Логопед из Гомеля о том, как научить ребенка говорить

Учитель-дефектолог Гомельской центральной городской детской поликлиники Эвелина Лукашенко работает с детьми больше 30-ти лет. Свою профессию называет делом жизни. Говорит, что мечтала о ней со школьной скамьи. Оно и понятно: будущий специалист росла в семье педагогов. За плечами логопеда – гомельский филфак и педуниверситет имени Танка. А ещё тысячи занятий с маленькими пациентами и сотни благодарных отзывов родителей.

Идут сплошным потоком

Чаще всего корректировать речь и работать над постановкой звука к специалисту приводят дошколят 5-6-ти лет. За день через кабинет логопеда проходят около десяти малышей. Как правило, длительность занятий зависит от сложности речевого дефекта.

– Дети приходят разные. Одних на первичную консультацию приводят сами обеспокоенные родители, других к дефектологу направляет педиатр, если его в речи малыша что-то настораживает. Сплошным потоком детей ведут и перед зачислением в первый класс. Кстати, к шести годам ребёнок должен свободно называть дни недели, восемь основных цветов и их оттенки, знать геометрические фигуры, подбирать антонимы и несложную рифму к словам, составлять предложения из трёх заданных слов, – обращает внимание собеседница.

По словам специалиста, на первой встрече важно установить с малышом доверительный контакт. Ведь маленькие пациенты часто боятся людей в белых халатах. Эвелина Лукашенко вспоминает, как однажды отец привёл к ней свою маленькую дочь. Девочка была вся в слезах и очень боялась идти к логопеду. Как только малышка переступила порог кабинета, дефектолог воскликнула: «Ух-ты, какое у тебя красивое платьице!» Комплимент сработал: ребёнок утёр слёзы и улыбнулся. Страх как рукой сняло.

Как развивается речь у малыша?

Сначала у карапуза появляется крик, который может иметь разную тональность, рассказывает логопед. С помощью него малыш сигнализирует маме: «Что-то не в порядке. Приди, спаси, помоги!»

– Бытует мнение, что к ребёнку можно и не бежать по первому зову. Руководствуясь этим, молодая мама допускает ошибку. Карапузу важно чувствовать безопасность, которая формируется на тактильном уровне. Малыша нужно гладить, брать на руки, – даёт советы специалист.

В 2 месяца к детскому крику добавляется гуление. На этом этапе следует показывать ребёнку различные артикуляции. Иначе говоря, знакомить со звуками, гримасничать, протяжно пропевать гласные «а-а-а-а» или «у-у-у-у».

В 4 месяца у малыша появляется лепет. В этом возрасте дефектолог рекомендует повторять ребёнку одинаковые слоги с губными согласными. Например, «ма-ма-ма» или «ба-ба-ба».

К 10-ти месяцам или к году, как только малыш перестаёт ползать, карапуз начинает знакомиться с предметами. В этот период логопед советует использовать в речи звукоподражание. Например, мычать и протяжно приговаривать: «Коровка – му-у-у-му, свинка – хрю-ю-хрю». И дальше по аналогии. В это же время детский лепет переходит в первые слова.

Срочно на приём

Визит к учителю-дефектологу обязателен, если в 2,5 года малыш так и не произнёс ни единого слова, обращает внимание Эвелина Лукашенко:

– Очень важно работать не только с ребёнком, но и его родителями. Результат, достигнутый в кабинете логопеда, обязательно закрепляют дома, в семье.

Если карапуз не начал говорить, мама должна выстраивать с ним особый речевой контакт в быту. Важно медленно и протяжно проговаривать слова. Лучше всего – во время действия или игры, советует дефектолог. Например, нарезая хлеб, можно произносить: «Ре-е-е-жу-у-у, ре-е-е-жу-у-у». Или, взяв плюшевую игрушку, приговаривать: «Ми-и-и-ша, ми-и-и-ша». А потом обратиться к ребёнку с вопросом: «Кто это?» И ответить за него: «Это ми-и-ша, ми-и-и-ша». То же самое по аналогии применимо к предметам или животным: «Кто делает гав? Соба-а-а-ка, соба-а-а-ка».

– Предложения, которые произносит мама, должны состоять не более чем из трёх слов. А между репликами нужно выдерживать паузу, – даёт рекомендации логопед. – Всё дело в том, что малыш-молчун не воспринимает многословный поток речи.

Классика жанра – не выговаривает «л» и «р». Что делать?

Любая постановка звука начинается с артикуляционной гимнастики, вводит в курс дела Эвелина Лукашенко. Это специальные упражнения, которые укрепляют мышцы и развивают подвижность органов речи – языка, губ, мягкого нёба и других. Самые простые приёмы – направлять язык вправо-влево, вверх-вниз, вперёд-назад, растягивать губы со звуком «и», а также складывать их трубочкой со звуком «у». Всё это формирует у ребёнка способность правильно произносить слова.

В идеале в 4,5 года малыш должен без труда произносить звук «л», говорит логопед.  В пять лет появляются шипящие – «ш», «ж». Ещё через полгода ребёнок овладевает звуком «р».

– При постановке звука «л» прошу малыша поднять язычок к верхним зубкам, – рассказывает дефектолог. – Затем говорю надавить на них языком – один раз, другой, третий. Упражнение делаем вместе: я показываю, а ребёнок повторяет. Со звуком «р» немножко сложнее. Язык нужно поднять кверху, при этом рот должен быть широко открыт. Стараемся произнести звук «д» на английский манер. Вначале медленно, затем ускоряя темп. Для постановки звука «р» также используют специальную палочку – логопедический зонд. Инструмент вводят под язык и быстрыми движениями вызывают его колебания, вибрацию.

Отдельно специалист останавливается на перестановке слогов в словах. Например, вместо «нравится» малыш произносит «рнавится». Чаще всего это указывает на нарушение фонематического слуха. Убрать дефект поможет протяжное пропевание слова по слогам – «нра-а-а-в-и-и-тся».

Как развить мелкую моторику?

Уровень речи ребёнка находится в прямой зависимости от развития кистей и пальцев рук, подчёркивает Эвелина Лукашенко:

– Указательный палец малыша, отведённый в сторону, – первый жест разума. Это значит, что карапуз начинает выделять объекты из окружающего мира. В целом развитие движения пальцев подготавливает почву для формирования речи.

Уже с грудного возраста специалист рекомендует массировать ребёнку пальчики. Чуть позже можно использовать нехитрую гимнастику. Например, играть с карапузом в ладушки. Ещё одно упражнение – соединение каждого пальчика с большим.

Мелкую моторику также развивают лепка, вырезание ножницами, нанизывание бусинок, складывание мозаики.

– Хороший приём – попросить ребёнка разложить горох и фасоль по баночкам, – советует дефектолог. – Важно, чтобы у малыша были задействованы сразу обе руки.

Говорим чисто

Развить речь у маленьких пациентов помогают логопедические чистоговорки, обращает внимание Эвелина Лукашенко. Это специальные упражнения для отработки конкретного звука. Например:

СА-СА-СА-у Сони коса.
СЫ-СЫ-СЫ-у папы усы.
СО-СО-СО-у меня колесо.
СУ-СУ-СУ-гуляю в лесу.

Как правило, чистоговорки произносят протяжно и нараспев. Чаще всего их используют на последних занятиях – для закрепления результата.

И всё-таки ничто не заменит пересказ прочитанного и заучивание стихотворений, уверена дефектолог. Специалист рекомендует брать на вооружение классических детских авторов – Маршака, Михалкова, Чуковского, Барто.

– Меня удивляет, когда на приём приводят ребёнка, который «выдаёт» мне стих, выученный полгода назад. Это никуда не годится. Логопед не волшебник, и с малышом в первую очередь должны заниматься родители. Пусть ребёнок учит небольшие стихи. Зато каждый раз – новые.

Автор: Карина Тимофеева. Фото: Мария Амелина

Сейчас читают:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights