Шестьдесят лет назад было построено здание Гомельской областной универсальной библиотеки имени В.И. Ленина. Столько же лет назад на карте города появилась площадь Победы. Примыкающий к ней одноимённый проспект начал формироваться в середине 50-х. Авторы всех этих проектов — супруги Иван и Валентина Бурлака, которые участвовали в возрождении послевоенного Гомеля.
С дочерью гомельских архитекторов Еленой Жуковой лично знакома библиотекарь «Ленинки» Елена Ведь. Благодаря этому знакомству она полюбила послевоенный Гомель — во всём разнообразии его судеб, улиц, открыточных и не очень видов. «Белка» пообщалась с Еленой Ведь и приводит ниже её рассказ о секретах величественного здания с полуциркульными окнами.
Из семейных архивов — в музейную экспозицию
— С Еленой Ивановной Жуковой мы познакомились в Ветковском музее, на мастер-классе по бисероплетению. Между делом она спросила, где я работаю, и, получив ответ, упомянула, что её мама — архитектор здания областной библиотеки. Забегая вперёд, отмечу, что «Ленинка», как и вся некогда улица, а ныне проспект Победы — лишь малая часть спроектированного супругами Бурлака для города и области.
В то время Елена Ивановна Жукова как раз упорядочивала родительские архивы и подыскивала подходящее место для тематической выставки. Конечно же, я сразу же предложила ей услуги нашей библиотеки. Некоторое время она раздумывала, а потом передала семейный архив в библиотеку — любимый, как оказалось, мамин проект.
Из Киева на восстановление Белоруссии
— Наше сотрудничество началось с многочасовых бесед о её родителях. Моя увлечённость проектом и темой была настолько сильной, что вскоре, помимо развёрток, перспектив и чертежей, в распоряжении библиотеки оказались профессиональная акварель, гуашь, кохиноровские карандаши, логарифмическая линейка, готовальня, семейная библиотека и некоторые личные вещи архитекторов.
Иван Фёдорович и Валентина Саввична в воспоминаниях дочери восхищали меня как люди и профессионалы. Убеждённые коммунисты, они приехали отстраивать Гомель из Киева, откликнувшись на партийный призыв «Коммунисты — на восстановление Белоруссии». Собственная школа архитекторов у нас ещё не сложилась, поэтому специалисты прибывали из разных уголков Советского Союза.
После войны Гомель пребывал в разрухе. Если в некоторых городах Беларуси — Пинске, Мстиславле, Гродно — сохранилась архитектура XVII-XIX вв., в других городах — предвоенная, то у нас после Великой Отечественной войны были только остовы, коробки зданий на улице Советской.
Требовалось как можно скорее восстановить областной центр.
— Улица Победы — это первый совместный гомельский проект супругов Бурлака. Примечательно, что площадь Победы гомельским генеральным планом не предусматривалась. Её существование — заслуга Ивана Фёдоровича, который настоял, чтобы перекрёсток улиц Карла Либкнехта (сейчас — Комсомольская) и Красноармейской был превращён в полноценную площадь. Городские власти считали, что необходимости в этом нет — километром западнее расположена другая площадь, Привокзальная. Однако Иван Фёдорович настоял, чтобы к улице Победы непременно примыкала одноимённая площадь с монументом воинам-освободителям — так архитектор создавал в городе смысловой узел, посвящённый Победе советского народа в Великой Отечественной войне. В градостроительстве такой подход называется созданием мемориального пространства.
Интересно, что к разработке проекта улицы супруги приступили самостоятельно, не дожидаясь официального постановления. Соответствующее решение было принято в 1955-м году, а первые эскизы созданы Иваном и Валентиной Бурлака в 1953-м.
Значит, таково было их авторское видение города, которое затем совпало с итоговым планом его застройки. Всё это — исторический контекст, без которого невозможно рассказать о здании библиотеки.
Но если над проектом улицы Победы супруги работали вместе, то библиотека — от начала и до конца — проект Валентины Саввичны.
Большой переезд
— Раньше Гомельская областная библиотека находилась во Дворце пионеров (сейчас — дворец Румянцевых и Паскевичей). После окончания Великой Отечественной войны его общий вид производил гнетущее впечатление. В 1951 году решено было отремонтировать кровлю, но её сорвало ветром, и библиотеку затопило после ливня.
В 1954 году по инициативе директора библиотеки Ивана Ильича Халтурина комиссия облисполкома проверила помещения библиотеки во Дворце пионеров и отметила их аварийное состояние, недостаток места для хранения фонда, неудобство для читателей.
Для областной библиотеки власти решили построить специальное здание. У Валентины Саввичны к тому моменту было два нереализованных проекта библиотеки на улицах Советской и Пушкина. Вероятно, поэтому ей вновь доверили заниматься «Ленинкой», но уже не в историческом центре, а на перекрёстке современных улиц Красноармейской и Комсомольской.
Здесь, на подвижных болотистых почвах, оставался фундамент недостроенного кинотеатра. После кинофикации располагавшегося неподалёку Дворца культуры железнодорожников необходимость в строительстве ещё одного кинотеатра отпала.
Бросать начатое строительство после войны было не принято, и фундамент решили использовать для возведения библиотеки. К строительству приступили в 1958-м. А три года спустя библиотека открыла свои двери для читателей.
Я и сама приходила в библиотеку студенткой. В читальном зале трудно было найти свободное место. Мы с одногруппниками садились за стол в читальном зале, готовились к занятиям и, конечно, шептались. Воспоминания об уютном читальном зале и внимательных библиотекарях сделали своё дело: спустя несколько лет я пришла сюда работать. Приятно, что меня как бывшую читательницу здесь хорошо помнили.
Старый новый город
— Чем глубже я вникала в историю библиотеки и замысел архитектора, тем охотнее расставалась с предубеждениями против советского градостроительства. И я задумалась: отчего мы так равнодушны к советской архитектуре? Ведь основной жилой фонд Гомеля и поныне составляют, преимущественно, здания, возведённые между 1950-ми и 1980-ми годами. Зачем мы ругаем то хорошее, что у нас есть? Его могло и не быть вовсе.
Здания, спроектированные Валентиной Саввичной, не только целы и невредимы, но и выглядят современно и современным требованиям соответствуют.
Библиотеке, например, нынешней осенью исполняется шестьдесят лет, и за это время только паркетное покрытие на первом этаже пришлось поменять на бетонное — в соответствии с новыми требованиями к общественным зданиям.
Архитекторский замысел
— С одной стороны, внешний вид библиотеки иллюстрирует тенденции в послевоенном советском градостроительстве, с другой — личные вкусы Валентины Саввичны.
Лепнина, молдинги, розетки, светлые, главным образом, бежевые тона — всё это атрибуты классического стиля в архитектуре. В нашем случае, неоклассицизма — его советского переосмысления.
Есть у историков любопытное наблюдение: любое государство, переживая расцвет, обращается к монументальному искусству античности. Когда-то я прочитала у одного уважаемого учёного: искусство — это симптом. То, что наука констатирует сто лет спустя, искусство предсказывает сегодня, потому что оно чувствительно к малейшим общественным изменениям. И если книги, музыку и картины можно писать в стол, то архитектура — жанр публичный: здание разве спрячешь? Вот и получается, что за несколько тысячелетий человечество так и не нашло лучшего способа передать душевный подъём, чем средствами античного зодчества.
Если в 1920-х годах молодое советское государство тяготело к абстрактным авангардным формам, то спустя тридцать лет, пройдя столько испытаний, утвердило свой триумф в формах классических.
Люди радовались Победе, наступившему спокойствию и стремились построить просторный красивый дом — в масштабе целой страны.
Это настроение совпало с личными вкусами архитекторов Бурлака. Иван Фёдорович, проектируя нынешнюю площадь Ленина, предлагал установить колоннады (нечто подобное есть в минском парке Челюскинцев). Валентина Саввична во всех своих зданиях акцентировала вход высокими ступенями. И то, и другое — атрибуты античной архитектуры.
И потом, где вы сейчас увидите панорамные окна и семиметровые потолки? Даже современный спортивный комплекс имеет высоту стен спортивного зала максимум шесть метров. А в нашем читальном зале — шестиметровые окна.
Бежевый цвет, в который выкрашены стены, — любимый колер Валентины Саввичны. Фасады здания тоже были бежевыми, пока в начале 2000-х, во время ремонта, их не перекрасили в серо-голубой. Валентине Саввичне тогда позвонили посоветоваться, но сделали всё равно по-своему.
А вот к строительству общежития БелГУТа позади библиотеки она отнеслась болезненно. Говорила, что превратили храм мудрости в тамбур общежития. Сравните ранние фотографии и снимки 1980-х годов и вы поймёте, о чём она говорила.
Нынешний директор библиотеки Марина Сергеевна Рафеева с уважением относится к истории и возвращает интерьерам здания аутентичный вид. Именно благодаря её постоянной поддержке началась и продолжается моя работа по изучению и популяризации творчества семьи Бурлака.
В 2018-м году после капитального ремонта кровли в холл второго этажа вернулось естественное освещение благодаря восстановлению закрытого на несколько десятилетий зенитного фонаря.
За внутренним убранством залов тоже стоит история. Проектируя библиотеку, Валентина Саввична использовала всевозможные отсылки к храмовой архитектуре. В её архиве я нашла фотографии итальянских соборов XIII-XIV веков, которые семье Бурлака, вероятно, кто-то привёз из путешествия. Помимо общих видов, в стопке обнаружились фото отдельных элементов интерьера, в частности, светильников. Смотрю я на снимок итальянской люстры и думаю: где-то я такую уже видела. А потом осенило: так вот же она, висит у нас в холле!
Библиотека всю жизнь оставалась любимым проектом Валентины Саввичны. Здесь всюду её почерк, её душа. Жаль, эскизов почти не осталось: работы мужа, Ивана Фёдоровича, она всегда подписывала и берегла, а свои сохранить не стремилась. Может, лежат где-нибудь в «Гомельгражданпроекте»…
Соавторы и супруги
— За плечами супругов Бурлака — улицы, кварталы, сооружения промышленного и гражданского строительства в Гомеле, области и даже за пределами Беларуси. Валентина Саввична проектировала гостиницу «Сож», здание Коммунбанка на улице Коммунаров, пристройку к десятой школе — сейчас новый корпус на улице Маркса, учебный корпус БелГУТа на перекрёстке улицы Кирова и проспекта Победы, жилые районы. К работам Станислава Шабуневского она относилась с уважением, и когда реконструировала здание, созданное по его проекту, в чужой творческий замысел не вмешивалась.
Иван Фёдорович, будучи студентом, до переезда в Гомель создал десять проектов: реконструкцию украинских сёл и объекты для шахт «Сталинуголь» Донбасса — флагмана угледобывающей промышленности Советского Союза. По окончании Киевского инженерно-строительного института он уже был опытным архитектором, поэтому в Гомеле руководил отделом архитектуры облисполкома и проектировал многие ответственные объекты: Дом политпросвещения — нынешний ОКЦ на Ланге, завод «Центролит», микрорайоны №№1 и 2 на Речицком шоссе.
Супруги никогда не акцентировали внимание дочерей на собственной роли в развитии города. Елена Ивановна уже окончила 10-ю школу, когда узнала, что пристройку — новый корпус — спроектировала мама. Отдыхая в санатории в Чёнках, и не подозревала, что это папина и мамина работа.
Архитекторы Бурлака действительно любили свою работу. Бывшие коллеги Ивана Фёдоровича рассказывали, что забывали сходить на обед или вовремя уйти с работы, потому что заряжались энтузиазмом своего руководителя. Иван Бурлака не просто проектировал Дом политпросвещения, а сам взбирался на строительные леса и лично примерял придуманные им макеты плитки складчатого потолка. Он устраивал танцевальные вечеринки после работы для своих коллег и любил петь украинские песни на строительных подмостках.
А ночью, когда близкие спали, уходил на кухню, курил и что-то рассчитывал, писал, чертил. Однажды Елена Ивановна принесла книгу из домашней библиотеки, а в ней мы неожиданно обнаружили обычную столовую салфетку с набросками какого-то проекта Ивана Фёдоровича.
Дом политпросвещения — лебединая песня архитектора Бурлака. Вернувшись из командировки в Армению, он тяжело заболел и не смог справиться с болезнью, хотя никогда прежде не жаловался на здоровье…
Валентина Саввична замуж больше не вышла.
В библиотеке работает постоянная выставка, посвящённая истории послевоенного Гомеля в видении архитекторов Бурлака. На одном из баннеров — их свадебная фотография. Иван и Валентина поженились 22 июня 1949-го года. Я долго думала, зачем они выбрали такую страшную дату для такого светлого праздника — свадьбы. А потом поняла: в этом вся их жизненная философия. Плохое оставить навсегда позади. День начала Великой Отечественной войны — день начала их семейной истории. Так они решили и прожили свою счастливую, исполненную созидания жизнь.
Автор: Светлана Соколова. Фото: Мария Амелина, архив Елены Ведь
Читайте также:
«Сегодня искусству нужен маркетолог»: большое интервью с директором музея истории Гомеля
Иван Шамякин: интересные факты из биографии классика
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram