В Гомеле проходит выставка мастера черно-белого фото

Выставка работ фотохудожника Валерия Федоренко открыта в Музее истории печати и фотографии Гомельщины. Истории, в которую он навсегда вписал соб­ственное имя.

Родился Валерий Фе­доренко в 1948 году. Про­фессионально занимать­ся фотографией начал не сразу. Интересовался — это да. Но времени бы­ло немного. Он и школу-то окончил, уже рабо­тая три года столяром-краснодеревщиком.

После службы в армии пять лет преподавал об­щетехнические дисци­плины в университете, работал на ДОКе. Но в 1971 году ему в руки попал чешский профессиональный журнал фо­тографии. Непривычные для глаз советского че­ловека снимки так впе­чатлили Валерия, что в день зарплаты он купил модный тогда фотоап­парат «Зенит» и начал снимать. Чужой опыт за основу не брал. Для это­го были книги, обще­ние с единомышленни­ками, собственная ин­туиция.

В 1974 году Валерий Александрович ушёл с высокооплачиваемой ра­боты на ДОКе во Дворец пионеров и школьников руководителем фотокружка. Параллель­но снимал для проект­ного института, сотруд­ничал с областной газе­той. А уже с 1992 года стал свободным худож­ником, талант которого начали признавать це­нители фотоискусства во всём мире.

— Он сам созда­вал сюжеты. Исполь­зовал преимуществен­но чёрно-белую плён­ку. Сутками напролёт ретушировал, склеивал маски, чтобы достичь нужного эффекта. Се­годня практически все используют фотошоп, но обработанные электронным редактором снимки без­душны, — считает друг семьи мастера архитек­тор Тамара Дмитриева.

Наград в жизни Валерия Федорен­ко было много. На 250 международ­ных выставках и салонах он завое­вал их более 200, включая 3 Гран-при, 9 золотых, 2 серебряных и 6 бронзовых меда­лей FIAP, 2 медали ВДНХ СССР. Но ни в одной из тех стран, где высоко оценили его рабо­ты, лично фотоху­дожник не был.

Престижные награ­ды Валерию Федоренко принёс и творческий со­юз с Валентиной Карма­зиной, которая не смогла пропустить важное со­бытие и пришла на от­крытие выставки в го­мельский музей:

— Помещённый на афишу выставки мой портрет несколько лет украшал обложки евро­пейских журналов, а соз­дан он абсолютно слу­чайно. Это было в се­редине 70-х, осенью. Я шла по улице Советской в длинном платье-пальто и шляпе с большими по­лями. Внезапно меня до­гнал незнакомец, наго­ворил кучу комплимен­тов и предложил сде­лать фотографию в своей мастерской. Я согласи­лась при условии, что увижу резуль­тат первой. Спустя вре­мя Валера позвонил и пригласил взглянуть на получившийся портрет. Фото мне понравилось. Кстати, сделано оно бы­ло всего в один кадр. Вскоре мы стали дру­жить семьями, поэтому сегодня я здесь.

Мастера не стало в 2020 году. Его фотогра­фии находятся в кол­лекциях музеев Саби­ньяниго (Уэска) в Ис­пании, в музее истории и культуры во Фрибуре (Швейцария), в муни­ципальной библиотеке Реуса в Испании, в цен­тре современного визу­ального искусства в Да­нии, в Международной федерации фотографи­ческих обществ Бель­гии, Испании, Нидер­ландов, Польши, Фран­ции, Швеции.

Идею гомельской вы­ставки предложила вдо­ва фотохудожника Еле­на Леоненко. В Музее истории печати и фо­тографии представлено около 30 работ мастера.

Последний день работы выставки — 16 октября.

belkagomel.by. Фото: Вячеслав Коломиец

Читайте также:

Городские мемы Марии Амелиной: в Музее фотографии и печати открывается выставка нашей коллеги

«Сегодня искусству нужен маркетолог»: большое интервью с директором музея истории Гомеля

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights