«И в кино ходим, и чай вместе пьем»: куратор вуза в Гомеле о работе со студентами

Как найти подход к первокурсни­кам и создать студенческий коллек­тив из замкнутых в себе вчерашних школьников? В целом – какие они, современные воспитанники вузов? Об этом и многом другом по­говорили со старшим преподава­телем кафедры материаловедения и машиностроения Гомельского го­сударственного технического уни­верситета имени П.Сухого и по со­вместительству куратором студен­ческих групп первого и второго кур­сов Наталией Грудиной.

– Наталия Вла­димировна, вы уже пять лет не только учите студентов, но и воспитывае­те их. Скажите, а есть какие-то кри­терии отбора при назначении кура­торов студгрупп?

– Если подходить к воспитательной работе со студентами серьёзно, то это отнимает очень много времени. Надо ведь и в общежитии их посетить, и с ро­дителями контакт поддерживать, и ин­дивидуально с каждым заниматься. Это очень хлопотно. Поэтому речь скорее о том, готовы ли сами преподаватели к дополнительной нагрузке.

Но мне лично внеурочная работа со студентами по душе. Подозреваю, что дело в генах: моя мама воспитатель дет­ского сада, одно время и я им хотела стать. И когда после окончания аспи­рантуры осталась преподавать в род­ном вузе, чего-то всё равно не хватало. Поэтому, когда мне предложили взять под опеку первокурсников, сразу со­гласилась. Теперь точно знаю: воспи­тание невозможно отделить от обуче­ния.

– Это же смешно – водить за руч­ку взрослых людей. Тут вы сами пра­вильно провели аналогию с дет­ским садом.

– И тем не менее это ещё вчерашние школьники, которые привыкли, что их везде опекают: в семье, в саду, в шко­ле. Так что позднее взросление – не их вина. Во время первого знакомства всегда говорю: есть какие-то вопросы, чего-то не понимаете – обращайтесь. Особенно требуют внимания иногородние студенты. Так что главная задача куратора на первом этапе – поддержка и, я бы сказала, со­провождение этих растерянных детей.

– Так всё-таки студенты – это ещё дети? 

– Да, по большей части они дети, хотя и выглядят взрослыми. Особен­но те, кто с головой погружён в вирту­альную реальность. Иногда кажется, что они вовсе не от мира сего. Им со­циализироваться очень трудно, потому что не имеют навыков непосредствен­ного общения. Главная моя за­дача – быстро научить их этому.

Говорю о проблеме обобщённо, хо­тя в жизни всё немножко не так. Не знаю, чем объяснить, но один курс на другой не похож. Отличаются кардинально. Вот сейчас у меня ребята-второкурсники – не нарадуюсь. Друж­ные, в общежитие меня к себе на чай приглашают, лёгкие на подъём, отзы­ваются на любые предложения и сами инициативу проявляют.

Первокурсники пока немножко дру­гие. Вроде и не отказываются ни от чего, но какие-то без огонька, без юно­шеского задора. Многие, увы, пока до сих пор наглухо закрыты, и чтобы клю­чик к ним подобрать, нужно время.

Но как раз первый год обучения – тот самый период, когда студенты втягиваются в общественную жизнь. И главное здесь, на мой взгляд, лич­ный пример. Преподаватели не долж­ны требовать от студентов активности, участия в жизни университета, а сами оставаться в стороне. В нашем вузе ина­че. Взять хотя бы всем известную осен­нюю акцию «Варушынак», когда актив­но провести время под музыку на све­жем воздухе выходят не только студен­ты, но и мы вместе с ними. Или День факультета, во время которого устраи­ваем спортивные соревнования в фор­мате «студенты против преподавате­лей». Вместе играем в волейбол, про­ходим эстафеты и так далее.

– А молодые люди, по-вашему, закрыты в силу характера или про­сто воспитаны индивидуалистами, которым кроме их самих ни до ко­го дела нет?

– Я не психолог, чтобы профессионально рассуждать о таких вещах. Я только констатирую: выросло поко­ление, которое не особо нуждается в живом общении. Возможно, это роди­тельское упущение. Да, многим удобно занять ребёнка игрой в интернете, чтоб не отвлекал от дел. Он к этому привы­кает, и ему дружба не нужна. Иногда получается с такими людьми контакт найти, иногда нет. Но к коллективизму стараемся их приучать.

Например, наше знакомство начина­ется с неформального общения в сте­нах общежития. Собираемся где-то в середине сентября на своеобразном творческом вечере, где каждая группа представляет свой песенный или тан­цевальный номер. Обычно получается очень душевно.

Ходим в кино, театры, ледовый дво­рец, чтобы покататься на коньках. Вот недавно были у коллег в Белорусском торгово-экономическом университе­те потребительской кооперации на литературно-музыкальном спектакле, посвящённом творчеству Марины Цветаевой.

– Все эти дни первокурсника и совместные походы в театр – раз­влечение. А я убеждён, что людей объединяет труд. Взять хотя бы осен­ние сельхозработы, куда в мою быт­ность первокурсники уезжали на це­лый месяц. Причём не в пригород – утром туда, а вечером обрат­но, а в отдалён­ные районы, жили в деревенских семьях или школах, работали в по­ле. Лучшего средства для сплоче­ния коллектива не придумать. Это и польза обществу, и воспитание, и развлечение.

– Я в принципе не против отправки студентов на сельхозработы. Главное, чтобы делом при этом занимались, а не слонялись по деревне неприкаянные. Потому что колхозы с раз­личной долей ответственности к это­му делу подходят, и не всякий КСУП студенческой помощи рад будет. Особенно если это однодневные выез­ды.

Мы с вами в других условиях росли, когда коллективизм культивировался на всех уровнях. Потому и за честь кур­са, факультета и университет выступать были готовы где угодно. Пе­реживали, старались лицом в грязь не ударить. Да и принцип соревнователь­ности был везде  – от уборки карто­феля до творческих конкурсов.

Современные студенты не против поработать, но хотят получить за это материальное вознаграждение или дру­гие бонусы. Поэтому охотнее идут в студотряды БРСМ, который организу­ет полноценную занятость с за­работной платой. Минувшим летом ре­бята на минском «Атланте» трудились, недавно оттуда другой отряд вернул­ся. Сейчас, насколько я знаю, ещё один формируется. Другая группа студентов на заводе литья и нормалей трудится. И это отлично, если молодые люди учат­ся работать и зарабатывать.

А что касается коллективного труда, так и здесь есть свои форматы, которые студентам больше по душе, нежели вы­езды в колхозы. Даже самые принципи­альные не отрываются от коллектива и принимают участие в районных, город­ских и республиканских субботниках. Это уже тоже традиция.

И именно в такой совместной работе, подготовке к творческим конкурсам, от­дыхе не отвлечённый патриотизм куль­тивируется, а гордость за свой факуль­тет, вуз, район. И, в итоге, за всю страну.

– Вот вы вроде строго о молодё­жи говорите, а по тону чувствуется – любите их.

– Да замечательная у нас молодёжь, просто немного другая, не такая, как были в своё время мы. Поэтому и ме­тоды работы, и подходы нужно искать свои, современные. Если их правиль­но организовать, всё получится. Лич­но я к своим студентам отношусь как к собственным детям. А потому не счи­таю себя строгим воспитателем, скорее – мамой, которая любит дисциплину.

Автор: Александр Евсеенко. Фото: Мария Амелина и из личного архива Наталии Грудиной

Сейчас читают:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights