Дети меняются на глазах. В Гомеле тренер по дзюдо создал клуб для особенных спортсменов

«Напра-а-во! Побежали!» – командует тренер, и несколько разновозрастных мальчишек и девчонок шуршат по татами. Не всем такой спортивный променад этим хмурым субботним утром даётся легко. Уже на втором круге Илья начинает громко кричать. Однако тренер только подбадривает. К тому же в сторонке строго смотрит мама. Для Ильи это значит, что недовольство придётся держать при себе. Парень замолкает и снова бежит. Вообще-то он, как и другие ребята здесь, дзюдоист. Но до спортивных поединков ему ещё далеко. Пока научиться бы самостоятельно надевать кимоно и слышать тренера. Для ребёнка с аутизмом это задача со звёздочкой.

«Прайд» самая крупная школа дзюдо в стране. Здесь занимаются около тысячи юных спортсменов от 4 до 17 лет. А два года назад основатель клуба Константин Полей пошёл на эксперимент: набрал группу детей с расстройствами аутистического спектра. Зачем? Тогда ещё и сам толком не знал. Просто, говорит, не смог отказать родителям.

– Ко мне обратилась мама 7-летней девочки и попросила с ней поработать. Предупредила, что ребёнок у неё особенный, с аутизмом. Я тогда слабо представлял, что это за диагноз. С виду обычная девочка, но, когда начинаешь контактировать, понимаешь: что-то не то. Тебя не слышат, не обращают внимания на твои слова, не смотрят в глаза. Как организовать занятия — непонятно,  — вспоминает Константин.

Потребовалось немало времени, чтобы установить с особенной воспитанницей контакт.

 

Сперва нужно было добиться, чтобы девочка начала просто слышать тренера и выполнять его команды. Только потом приступили к спортивным занятиям.

– Начинали с самого простого – упражнений для четырёхлетних. Во главу угла ставили безопасность. Ведь у таких детей есть проблемы с координацией. Все занятия проходили под наблюдением и с активным участием родителей. Сейчас Алесю просто не узнать.

Об успехах Алеси стало известно другим родителям таких же особенных детей. И сегодня в «Дзюдо Прайд» уже восемь особенных групп. В них занимаются дети с аутизмом, ДЦП и синдромом Дауна.

– Конечно, это не тренировки дзюдо в привычном для нас виде. Они направлены в первую очередь на развитие двигательных и социальных навыков у детей. Все наши воспитанники с разной физической и психической подготовкой. Поэтому к каждому нужен индивидуальный подход, рассказывает Полей.

– Трудно?

– Знаете, мы проводим с этими детьми несколько часов в неделю, а их родители с ними круглые сутки. И так всю жизнь, 24/7. Вот им трудно. Но смотришь на них и восхищаешься: столько в этих людях энергии, сил, любви и мужества! объясняет Константин.

Занятия в группах для особенных детей строятся на основе игры.

Вот тренер просит ударить о пол мяч и поймать его, потом пробежать «змейку». Затем надо всем сделать кувырок. А теперь новое упражнение: кувырок в обратную сторону. И для некоторых это уже проблема. Дело в том, что всё новое дети с аутизмом часто воспринимают в штыки. Для них это выход из зоны комфорта и зачастую самый настоящий стресс. Любая нестандартная ситуация может вывести ребёнка из равновесия. Правда, отмечает Константин Полей, на тренировках всё чаще обходится без этого. Дети меняются на глазах.

Мама 8-летней Софии Мария вспоминает, что ещё год назад для её дочери просто прыгнуть с места было проблематично. А сейчас девочка может выполнять несколько действий, причём одновременно.

– Смотрите, и прыгает, и бросает мяч, – не скрывает гордости женщина. – Со спортом в нашей жизни многое поменялось к лучшему. У Софии появился режим, самодисциплина, она стала самостоятельнее и выносливее.

Елена Ананьева тоже водит сына в клуб. Лёша очень подвижный, но, как и у любого ребёнка с его диагнозом, возникают трудности при взаимодействии с социумом.

– Спорт даёт больше уверенности в каждодневной ситуации. А эти ситуации случаются везде. На детских площадках, в магазине. Но в последнее время сын стал более социализированным, пропала замкнутость. Теперь он мне даже помогает с домашними делами. Сегодня, например, вытирал пыль.

Есть ли у этих детей спортивное будущее, покажет время. Некоторые из воспитанников уже достигли неплохих результатов, и тренеры смотрят на них с надеждой. Тем более что история спорта знает случаи, когда спортсмены со сложными диагнозами доказывали, что их возможности не ограничены и добивались спортивного успеха. Например, американец Джейсон МакЭлвейн, который, несмотря на аутизм, стал первоклассным баскетболистом и национальным героем Америки.

Родители гомельских особенных дзюдоистов так далеко пока не заглядывают. Говорят, что самое важное для них не награды и кубки, а то, что их детей заряжают энергией и верой в собственные силы, учат не сдаваться несмотря ни на что.

Автор: Елена Николаева. Фото: Мария Амелина

Читайте также:

Кто и зачем открыл в Гомеле киберспортивный клуб

Предприниматель открыл в Гомеле зал, где учит метать ножи за 5 рублей в час

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...