Гомелю-879. Кто проектировал «Ленинку» и проспект Победы

Шестьдесят лет назад было построено здание Гомельской областной универсальной библиотеки имени В.И. Ленина. Столько же лет назад на карте города появилась площадь Победы. Примыкающий к ней одноимённый проспект начал формироваться в середине 50-х. Авторы всех этих проектов — супруги Иван и Валентина Бурлака, которые участвовали в возрождении послевоенного Гомеля.

С дочерью гомельских архитекторов Еленой Жуко­вой лично знакома библиотекарь «Ленинки» Елена Ведь. Благодаря этому знакомству она полюбила послевоенный Гомель — во всём разнообразии его судеб, улиц, открыточных и не очень видов. «Белка» пообщалась с Еленой Ведь и приводит ниже её рассказ о секретах величественного здания с полу­циркульными окнами.

Елена Ведь

Из семейных архивов — в музейную экспозицию

— С Еленой Ивановной Жуковой мы познакоми­лись в Ветковском музее, на мастер-классе по бисе­роплетению. Между делом она спро­сила, где я работаю, и, получив ответ, упомянула, что её мама — архитектор здания областной библиотеки. Забе­гая вперёд, отмечу, что «Ленинка», как и вся некогда улица, а ныне проспект Победы — лишь малая часть спроектированного супругами Бурлака для города и области.

В то время Елена Ивановна Жукова как раз упорядочивала родительские архивы и подыскивала подходящее место для тематической выставки. Конечно же, я сразу же предложила ей услуги нашей библиотеки. Некоторое время она раздумывала, а потом передала семейный архив в библиотеку — любимый, как оказалось, мамин проект.

Супруги Бурлака

Из Киева на восстановление Белоруссии

— Наше сотрудничество началось с многочасовых бесед о её родителях. Моя увлечённость проектом и темой была настолько сильной, что вскоре, помимо развёрток, перспектив и чертежей, в распоряжении библиотеки оказались профессиональная акварель, гуашь, кохиноровские карандаши, логарифмическая линейка, готовальня, семейная библиотека и некото­рые личные вещи архитекторов.

Иван Фёдорович и Валентина Саввична в воспо­минаниях дочери восхищали меня как люди и профессионалы. Убеждённые коммунисты, они при­ехали отстраивать Гомель из Киева, откликнувшись на партийный призыв «Коммунисты — на восстанов­ление Белоруссии». Собственная школа архитекто­ров у нас ещё не сложилась, поэтому специалисты прибывали из разных уголков Советского Союза.

После войны Гомель пребывал в разрухе. Если в некоторых городах Беларуси — Пинске, Мстис­лавле, Гродно — сохранилась архитектура XVII-XIX вв., в других городах — предвоенная, то у нас после Великой Отечественной войны были только остовы, коробки зданий на улице Советской.

Требовалось как можно скорее восстановить областной центр.

— Улица Победы — это первый совместный гомельский проект супругов Бурлака. Примеча­тельно, что площадь Победы гомельским генераль­ным планом не предусматривалась. Её существова­ние — заслуга Ивана Фёдоровича, который настоял, чтобы перекрёсток улиц Карла Либкнехта (сейчас — Комсомольская) и Красноармейской был превра­щён в полноценную площадь. Городские власти счи­тали, что необходимости в этом нет — километром западнее расположена другая площадь, Привокзаль­ная. Однако Иван Фёдорович настоял, чтобы к улице Победы непременно примыкала одноимённая пло­щадь с монументом воинам-освободителям — так архитектор создавал в городе смысловой узел, посвя­щённый Победе советского народа в Великой Отече­ственной войне. В градостроительстве такой подход называется созданием мемориального пространства.

Интересно, что к разработке проекта улицы супруги приступили самостоятельно, не дожида­ясь официального постановления. Соответствую­щее решение было принято в 1955-м году, а пер­вые эскизы созданы Иваном и Валентиной Бурлака в 1953-м.

Значит, таково было их авторское виде­ние города, которое затем совпало с итоговым пла­ном его застройки. Всё это — исторический кон­текст, без которого невозможно рассказать о здании библиотеки.

Но если над проектом улицы Победы супруги работали вместе, то библиотека — от начала и до конца — проект Валентины Саввичны.

Большой переезд

— Раньше Гомельская областная библиотека нахо­дилась во Дворце пионеров (сейчас — дворец Румян­цевых и Паскевичей). После окончания Великой Оте­чественной войны его общий вид производил гне­тущее впечатление. В 1951 году решено было отре­монтировать кровлю, но её сорвало ветром, и библи­отеку затопило после ливня.

В 1954 году по инициативе директора библиотеки Ивана Ильича Халтурина комиссия облисполкома проверила помещения библиотеки во Дворце пио­неров и отметила их аварийное состояние, недо­статок места для хранения фонда, неудобство для читателей.

Для областной библиотеки власти решили постро­ить специальное здание. У Валентины Саввичны к тому моменту было два нереализованных про­екта библиотеки на улицах Советской и Пушкина. Вероятно, поэтому ей вновь доверили зани­маться «Ленинкой», но уже не в историческом цен­тре, а на перекрёстке совре­менных улиц Красноармейской и Комсомольской.

Здесь, на подвижных болотистых почвах, оставался фундамент недостроенного кинотеатра. После кино­фикации располагавшегося неподалёку Дворца куль­туры железнодорожников необходимость в строи­тельстве ещё одного кинотеатра отпала.

Бросать начатое строительство после войны было не принято, и фундамент решили использовать для возведения библиотеки. К строитель­ству приступили в 1958-м. А три года спустя библиотека открыла свои двери для читателей.

Я и сама приходила в библиотеку студенткой. В читальном зале трудно было найти свободное место. Мы с одногруппниками садились за стол в читальном зале, готовились к занятиям и, конечно, шептались. Воспоминания об уютном читальном зале и внима­тельных библиотекарях сделали своё дело: спустя несколько лет я пришла сюда работать. Приятно, что меня как бывшую читательницу здесь хорошо помнили.

Старый новый город

— Чем глубже я вникала в историю библиотеки и замысел архитектора, тем охотнее расставалась с предубеждениями против советского градостроитель­ства. И я задумалась: отчего мы так равнодушны к советской архитектуре? Ведь основной жилой фонд Гомеля и поныне составляют, преимущественно, зда­ния, возведённые между 1950-ми и 1980-ми годами. Зачем мы ругаем то хорошее, что у нас есть? Его могло и не быть вовсе.

Здания, спроектированные Валентиной Саввичной, не только целы и невредимы, но и выглядят совре­менно и современным требованиям соответствуют.

Библиотеке, например, нынешней осенью исполня­ется шестьдесят лет, и за это время только паркет­ное покрытие на первом этаже пришлось поменять на бетонное — в соответствии с новыми требовани­ями к общественным зданиям.

Архитекторский замысел

— С одной стороны, внешний вид библиотеки иллюстрирует тенденции в послевоенном советском градостроительстве, с другой — личные вкусы Вален­тины Саввичны.

Лепнина, молдинги, розетки, светлые, главным образом, бежевые тона — всё это атрибуты классиче­ского стиля в архитектуре. В нашем случае, неоклас­сицизма — его советского переосмысления.

Есть у историков любопытное наблюдение: любое государство, переживая расцвет, обращается к мону­ментальному искусству античности. Когда-то я про­читала у одного уважаемого учёного: искусство — это симптом. То, что наука констатирует сто лет спустя, искусство предсказывает сегодня, потому что оно чувствительно к малейшим общественным измене­ниям. И если книги, музыку и картины можно писать в стол, то архитектура — жанр публичный: здание разве спрячешь? Вот и получается, что за несколько тысячелетий человечество так и не нашло лучшего способа передать душевный подъём, чем средствами античного зодчества.

Если в 1920-х годах молодое советское государство тяготело к абстрактным авангардным формам, то спу­стя тридцать лет, пройдя столько испытаний, утвер­дило свой триумф в формах классических.

Люди радо­вались Победе, наступившему спокойствию и стреми­лись построить просторный красивый дом — в мас­штабе целой страны.

Это настроение совпало с личными вкусами архи­текторов Бурлака. Иван Фёдорович, проектируя нынешнюю площадь Ленина, предлагал установить колоннады (нечто подобное есть в минском парке Челюскинцев). Валентина Саввична во всех своих зданиях акцентировала вход высокими ступенями. И то, и другое — атрибуты античной архитектуры.

И потом, где вы сейчас увидите панорамные окна и семиметровые потолки? Даже современный спор­тивный комплекс имеет высоту стен спортивного зала максимум шесть метров. А в нашем читальном зале — шестиметровые окна.

Бежевый цвет, в который выкрашены стены, — любимый колер Валентины Саввичны. Фасады здания тоже были бежевыми, пока в начале 2000-х, во время ремонта, их не перекрасили в серо-голубой. Вален­тине Саввичне тогда позвонили посоветоваться, но сделали всё равно по-своему.

А вот к строительству общежития БелГУТа позади библиотеки она отнеслась болезненно. Говорила, что превратили храм мудрости в там­бур общежития. Сравните ранние фотографии и снимки 1980-х годов и вы поймёте, о чём она говорила.

Нынешний директор библиотеки Марина Серге­евна Рафеева с уважением относится к истории и воз­вращает интерьерам здания аутентичный вид. Именно благодаря её постоянной поддержке началась и про­должается моя работа по изучению и популяризации творчества семьи Бурлака.

В 2018-м году после капитального ремонта кровли в холл второго этажа вернулось естественное осве­щение благодаря восстановлению закрытого на несколько десятилетий зенитного фонаря.

За внутренним убранством залов тоже стоит история. Проектируя библиотеку, Валентина Сав­вична использовала всевозможные отсылки к хра­мовой архитектуре. В её архиве я нашла фотографии итальянских соборов XIII-XIV веков, которые семье Бурлака, вероятно, кто-то привёз из путешествия. Помимо общих видов, в стопке обнаружились фото отдельных элементов интерьера, в частности, све­тильников. Смотрю я на снимок итальянской люстры и думаю: где-то я такую уже видела. А потом осенило: так вот же она, висит у нас в холле!

Библиотека всю жизнь оставалась любимым про­ектом Валентины Саввичны. Здесь всюду её почерк, её душа. Жаль, эскизов почти не осталось: работы мужа, Ивана Фёдоровича, она всегда подписывала и берегла, а свои сохранить не стремилась. Может, лежат где-нибудь в «Гомельгражданпроекте»…

Соавторы и супруги

— За плечами супругов Бурлака — улицы, кварталы, сооружения промышленного и гражданского строи­тельства в Гомеле, области и даже за пределами Бела­руси. Валентина Саввична проектировала гостиницу «Сож», здание Коммунбанка на улице Коммунаров, пристройку к десятой школе — сейчас новый корпус на улице Маркса, учебный корпус БелГУТа на пере­крёстке улицы Кирова и проспекта Победы, жилые районы. К работам Станислава Шабуневского она относилась с уважением, и когда реконструировала здание, созданное по его проекту, в чужой творче­ский замысел не вмешивалась.

Иван Фёдорович, будучи студентом, до переезда в Гомель создал десять проектов: реконструкцию украинских сёл и объекты для шахт «Сталинуголь» Донбасса — флагмана угледобывающей промыш­ленности Советского Союза. По окончании Киев­ского инженерно-строительного института он уже был опытным архитектором, поэтому в Гомеле руко­водил отделом архитектуры облисполкома и проек­тировал многие ответственные объекты: Дом полит­просвещения — нынешний ОКЦ на Ланге, завод «Центролит», микрорайоны №№1 и 2 на Речицком шоссе.

Супруги никогда не акцентировали внимание дочерей на собственной роли в развитии города. Елена Ивановна уже окончила 10-ю школу, когда узнала, что пристройку — новый корпус — спро­ектировала мама. Отдыхая в санатории в Чёнках, и не подозревала, что это папина и мамина работа.

Архитекторы Бурлака действительно любили свою работу. Бывшие коллеги Ивана Фёдоровича рассказывали, что забывали сходить на обед или вовремя уйти с работы, потому что заряжались энтузиазмом своего руководителя. Иван Бурлака не просто проектировал Дом политпросвещения, а сам взбирался на строительные леса и лично при­мерял придуманные им макеты плитки складчатого потолка. Он устраивал танцевальные вечеринки после работы для своих коллег и любил петь укра­инские песни на строительных подмостках.

А ночью, когда близкие спали, уходил на кухню, курил и что-то рассчитывал, писал, чертил. Однажды Елена Ивановна принесла книгу из домашней библи­отеки, а в ней мы неожиданно обнаружили обычную столовую салфетку с набросками какого-то проекта Ивана Фёдоровича.

Дом политпросвещения — лебединая песня архи­тектора Бурлака. Вернувшись из командировки в Армению, он тяжело заболел и не смог справиться с болезнью, хотя никогда прежде не жаловался на здоровье…

Валентина Саввична замуж больше не вышла.

В библиотеке работает постоянная выставка, посвя­щённая истории послевоенного Гомеля в видении архитекторов Бурлака. На одном из баннеров — их свадебная фотография. Иван и Валентина пожени­лись 22 июня 1949-го года. Я долго думала, зачем они выбрали такую страшную дату для такого свет­лого праздника — свадьбы. А потом поняла: в этом вся их жизненная философия. Плохое оставить навсегда позади. День начала Великой Отечествен­ной войны — день начала их семейной истории. Так они решили и прожили свою счастливую, исполнен­ную созидания жизнь.

Автор: Светлана Соколова. Фото: Мария Амелина, архив Елены Ведь

Читайте также:

Келья в библиотеке и эксклюзивная Библия. Гомельский культурно-духовный центр имени Кирилла Туровского отметил 20-летие

«Сегодня искусству нужен маркетолог»: большое интервью с директором музея истории Гомеля

Иван Шамякин: интересные факты из биографии классика

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights