«Вы что, гадалка? Откуда про меня знаете?» Школьный психолог в Гомеле о своей работе

Важность и значимость школьных психологов многие недооценивают. Часто родители не подозревают, какой помощник и друг для их семьи работает в школе. С его помощью подростки выбирают будущую профессию, учатся адекватно оценивать свои возможности, не делать трагедии из промахов и неудач, доброжелательно относиться к себе и другим. Это если вкратце. Чтобы лучше понять круг обязанностей школьного психолога, мы записали большое интервью с опытным специалистом Еленой Хименковой. В профессии она уже 32 года и за это время помогла сотням родителей наладить контакт с детьми.

 ВЫ ЕГО МОГЛИ НЕ ВИДЕТЬ, НО ОН ЕСТЬ

 – Работа школьного психолога часто не видна, но именно мы – те специалисты, которые помогают сделать внутришкольную жизнь устойчивой и безопасной. Буллинг, недоразумения со сверстниками, родителями, учителями и просто нежелание ребенка идти в школу – эти и многие другие проблемы помогает решать именно школьный психолог. Человек, который разговаривает с учеником на одном языке, понимает его эмоциональное и психологическое состояние.

Если назвать основную проблему современных детей – это чувство одиночества из-за отсутствия живого общения. Нередко они приходят в мой кабинет, чтобы поговорить или просто порисовать в моей компании.

Работают школьные психологи не только с детьми, но и с родителями, а иногда и с педагогами, помогая им находить решения сложных вопросов в общении с учениками. Главный же фокус нашего внимания – подростки в процессе взросления.

И что сегодня больше всего беспокоит подростков?

 – Их очень волнует будущее, поэтому тема профориентации на первом месте. Старшеклассникам нравится проходить различные тесты, диагностики, которые указывают на их сильные стороны. Получая результаты, они становятся более уверенными в выборе будущей профессии. Бывают случаи, когда я озвучиваю те или иные факты по итогам тестирования, а они спрашивают: «Вы что, гадалка? Откуда про меня знаете?».

На втором месте – вопрос взаимоотношений с родителями. Дети очень нуждаются в поддержке и эмоциональном контакте с отцом и матерью. Но, к сожалению, не все родители это понимают. Нередко они откупаются от ребенка, приобретая гаджеты и другие вещи. А ребятам нужно общение в период становления. Вот почему я не устаю повторять: разговаривайте со своими детьми, делитесь опытом, слушайте их рассказы и переживания.

И на третьем месте – общение со сверстниками, формирование уверенности в себе и повышение своего статуса в коллективе, первая любовь. Юношам и девушкам хочется быть популярными, чтобы с ними хотели дружить и общаться сверстники. И это не удивительно, ведь реализация личности подростка происходит как раз в процессе межличностного общения.

Как находите общий язык с современными детьми и подростками?

 – В общении с учениками нужно быть терпеливым. Научиться слушать без осуждения взрослеющего ребенка и не навязывать ему свое авторитетное мнение с высоты жизненного опыта. Я стараюсь быть теплой и понимающей и ни в коем случае не осуждаю. Подростки быстро перестают доверять, если предчувствуют, что их будут критиковать.

Единственно правильная реакция на откровенность ребенка — это принятие и поддержка.

Всегда стараюсь быть в позитивном настроении, улыбаться – это тоже способствует налаживанию контакта. Им не страшно ко мне подходить, советоваться или делиться своими тревогами и проблемами. Я работаю в школе уже более 30 лет и многих учеников стараюсь запоминать по именам – это всегда ценится в общении.

ПАПЕ ИЛИ МАМЕ РАССКАЗАТЬ О ПРОБЛЕМЕ?

Обращаются ли к вам за помощью или советами родители учеников?

– Да, и обычно это происходит, когда у ребенка снижается успеваемость или страдает поведение. Реже взрослых беспокоит эмоциональное состояние ребенка, повышенная тревожность. А ведь все это взаимосвязано, и ребенок не изменит свое поведение по щелчку пальцев, на это нужно время и совместная работа с участием родителей. В одиночку психолог не справится.

Нередки случаи, когда родители просят помочь переубедить их дочь или сына поступать в определенный вуз. В таких ситуациях объясняю, что ребенок сам должен сделать выбор будущей профессии, а не реализовывать амбиции взрослых. Они должны уважать выбор своего ребенка. Не переубеждать его, а постараться услышать.

Как быть, если после общения с подростком вы видите, что ситуация требует привлечения родителей?

– Если я вижу, что мы сами в состоянии разобраться в сложившейся ситуации, то ничего не говорю ни родителям, ни учителям. Убеждаю ребенка, что нужно попробовать самому рассказать своим близким, что у него есть проблема. Но бывают ситуации, когда нужно привлечь родственников или других специалистов. Тогда объясняю ребенку, по какой причине мы должны рассказать о проблеме третьим лицам. Это касается случаев высокой тревожности, агрессии, сильного психологического напряжения, страхов, буллинга, насилия. Иногда случается, что я прошу разрешения, например, поговорить с мамой, но ребенок разрешает привлечь к общению только папу. Или наоборот. В таких ситуациях я всегда прислушиваюсь к детям. Они живут в семье и сами понимают, с кем быстрее найти общий язык.

Поделитесь случаем из практики, который вам запомнился?

 – Была ситуация, когда ко мне в кабинет пришла ученица и попросила со мной посидеть, что-то порисовать – ей просто хотелось побыть рядом с кем-то взрослым. При этом она всегда интересовалась, не мешает ли это мне. Через какое-то время она начала открываться, рассказывать о своих тревогах и переживаниях, которые касались семьи и общения с одноклассниками. Так мы общались пару лет – она нашла в моем лице поддержку.

Я стараюсь открыто вести себя с учениками, иногда даже даю свои личные контакты, если вижу, что это необходимо. Говорю, что мне можно позвонить в критических ситуациях. Как-то я ушла в отпуск, и у девочки произошел эмоциональный срыв: она писала и звонила мне даже ночью. В тот момент меня не было в городе, но я срочно связалась с мамой, объяснила, что ребенку нужна помощь. Подсказала, к кому обратиться. В итоге подросток с мамой пришли на прием к психиатру, девочке назначили успокоительное, и ее психологическое состояние наладилось.

Позже ученица мне с радостью рассказывала, что мама наконец-то отложила все свои дела и обратила на нее внимание, занялась проблемами девочки. Вот почему я не устаю повторять, что дети очень нуждаются в общении и поддержке родителей. А взрослым не стоит этим пренебрегать.

ПСИХОЛОГ И ПСИХИАТР НЕ ОДНО И ТО ЖЕ

Приходилось ли вам сталкиваться в своей практике с мифами о школьных психологах?

 – Да, хватает еще родителей, который считают, что за психологической помощью обращаются только ненормальные люди. Некоторые боятся, что психолог назначит какие-то таблетки, поставит диагноз, направит в больницу, хотя школьный психолог этого никогда не сделает. Он не психиатр (специалист по личностным расстройствам) и не психотерапевт (психолог с образованием в области психотерапии).

К сожалению, многие путаются в этих понятиях, поэтому всегда говорю своим младшим коллегам, наша задача – работать над просвещением родителей. Выступать на общешкольных и классных родительских собрания, рассказывать, чем мы можем помочь ребенку, как можем облегчить воспитательный процесс для родителей.

 Но если вы понимаете, что ребенку необходима помощь врачей, как об этом говорите родителям?

 – Максимально тактично, без навешивания ярлыков. Никогда не скажу, что ребенок интеллектуально не развит, несносен, мешает классу и так далее. Упор делаю на проблеме, объясняю последствия такого состояния, если вовремя не обратиться к психиатру или психотерапевту

Многие родители полагают, что при наличии диагноза ребенок не сможет учиться в общей школе, в будущем его ждут ограничения в выборе профессии, запрет на получение водительских прав. Это не так. Для подавляющего большинства психических отклонений подобных ограничений давно не существует, в то время как несвоевременное оказание специализированной помощи может обернуться для ребенка самыми тяжелыми последствиями.

А были в вашей практике случаи, когда родители запрещали своему ребенку общаться со школьным психологом?

 – Да, но в последнее время их стало меньше. Связываю это с тем, что сейчас очень много информации о психологическом здоровье, роли школьных психологов, так что многие сомнения рассеваются еще до встречи с нами. Тем не менее есть люди, которые боятся и отрицают важность этой сферы.

Например, в нашей школе был ученик, чьи родители запретили общение с психологом: он не проходил никаких тестов, диагностик, анкет. А в 11-м классе сам обратился ко мне и попросил дать ему тесты на профориентацию и изучение своей личности. В итоге сказал: «Почему я не делал этого раньше?! Так же намного проще понимать себя, делать правильный выбор. Нужно рассказать родителям о том, что решение не обращаться к психологу – в корне неверное».

ЕСЛИ НЕ ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ, ТО КТО?

В школах Беларуси есть факультатив «Моё психологическое благополучие и помощь сверстникам в кризисной ситуации». Насколько важны подобные занятия для подростков?

– Очень важны, поскольку подростковый возраст – уникальный, определяющий период формирования личности. В прошлом году в нашей, 12-й, школе такой факультатив уже проводился среди учеников 8-х классов. Ребятам очень понравилось изучать себя, узнавать техники, которые помогают справляться с тревожностью и стрессом. Но больше всего их заинтересовало, как можно помогать другим. Это легко объясняется – не только в подростковом, а в любом возрасте человеку важно ощущать чувство собственной значимости и быть полезным другим людям.

На факультативе поднимается много важных тем. Дети учатся ставить цели в жизни и с наименьшими эмоциональными потерями достигать их. Мы говорим о личностном росте, о коммуникативных навыках, о том, как налаживать контакт с родителями и сверстниками.

Кроме школьного психолога и таких факультативов, где еще подростки могут получить бесплатную психологическую помощь?

– На онлайн-платформе talk2ok.by, которую запустили эксперты Республиканского центра психологической помощи БГПУ вместе с ЮНИСЕФ в Беларуси. Онлайн-консультации проводятся в комфортном для современных подростков формате аудио- и видеочатов. Также на платформе работают равные консультанты, если ребенок хочет обсудить свою проблему со сверстником.

Кроме того, в Беларуси работают бесплатные телефоны доверия, куда можно позвонить в кризисной ситуации:

  • 8-801-100-16-11 (круглосуточно)
  • 8-017-300-2321 (по будням с 9 до 18).
belkagomel.by. Фото: Мария Амелина

Сейчас читают:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights