Как найти подход к первокурсникам и создать студенческий коллектив из замкнутых в себе вчерашних школьников? В целом – какие они, современные воспитанники вузов? Об этом и многом другом поговорили со старшим преподавателем кафедры материаловедения и машиностроения Гомельского государственного технического университета имени П.Сухого и по совместительству куратором студенческих групп первого и второго курсов Наталией Грудиной.
– Наталия Владимировна, вы уже пять лет не только учите студентов, но и воспитываете их. Скажите, а есть какие-то критерии отбора при назначении кураторов студгрупп?
– Если подходить к воспитательной работе со студентами серьёзно, то это отнимает очень много времени. Надо ведь и в общежитии их посетить, и с родителями контакт поддерживать, и индивидуально с каждым заниматься. Это очень хлопотно. Поэтому речь скорее о том, готовы ли сами преподаватели к дополнительной нагрузке.
Но мне лично внеурочная работа со студентами по душе. Подозреваю, что дело в генах: моя мама воспитатель детского сада, одно время и я им хотела стать. И когда после окончания аспирантуры осталась преподавать в родном вузе, чего-то всё равно не хватало. Поэтому, когда мне предложили взять под опеку первокурсников, сразу согласилась. Теперь точно знаю: воспитание невозможно отделить от обучения.
– Это же смешно – водить за ручку взрослых людей. Тут вы сами правильно провели аналогию с детским садом.
– И тем не менее это ещё вчерашние школьники, которые привыкли, что их везде опекают: в семье, в саду, в школе. Так что позднее взросление – не их вина. Во время первого знакомства всегда говорю: есть какие-то вопросы, чего-то не понимаете – обращайтесь. Особенно требуют внимания иногородние студенты. Так что главная задача куратора на первом этапе – поддержка и, я бы сказала, сопровождение этих растерянных детей.
– Так всё-таки студенты – это ещё дети?
– Да, по большей части они дети, хотя и выглядят взрослыми. Особенно те, кто с головой погружён в виртуальную реальность. Иногда кажется, что они вовсе не от мира сего. Им социализироваться очень трудно, потому что не имеют навыков непосредственного общения. Главная моя задача – быстро научить их этому.
Говорю о проблеме обобщённо, хотя в жизни всё немножко не так. Не знаю, чем объяснить, но один курс на другой не похож. Отличаются кардинально. Вот сейчас у меня ребята-второкурсники – не нарадуюсь. Дружные, в общежитие меня к себе на чай приглашают, лёгкие на подъём, отзываются на любые предложения и сами инициативу проявляют.
Первокурсники пока немножко другие. Вроде и не отказываются ни от чего, но какие-то без огонька, без юношеского задора. Многие, увы, пока до сих пор наглухо закрыты, и чтобы ключик к ним подобрать, нужно время.
Но как раз первый год обучения – тот самый период, когда студенты втягиваются в общественную жизнь. И главное здесь, на мой взгляд, личный пример. Преподаватели не должны требовать от студентов активности, участия в жизни университета, а сами оставаться в стороне. В нашем вузе иначе. Взять хотя бы всем известную осеннюю акцию «Варушынак», когда активно провести время под музыку на свежем воздухе выходят не только студенты, но и мы вместе с ними. Или День факультета, во время которого устраиваем спортивные соревнования в формате «студенты против преподавателей». Вместе играем в волейбол, проходим эстафеты и так далее.
– А молодые люди, по-вашему, закрыты в силу характера или просто воспитаны индивидуалистами, которым кроме их самих ни до кого дела нет?
– Я не психолог, чтобы профессионально рассуждать о таких вещах. Я только констатирую: выросло поколение, которое не особо нуждается в живом общении. Возможно, это родительское упущение. Да, многим удобно занять ребёнка игрой в интернете, чтоб не отвлекал от дел. Он к этому привыкает, и ему дружба не нужна. Иногда получается с такими людьми контакт найти, иногда нет. Но к коллективизму стараемся их приучать.
Например, наше знакомство начинается с неформального общения в стенах общежития. Собираемся где-то в середине сентября на своеобразном творческом вечере, где каждая группа представляет свой песенный или танцевальный номер. Обычно получается очень душевно.
Ходим в кино, театры, ледовый дворец, чтобы покататься на коньках. Вот недавно были у коллег в Белорусском торгово-экономическом университете потребительской кооперации на литературно-музыкальном спектакле, посвящённом творчеству Марины Цветаевой.
– Все эти дни первокурсника и совместные походы в театр – развлечение. А я убеждён, что людей объединяет труд. Взять хотя бы осенние сельхозработы, куда в мою бытность первокурсники уезжали на целый месяц. Причём не в пригород – утром туда, а вечером обратно, а в отдалённые районы, жили в деревенских семьях или школах, работали в поле. Лучшего средства для сплочения коллектива не придумать. Это и польза обществу, и воспитание, и развлечение.
– Я в принципе не против отправки студентов на сельхозработы. Главное, чтобы делом при этом занимались, а не слонялись по деревне неприкаянные. Потому что колхозы с различной долей ответственности к этому делу подходят, и не всякий КСУП студенческой помощи рад будет. Особенно если это однодневные выезды.
Мы с вами в других условиях росли, когда коллективизм культивировался на всех уровнях. Потому и за честь курса, факультета и университет выступать были готовы где угодно. Переживали, старались лицом в грязь не ударить. Да и принцип соревновательности был везде – от уборки картофеля до творческих конкурсов.
Современные студенты не против поработать, но хотят получить за это материальное вознаграждение или другие бонусы. Поэтому охотнее идут в студотряды БРСМ, который организует полноценную занятость с заработной платой. Минувшим летом ребята на минском «Атланте» трудились, недавно оттуда другой отряд вернулся. Сейчас, насколько я знаю, ещё один формируется. Другая группа студентов на заводе литья и нормалей трудится. И это отлично, если молодые люди учатся работать и зарабатывать.
А что касается коллективного труда, так и здесь есть свои форматы, которые студентам больше по душе, нежели выезды в колхозы. Даже самые принципиальные не отрываются от коллектива и принимают участие в районных, городских и республиканских субботниках. Это уже тоже традиция.
И именно в такой совместной работе, подготовке к творческим конкурсам, отдыхе не отвлечённый патриотизм культивируется, а гордость за свой факультет, вуз, район. И, в итоге, за всю страну.
– Вот вы вроде строго о молодёжи говорите, а по тону чувствуется – любите их.
– Да замечательная у нас молодёжь, просто немного другая, не такая, как были в своё время мы. Поэтому и методы работы, и подходы нужно искать свои, современные. Если их правильно организовать, всё получится. Лично я к своим студентам отношусь как к собственным детям. А потому не считаю себя строгим воспитателем, скорее – мамой, которая любит дисциплину.
Автор: Александр Евсеенко. Фото: Мария Амелина и из личного архива Наталии Грудиной
Сейчас читают:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram