С машинистом локомотива Дмитрием Шугалеевым встречаемся в локомотивном депо Гомель во время экипировки электровоза к рейсу на Минск. Сегодня он поведёт пассажирский поезд с отдыхающими из Анапы. Экипировкой локомотива занимаются специальные работники, но Дмитрий всегда лично контролирует соблюдение всех регламентов. Отвлекаясь, признаётся, что на железную дорогу попал волей судьбы, и это дело так затянуло, что уже сегодня он не представляет себя в другой профессии.
— Друг детства поступил на подготовительные курсы в техникум железнодорожного транспорта и уговорил составить ему компанию. Увлечённый железной дорогой, он много рассказывал о профессии. Я поддался уговорам. Получилось так, что друг не прошёл по состоянию здоровья, а я выучился. Окончил техникум, устроился на работу в депо и параллельно заочно учился в университете транспорта на инженера-механика, — рассказывает Дмитрий о своём пути в профессию.
О строгости медицинской комиссии на железной дороге слагают легенды. Так ли это, спрашиваем у машиниста.
— На самом деле нет, преувеличивают. Требования серьёзные, ведь на плечах машиниста лежит огромная ответственность. Но если нет серьёзных хронических заболеваний, проблем со зрением, а сам железнодорожник ведёт здоровый образ жизни, то он стопроцентно получит заключение о годности к работе, — заверяет Дмитрий.
Первые два года в локомотивном депо Дмитрий Шугалеев осваивал техническую часть — работал слесарем по ремонту подвижного состава. А поднаторев в устройстве локомотива, перевёлся на должность помощника машиниста. Впитывал опыт старших коллег уже непосредственно в поездках. Ещё через пять лет получил право самостоятельного управления поездами.
— Система подготовки у нас многоступенчатая. Когда только становишься машинистом, тебе в бригаду назначают более опытного помощника машиниста. Процесс адаптации происходит постепенно. Со временем в депо формируют постоянные бригады из машиниста и помощника, которые должны с полуслова понимать действия друга, а в случае возникновения чрезвычайных ситуаций не тратить драгоценные секунды на выяснение отношений. Обязательно проводятся тесты на психологическую совместимость характеров членов одной бригады.
Поначалу Дмитрий Шугалеев работал в грузовом движении, сейчас — в пассажирском. Освоил все виды локомотивов, может выйти в рейс и на тепловозе, и на электровозе. Участки до Минска, Орши через Могилёв и до Калинкович выучил как 3D-карту со всеми их подъёмами и спусками, слепыми кривыми. В каждом виде движения, говорит, свои нюансы:
— Грузовой поезд тяжёлый по своей массе, в составе много вагонов, нужно ориентироваться в приёмочной способности станций. При вождении пассажирских поездов важно соблюдать напряжённый график, не допускать отклонений. Где легче работать — этого вам никто не скажет.
Несколько лет назад приказом начальника БЖД Дмитрий Шугалеев был награждён нагрудным знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км». Стремится к миллионному рубежу, до которого при нынешнем режиме работы осталось несколько лет.
А на вопрос, как держать себя в руках в самое «сонное» время, машинист отвечает так:
— Мне наш режим работы нравится даже больше, чем пятидневная рабочая неделя с 9 до 18 часов. В дорогу машинист должен выходить хорошо отдохнувшим, ведь от этого зависит концентрация его внимания в пути. Когда у меня были маленькие дети, я даже специально уходил к родителям, чтобы полноценно выспаться. Жена к этому относилась с полным пониманием. Сейчас дети выросли, не тревожат папу при подготовке к поездке.
Часто журналисты используют такой штамп, как романтика стальных магистралей. Наш герой подтверждает: место романтике в работе есть: «На своём рабочем месте я вижу такие великолепные закаты и рассветы, которые большинству жителей больших городов просто недоступны».
belkagomel.by. Фото: Вячеслав Коломиец
Сейчас читают:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram