим — может, и с удостоверением уже будете, — подбадривает парня инспек­тор. Но тот всё ещё отказыва­ется верить в происходящее.

— Мужики, ну реально, не надо мне этот штраф. Вот вы сами в жизни разве ничего не нарушаете?

— Не нарушаем.

— Ай, перестаньте, так не бывает. Ладно, пишите свой штраф, — наконец сдаётся рыбак.

— Пять базовых вам дадим. Оплатить можно и в рассроч­ку.

— Заплачу сразу. Но нару­шал и буду нарушать, — на прощание предупреждает парень.

ЧЁРНЫЕ ПАРУСА И БЕЗОТКАЗНЫЙ КАПИТАН

— А это ещё что за пираты? — вглядывается вдаль инспек­тор. Там виднеются чёрные паруса, которые гонят по реке самодельную лодку, а та тянет за собой ещё одну, надувную. В обоих суднах подростки — Славик и Макс. Сразу преду­преждают: им уже 17, а значит, управлять плавсредством име­ют право.

— Чья лодка?

— Моя. С папой сделали. Почитали, какие суда не тре­буют регистрации, и сделали. Здесь пенопласт и здесь тоже. Все блоки плавучести рассчи­таны правильно, так что не потонем, — уверяет капитан парусника.

Но у проверяющих претен­зия не к лодкам, а к способу их передвижения.

— Так что, Макс, давай, отцепляйся, — командует инспектор.

Макс явно недоволен таким положением, ведь теперь, что­бы добраться до берега, ему придётся не лежать, а грести, что есть мочи.

Парень неохотно берёт вёс­ла, а инспекторский катер уже направляется к белоснежной яхте — там девушки устрои­ли фотосессию. Фотограф в жилете, а вот модель — без.

— Сняла, чтобы сфото­графироваться, — объясня­ет взволнованная пассажир­ка и с облегчением выдыхает, когда понимает, что штраф на первый раз ей всё-таки не дадут. Но лекцию о безопас­ном пребывании на воде от проверяющих дамам всё-таки приходится выслушать до кон­ца.

— Сейчас уже не так жар­ко, так хоть жилеты надевают. А всё лето просто беда с ними. Больше всего поражает бес­печность родителей малышей. Ну как можно сажать ребёнка в лодку без жилета? Секунда — и он в воде! — возмущается Владимир Токаревский.

Ещё одна головная боль инспекторов — владельцы гидроскутеров. Нарушают часто, а передвигаются быстро — не догнать. К счастью, последнее время выручают смартфоны.

— Если мы не остановили нарушителя, это ещё не зна­чит, что он уйдёт от ответ­ственности. Бывает, и сами отдыхающие могут сфотогра­фировать нарушение, и кол­леги из ОСВОДа, а мы уже на основании этих фотодоказа­тельств выписываем штраф.

А мы уже у парковой набе­режной — нужно обязательно проверить, как обстоят дела у предпринимателя, который на своём катере катает отды­хающих.

Дело в том, что допусти­мое количество пассажиров на борту его судна не долж­но превышать 12 человек. Но инспекторы знают, что капи­тан славится своей безотказ­ностью, и если желающих больше, то может забрать с берега и всех сразу. Нередко за двойной, а то и за тройной перевес мужчину штрафуют, однако такие меры на него не сильно-то и действуют. Но сегодня у проверяющих к лодочнику нет претензий: на борту пассажиров мень­ше двенадцати. А сам капи­тан, завидев госинспекторов, даже вышел поприветствовать их на палубу.

— Вот чертяка! — машут они ему в ответ.

Рейд подходит к концу. Из десяти остановленных судов пятеро владельцев получи­ли предупреждения от про­куратуры, а один — штраф. К сожалению, это не рекорд: впереди два выходных, и про­токолов будет ещё больше.

Автор: Елена Николаева. Фото: Мария Амелина

Смотрите также:

Служба 101 в Гомеле. Посмотрите, как работают диспетчеры МЧС

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights