Вход не воспрещен. В Гомеле дан старт экскурсиям по закулисью

В кинотеатр имени Калинина мы привыкли попадать с парадного входа, делать красивые «инстаграмные» фото в зеркальном зале, а потом есть попкорн и смотреть кино. Но происходит там и другая, скрытая от зрителей жизнь. С утра до позднего вечера работают киноаппаратные, откуда на широкий экран транслируются фильмы, а киномеханики зорко следят, чтобы всё шло по плану. Недавно у гомельских киноманов появилась возможность попасть в святая святых старейшего кинотеатра региона и прогуляться по его закулисью. Вместе с посетителями первой такой экскурсии вошли через тайную дверь и журналисты «Белки».

У служебного входа нас встречает сотрудник предприятия «Гомелькиновидеопрокат» Александр Болсуновский. И сразу – к делу.

– Когда кинотеатр открылся в 1911 году, он сначала назывался Художественным и был частью комплекса гостиницы «Савой». В его стенах проводились театральные постановки и поэтические конкурсы, собрания, дискуссии, митинги. Именно здесь в соревнованиях куплетистов в 1917 году получил первое признание публики тогда ещё молодой и малоизвестный Леонид Утёсов, – приводит первый любопытный исторический факт Болсуновский.

А как-то гомельчане «затроллили» самого Маяковского, задавая ему после выступления неудобные вопросы. Поэтому на гастролях в Тбилиси, когда поэту прислали записку с вопросом «Товарищ Маяковский, кто будет читать ваши стихи после вашей смерти?», он резко ответил: «У вас случайно нет родственников в Гомеле? Узнаю по почерку. Там такой же умник нашёлся».

В 1919 году кинотеатр был переименован в «1-й Советский», в 1923-м получил своё нынешнее название – имени М.Калинина (после того, как в 1919 в его кинозале выступил всесоюзный староста Михаил Калинин).

Поначалу здесь, как и во всем СССР, показывали только чёрно-белые фильмы, на которые гомельчан зазывали объявлениями в местной прессе. Конкуренция была не просто большая – огромная. В начале прошлого века в городе работали более 20 разных кинотеатров, среди которых историки называют электробиограф, «Новый иллюзион» и даже «Интимный синематограф».

Цветное кино в Гомель начали привозить с 1932 года. Известно даже название первого такого фильма – «Сумико». По всей видимости, японского.

Слушая интересные факты из истории кинотеатра, по узкой боковой лестнице поднимаемся на второй этаж, где находится первая киноаппаратная. Она обслуживает сразу два зала – малый и «МиниОн».

Здесь всё по последнему слову техники, хоть интерьер сохранился ещё с советских времён. За пультом управления – киномеханик Антонина Бахышева. Своим аппаратом она может управлять даже с закрытыми глазами при помощи специальной компьютерной программы. А при желании –и удалённо через специальное приложение в телефоне. Говорит, это можно делать даже из дома, сидя на диване.

– Бывают ситуации, когда одному специалисту надо поработать на три зала, тогда такая современная функция очень кстати, – объясняет экскурсовод.

Отправляемся дальше через малый зал, где после ремонта создана более чем интимная обстановка. Яркий свет в принципе не включается, он всегда приглушённый, а наверху есть удобные мягкие диваны. Кто-то из участников экскурсии интересуется:

– Александр, а места для поцелуев тоже видны на ваших видеокамерах?

– Скажу честно, видны. Но очень плохо! Камера расположена возле экрана, так что подробности рассмотреть точно не получится. Поэтому здесь билеты и дороже, – делает важное уточнение Болсуновский.

Для любопытных озвучивает и конкретные суммы – в малом зале двухместный диванчик обойдётся в 26 рублей, а в большом – 20.

– Но раз уж зашёл разговор, раскрою один секрет. У нас в продаже есть подарочные сертификаты за 20 рублей, по которым можно занять вообще любые места в кинотеатре.

В большом зале из эксклюзива – деревянная обналичка 70-х годов на стенах, которую специально не меняли – очень уж хороший звук она создаёт.

Наш путь из этого зала в киноаппаратную лежит через такую маленькую дверь, что приходится сильно наклоняться, чтобы в неё протиснуться. Кто-то из присутствующих даже пошутил про «путь в Нарнию» и про то, что «в 70-е годы, наверное, люди были меньше».

В святая святых второго киномеханика Елены Воробьёвой (да-да, на этих должностях трудятся женщины) тоже непонятные для обычного зрителя прямоугольные аппараты с трубами и кнопками. Всё совсем не так, какой кинорубка представлялась нам в воображении. Но в уголке примостился знакомый агрегат с двумя большими бобинами для плёнки – это передвижной кинопроектор. Когда-то он немало исколесил просторов и весей нашей области. Сейчас на заслуженном отдыхе – уже как музейный экспонат.

Сама Елена Михайловна – просто кладезь бесценной информации по истории гомельского кино. Киномехаником она трудится сорок лет, из них двадцать – в кинотеатре имени Калинина.

– А сколько времени вам нужно было, чтобы склеить плёнку, когда происходил обрыв? Помните же это: экран гаснет, зрители в зале топают и свистят, чтобы кино быстрее включилось. Я такое ещё застал, – интересуются «из зрительного зала».

– Я с закрытыми глазами за 20 секунд перезаряжала плёнку, даже в тот же кадр попадала.

Сейчас всё рабочее оборудование в аппаратной новое, везде «цифра», старое давно демонтировано. Но ещё в конце 90-х использовалась плёнка, и Елена Воробьёва помнит, как многие фильмы приходили только в одном экземпляре. Их приходилось возить из кинотеатра в кинотеатр на сеансы. Порой даже – на общественном транспорте. Метраж одного фильма в среднем 2,5 километра, теперь представьте вес самой бобины.

– Такая ситуация была у меня с «Титаником». Заканчивается сеанс в Калинина, быстренько надо бобину скатать и мчаться в «Мир», потому что по времени сеансы шли с небольшим разрывом.

Елена Михайловна может ещё много чего рассказать, но нам надо идти дальше.

По узким лестницам снова пробираемся из «катакомб» на свет и попадаем в фойе малого зала. Здесь всё со знаком люкс – гранитные столики, уютный камин, царские стулья. В центре интерьера – кинотарелка с подписями известных людей и бутафорский «стоп-кадр». В такой обстановке грех не сделать фото на память для инстаграма.

– На то и расчёт. Чтобы гомельчане не просто приходили в кинотеатр, а могли здесь уютно провести время, и, конечно, делали фото и выкладывали их в соцсети. Сегодня же без этого просто никак, – объясняет Болсуновский.

В кинотеатре Калинина у каждого зала есть своя изюминка. Центральное фойе – зеркальное, сюда на фотосессии даже приходят молодожёны. Очень красиво смотрятся невесты в своих пышных платьях в отражении десятков зеркал.

А на стене, которая сейчас, правда, временно закрыта сценой, с советских времён сохранилось оригинальное мозаичное авторское панно. Такую красоту точно нельзя променять на современный безликий пластик.

Завершаем экскурсию у выхода из большого зала, где при последнем ремонте здания строители открыли аутентичную кирпичную кладку. Тогдашнему руководству кинотеатра пришла в голову идея обрамить кусок стены для истории. И теперь все, кто выходит после сеанса на улицу, могут в буквальном смысле прикоснуться к истории. И сделать ещё одно фото на память. Потому что хороших фото много не бывает. Как и хороших фильмов.

Экскурсии по закулисью кинотеатра планируется сделать регулярными, так что заглянуть за широкий экран сможет любой желающий. А в перспективе что-то похожее хотят проводить в гомельском цирке и театрах. Предложил идею отдел спорта и туризма Гомельского горисполкома.

belkagomel.by. Фото: Мария Амелина

Сейчас читают:

Закулисье. Какие тайны хранит гомельский драмтеатр

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights