В чёрных кожанках и дерзких бейсболках на сцену одномоментно выбегают более ста артистов. Самому младшему – 6 лет, старшему – около 50. Линия, волна, пирамида – за секунды танцоры несколько раз меняют рисунки, демонстрируя невероятную синхронность… Наблюдать за выступлениями народной студии «Флай» – всегда одно удовольствие. И сложно поверить, что коллектив с двадцатилетней историей и именем начинал с обычного школьного кружка. Сегодня гость редакции – руководитель «Флай» Ольга Филипенко. Почитайте её историю, как благодаря детской мечте в Гомеле появилась большая танцевальная семья.
Первая победа как вдохновние
После выпуска из музыкально-педагогического колледжа имени Л.Выготского Ольга устроилась на работу в 43-ю школу Гомеля. Ей поручили вести уроки в начальных классах и руководить танцевальным кружком. Зарплата, коллектив, работа по специальности – всё складывалось сносно. Только Ольге чего-то не хватало. Будни состояли из занятий с малышами в тренировочном зале, а молодая учительница хотела сама танцевать на сцене.
– В школьные годы я занималась танцами в ДШИ №3, там получила первый сценический опыт. Быть артистом мне нравилось безумно. На выступлениях перед зрителем возникало какое-то особенное ощущение, за которым хотелось возвращаться на сцену снова и снова, – незаметно для себя перешла на воодушевлённый тон Ольга.
Скоро такая возможность представилась. Завучи положили на стол педагога положение об областном танцевальном конкурсе. Та собрала старшеклассниц, отрепетировала с ними номер, пошила модные в то время костюмы из парчи. Четыре ученицы и 19-летняя Ольга станцевали в номинации «Эстрада» и получили призовой диплом. Коллектив хорошо бы развивать, рассудила Ольга. В заметках пометила дежурное название для него – «Флай» (в переводе с английского – летать).
После отработанного распределения девушка перешла в 61-ю школу, где в штат требовался хореограф. Школа была с эстетическим уклоном, поэтому уроки танцев стояли в расписании наряду с математикой, литературой и другими предметами до 9 класса. Ольга взяла в оборот подростков. Очень быстро во «Флай» появилось несколько составов.
– Мы работали в эстрадном направлении. По сути, наши постановки были миксом самых разных современных стилей: хип-хопа, джаз-фанка, контемпорари, модерна, латины. С самого начала я не устраивала никаких кастингов, а учила танцевать всех, кто проявил желание. Но я серьёзно относилась к дисциплине – нельзя опаздывать, приходить без формы и лениться на тренировках – поэтому часть учеников отсеивалась сама собой. Им просто не подходили такие правила, – поделилась внутренней кухней Ольга.
Педагог придерживалась стратегии «чем больше выступлений, тем лучше». В итоге дети опробовали и большие, и маленькие сцены в городе.
– Во-первых, так приучила учеников отдаваться на все сто для любого зрителя. Не важно, танцуете вы в актовом зале для 30 сотрудников предприятия или в центре культуры перед тысячей человек – выступление должно дарить эмоцию. Второй бонус – название «Флай» стало на слуху.
Переезд в гимназию №51
– Уроки хореографии в 61-й вывели из основного расписания, а в формате факультатива занятий стало меньше. Этого было недостаточно ни для моего развития, ни для развития коллектива, – объяснила обстоятельства Ольга. В поисках нового зала она обошла несколько школ Советского района, замыкала список гимназия №51.
– Директор Александр Павлович Пахучий тогда готовился к приёмке школы и встретил меня на крыльце. Мы уже были знакомы, о «Флай» он тоже имел представление, поэтому сразу предложил работу. Я его предупредила, что мне понадобится много пространства и времени в расписании. «Не вопрос», – ответил он. Так началось наше сотрудничество, которым я очень дорожу все эти годы, – говорит Ольга.
Так более десяти лет назад в 51-й появилась танцевальная студия для всех желающих. Заниматься во «Флай» продолжили многие школьники из 61-й, к ним прибавились гимназисты. Также открылись новые группы: для малышей от 6 лет и взрослых, которые хотели научиться танцевать с нуля. Количество танцоров в команде близилось к сотне.
– Группа «мамочек» меня очень вдохновляла. Эти девушки приходили в зал не ради дипломов и побед, а за удовольствием. С ними я чувствовала себя на одной волне и очень заряжалась на занятиях энергией. Потом, конечно, было куда её потратить – на малышей, – вспоминает непростой опыт Ольга. – Чтобы направить их активность в нужное русло, требуется максимальная концентрация. С помощником делить нагрузку проще, поэтому я стала звать вторым тренером своих давно выросших учениц. Сейчас занятия для трёхлеток и первоклашек ведёт Ксения Александровна Золотаренко. Она начинала танцевать во «Флай» и в итоге осталась в хореографии надолго.
Привет от Аллы Духовой
Сама Ольга не переставала учиться постановочному искусству и режиссуре. Сначала объездила мастер-классы в Гомеле и Минске, а потом присмотрелась к российским топовым танцорам из театра Аллы Духовой «Тодес». Нашла возможность приехать к ним на учёбу в Москву.
– К сожалению, на мастер-классы к самой Алле Духовой попасть не удалось, а к педагогам её театра – да. Поработав с ними в зале, научиться можно многому. Хотя и обычный спектакль в их театре – уже учёба. Каждый раз я сидела в зрительском зале с конспектом: помечала, какие решения по свету и видео можно использовать, как разместить на большой сцене танцоров, какие костюмы смотрятся выигрышней.
В одну из поездок на выступление «Тодес» Ольга со вторым тренером прихватили с собой сувениры от танцоров «Флай». Когда занавес закрылся и аплодисменты стихли, девушки направились в сторону гримёрок. А там благодаря сговорчивым администраторам лично передали «падарунки» Алле Духовой.
– До этого мы были с ней знакомы по социальным сетям. Дело в том что на 15-летний юбилей команды я набралась смелости и попросила в мессенджере Аллу Владимировну поздравить наших танцоров. На удивление, она не проигнорировала сообщение и прислала нам видео с тёплыми словами. Не знаю точно, видела ли наши выступления, но мне кажется логичным, что она посмотрела информацию о нас в интернете перед тем, как записывать ролик.
«Народный» с первой попытки
В Гомеле у Ольги тоже есть человек, которого она считает своим наставником. Это Пётр Свердлов, много лет организовывавший «Сожскi карагод», танцевальные фестивали и городские праздники. Работать в его команде – отличная школа, считает Ольга.
– Он мой главный критик, – без смущения обозначила хореограф и привела пример: – Последнее большое шоу «#Продолжение» у нас прошло в феврале. Немного изменив концепцию, мы повторили концерт, который делали в 2023-м на своё двадцатилетие. Сцена ОКЦ, зал на тысячу зрителей, артистов 170 человек. Это большой труд целой команды. Но я ещё позвоню Петру Ивановичу узнать его впечатление, и уверена, одними комплиментами дело не кончится. Он всегда находит, что можно улучшить в следующий раз. Спасибо ему за это.
Свердлов наставлял Ольгу, когда она готовила шоу для присвоения коллективу звания «Народный». Тогда посмотреть на гомельскую команду приезжали республиканские хореографы.
Режиссура, костюмы, мастерство танцоров и постановщика – в оценочном листе комиссии был целый ряд критериев. И по многим «Флай» получил высокие баллы. Благодаря общим усилиям народным коллектив стал с первой попытки.
– Раз в несколько лет звание надо подтверждать. У нас это получалось делать автоматически благодаря победам на республиканских конкурсах, – посвятила в нюансы педагог.
Сравнение с «Тодес»
Грамоты и кубки для Ольги значат не так много, как, например, неофициальное прозвище её команды – «Полесский Тодес». Сравнение с легендарным коллективом – желанный комплимент для руководительницы.
– Оба коллектива танцуют в эстрадном стиле. И раз люди видят сходство, значит, уровень наших танцоров довольно высокий. И это притом, что у меня девчонки и парни – любители, а у Аллы Духовой – профессиональные танцовщики. Конечно, такое сравнение приятно. Но, думаю, причина ещё и в том, что «Флай», как и «Тодес», часто зовут на подтанцовку к звёздам. Мы уже выступали с Игорем Корнелюком, «Песнярами», «Сябрами», Александром Солодухой, Ириной Дорофеевой, – назвала с ходу артистов Ольга.
В 2023 году «Флай» украшал выступление трибьют-шоу легендарной группы Boney M. Приезжие артисты выступали в День города на Центральном стадионе.
– Нам нужно было сделать три номера на 15, 40 и 70 человек. Получили фонограммы, отсмотрели записи выступлений Boney M, чтобы попасть в стилистику движений, отрепетировали. Но прогон с артистами организовать не удалось. Тем не менее всё прошло на высшем уровне – вспомнила Ольга, как переживала на трибунах за учеников.
Сбылась ли мечта Ольги о собственных выступлениях на сцене?
– В февральском шоу я станцевала в восьми номерах и получила большое удовольствие. Пока я уместно смотрюсь в команде с учениками, буду танцевать, – поделилась хореограф. – Поверьте, просто наблюдать за кулисами, когда твои дети отрабатывают часовое шоу – психологически труднее.
Ольга по-прежнему совмещает роли педагога, режиссёра и исполнителя. А иногда превращается ещё и в портного. Шитьё оказалось очень полезным хобби для руководителя танцевального коллектива. Львиная доля костюмов «Флай» сшита на домашней машинке Ольги Филипенко. По собственным выкройкам.
Дружба с конкурентами
– В танцевальном комьюнити обо мне долго говорили «почти своя». Потому что у других хореографов профильное образование, они часть сферы искусства, а у меня диплом педагога, я из сферы дополнительного образования. Мне пришлось, можно сказать, рыть носом землю, чтобы выступать на равных вместе с профессиональными коллективами на том же конкурсе имени А.Рыбальченко, например, – высказалась о своём пути Ольга. – К сожалению, не могу сказать, что на фестивалях между коллективами царит комфортная атмосфера. Зачем-то некоторые педагоги настраивают детей недружелюбно по отношению к другим командам.
Ольга считает такой подход не продуктивным. По её мнению, танец в Гомеле будет развиваться активнее, если коллективы объединятся для совместных проектов.
– Снова возвращаюсь к февральскому шоу в ОКЦ. У нас в программе был номер на трёх хореографов. Ко мне присоединились Татьяна Кудравец, которая развивает команду SLAM, и Алёна Козелько – руководит студией «Вида». Это тоже многочисленные коллективы, занимающиеся современными танцами – хип-хопом и контемпорари. В номере для шоу мы станцевали небольшие кусочки в стилях друг друга. Что хотели этим сказать? Давайте объединяться для творчества, – расшифровала посыл Филипенко. И объяснила, почему не стоит бояться, что дети перейдут в другой коллектив: – Каждый выбирает педагога, который ему ближе не только по стилю танца, но и по характеру. Тех, кто хочет уйти, ни за что не удержишь. Нет ничего страшного в том, что интересы детей меняются. Наоборот, здорово, что в городе есть разнообразие школ.
Ольга готова поддерживать конкуренцию, пока та не перерастает в напряжение. Это правило работает и внутри её команды.
– Мы все стараемся дружить и поддерживать друг друга. Перед концертами старшие помогают заплести и переодеть младших. Всегда подчёркиваю, что в наших постановках солистов нет, а в последней линии выкладываться нужно не меньше, чем в первой, – перечислила принципы «Флай» руководительница. – У нас есть здоровская традиция приглашать на дни рождения коллектива своих выпускников. И, знаете, очень многие готовы оставить дела, бытовые заботы и выкроить время не просто на одну встречу, а даже на несколько репетиций. А потом снова выйти с нами на сцену. Видимо, мы здесь и правда занимаемся чем-то большим, чем просто танцами.
Автор: Юлия Цурко. ФОТО: Сергей Коробкин
Сейчас читают:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram