В гимназии №51 появился современный и стильный класс, где учащиеся будут бесплатно заниматься по основным STEAM-направлениям и проводить время с пользой.
На базе 51-й уже четыре года проводится республиканский эксперимент по объединению нескольких учебных предметов в единые модули. Тридцать ребят, перешедших в этом году в 5 «Г» класс, занимаются по системе STEAM (по первым буквам английских слов – наука, технология, инженерия, искусство и математика). К новому учебному году для них переоборудовали отдельный класс: закупили мобильную мебель, специальные детские компьютеры, конструкторы для сборки роботов и портативные лаборатории.
Сказать, что STEAM-обучение исчерпывается «объединением предметов в модули», было бы ошибкой: на самом деле это целая система, призванная сформировать у детей объёмное восприятие мира и научить их решать открытые и практические задачи, о которых часто забывает обычная школьная программа.
Например, учащимся предлагают «нарисовать музыку» или смоделировать «съедобную» молекулу воды из конфет и зубочисток, разобраться в причинах мирового мусорного кризиса, научиться округлять цены в магазине и не вестись на рекламные уловки. Но главное – подходить к решению любой проблемы комплексно. Классный руководитель 5-го «Г» Оксана Ткаченко объясняет:
– Природа не понимает, что люди разделили знания о ней на несколько областей и направлений – естественнонаучное, техническое и гуманитарное. Что, допустим, причины появления радуги рассматриваются отдельно на уроках физики, радиус окружности вычисляется на геометрии, а нарисовать её можно только на ИЗО. А что, собственно, кроме наших привычек и стереотипов, мешает подойти к изучению этого природного явления с разных сторон, не дожидаясь следующего урока? Почему, проходя эту тему по уроке «Человек и мир» в начальной школе, нельзя захватить некоторые аспекты физики и химии седьмого класса, если они качественнее, нагляднее объяснят ребёнку, что такое радуга? Сейчас принято жаловаться, что у молодёжи клиповое мышление, из обрывочных картинок. Так вот, STEAM-обучение позволяет уйти от этих картинок к картине мира – единой, упорядоченной и системной.
Программа для STEAM-класса формируется следующим образом. Проанализировав министерские учебные программы по отдельным предметам, методисты определяют общие, перекликающиеся темы в каждой и решают, как их можно рассмотреть в рамках одного модуля, а затем выйти на практические задачи.
Например, ребята из класса Оксаны Ткаченко, проходя цикл «Математика и нефтяная промышленность», научились высчитывать порог рентабельности буровой скважины, определять географию месторождений, изучили историю добычи топлива, её современную технологию и даже побывали на скважине с экскурсией. Основную же программу начальной школы по математике ребята освоили уже в третьем классе.
– Заниматься по STEAM-системе можно и в обыкновенном классе, что мы и делали все четыре года, потому что главное здесь – метапредметный, практикоориентированный и творческий подход, а не техническое оснащение. Но гораздо удобнее, если для таких занятий оборудован специальный кабинет. Например, нам нужна мобильная мебель – так проще объединяться в малые группы для совместной работы над проектами. Также нужны микробиты – портативные одноплатные компьютеры, на которых дети учатся программировать. В четвёртом классе ребёнок уже в состоянии написать алгоритм для устройства автоматического полива растений или регистратора температуры и освещённости класса. Роболаборатории, трассы и платформы, которые достались нам в подарок, – это, по сути, набор юного робототехника. Семь таких наборов полностью закроют наши потребности в части инженерии STEAM-обучения, – перечисляет новшества Оксана Ткаченко.
Несмотря на то что в этом году ребята перешли в среднее звено, с ними продолжит работать их первая учительница. Помимо классного руководства, Оксана Ткаченко будет вести модуль из трёх предметов: «Основы безопасности жизнедеятельности», «Мировая художественная культура» и «Человек и мир».
В планах организовать на базе гимназии методическую платформу для обучения педагогов STEAM-преподаванию, чтобы, когда эти три предмета закончатся, модульный подход можно было применять и дальше – в изучении истории, биологии, химии и других дисциплин средней и старшей школы.
Главными спонсорами нового класса стали родители. Папа одного из учеников, владелец мебельной фирмы, сварил каркасы передвижных парт по себестоимости. С остальной мебелью помогла компания «Полидрев». Ремонтировали кабинет за средства от внебюджетной деятельности гимназии, компьютеры и устройства для моделирования приобрели на деньги республиканского бюджета.
– Я своим родителям ещё в первом класса сказала: «Нравится нам это, не нравится – у нас с вами любовный треугольник: родитель – ребёнок – учитель. Без вас я ничего не смогу». И они меня услышали. За четыре года мы стали одной большой семьёй. Поэтому, когда я узнала, что в новом учебном году мы получим семь комплектов лабораторий, предложила дооборудовать класс за собственные средства. И они первыми меня поддержали. Теперь класс соответствует всем международным стандартам STEAM-обучения, – благодарит родителей Оксана Ткаченко. – Мы с мамами и папами, бабушками и дедушками работали здесь с утра до вечера: белили, мыли, собирали мебель… Так что новый класс – плод наших совместных усилий. А на усилия эти нас, конечно, вдохновили дети и их учебные заслуги.
belkagomel.by. Фото: Мария Амелина
Сейчас читают:
Джинсам категоричное «нет». Как в гимназии Гомеля внедряли дресс-код
В меню школьников Гомеля появится новое блюдо: как картофель фри, но полезнее
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram