Учитель математики из Гомеля об авторитете мужчины в школе

Что мотивирует работать педагогами в школе мужчин? Не разочаровались ли они в  своём выборе? Устраивает ли заработная плата? Как найти подход к современным детям? Эти и другие вопросы мы решили задать учителям-мужчинам, чтобы разобраться, почему их в школе по-прежнему гораздо меньше, чем женщин.

В этот раз отправились в СШ №38, где вот уже 25 лет преподаёт математи­ку Денис Веренич. Свободное от работы время Денис Вячесла­вович посвящает музыке. Наш сегодняшний герой — частый участник районных, городских и областных мероприятий, куда его приглашают как звукооператора.

Музыка в математике

Вырос Денис Веренич в Светлогор­ске, где окончил две школы — обыч­ную №9 и музыкальную. В послед­ней вела уроки фортепиано его мама, она и привела туда маленького сына. В «музыкалке» Денис освоил скрипку, флейту и фортепиано, а ещё — осно­вы дирижирования.

— В школе мне хорошо давалась математика, во многом благодаря учителю Борису Павловичу Сухов-Манову, который сильно повлиял на мой выбор профессии. Но сначала я планировал всё-таки стать военным музыкантом. После 9-го класса хо­тел поступить в Московское суворов­ское военно-музыкальное училище на дирижёрское отделение. Не про­шёл по здоровью, остался в школе, а после 11-го класса поступил на мате­матический факультет в ГГУ имени Ф.Скорины, — вспоминает свой путь в профессию Денис Вячеславович.

В 38-ю школу Денис Веренич пришёл на четвёртом курсе на прак­тику. Это было в 1999 году. Ему сра­зу доверили самостоятельно прове­сти уроки математики в 9-х классах вместо заболевшего учителя. «Выхо­дит, увидели потенциал», — улыбает­ся наш собеседник.

На пятом курсе Денис Веренич уже совмещал учёбу с работой в «38-й». Вёл математику в пятых и восьмых классах и стал классным руководи­телем в 5 «Г». Сейчас преподаёт этот предмет в параллелях с 5-го по 11-й.

— Иногда мне сложно поверить, что первым моим ученикам, к кото­рым я пришёл в девятый класс, уже самим по 40 лет. Так быстро летит время! Но с детьми не стареешь, всег­да чувствуешь себя молодым. За это и люблю школу, — признаётся Денис Вячеславович.

Находить общий язык с учениками математику помогает музыка:

— По сути, музыка построена на цифрах. Здесь всё, начиная от нотной грамоты, создаётся по математиче­ским законам. Поэтому человеку, ко­торый хорошо разбирается в матема­тике, проще понять музыку. И наобо­рот. Я стараюсь своих учеников при­общать и к тому, и к другому. Вместе мы придумываем что-нибудь инте­ресное во внеурочное время. Совре­менные подростки, конечно, не силь­но разборчивы в музыке. Часто слу­шают то, что им предлагает интернет. Но в то же время у них популярен ретростиль, то есть каверы и перера­ботки старых песен. Я этот интерес чувствую и пытаюсь из него извлечь максимум пользы. Мы вместе слуша­ем оригинал и современные версии, обсуждаем историю создания песни, какие явления этому предшествовали, говорим об авторах.

Главное — воспитать человека

— Музыка — это хорошо, а как влюбить детей в математику? Её в принципе можно любить?

— Конечно, можно. И я тому при­мер. Часто нелюбовь к предмету на­чинается в пятом классе, когда дети из младшей школы переходят в среднее звено и умеют совершать лишь какие-то простые арифметические действия. Более сложные задачи сразу вызыва­ют у них отторжение.

Для меня важно, чтобы ученики не боялись ни меня, ни выходить к до­ске, задавали вопросы, если не пони­мают что-то. Мои знают, что я всегда подскажу и помогу и никогда сразу не ставлю плохие отметки.

— Сложно у вас получить десят­ку?

— Да, сложно! Поскольку для этого нужно знать больше школьного уров­ня. Если вижу, что ребёнок спокойно отвечает на «9», даю ему такое зада­ние, чтобы он в нестандартной ситуа­ции мог применить свои знания и по­лучить «10».

— Считаете себя строгим учите­лем?

— Нет. Хотя некоторым детям ну­жен именно строгий учитель, который бы заставлял их работать. Я же боль­ше склонен к тому, чтобы дети учили предмет не из-за страха, а потому что им нравится.

— Что, на ваш взгляд, проще — ал­гебра или геометрия?

— Тем, у кого больше развито про­странственное воображение, лучше даётся геометрия. А чистым техна­рям, которым проще считать, — алгебра. Есть ребята с математиче­ским складом ума, у которых и то, и то идёт хорошо. У таких и по черче­нию, и по физике девятки, и форму­лы они отлично запоминают.

— А были у вас ученики с девят­кой по вашему предмету и низкими оценками по другим?

— Встречаются такие дети. Когда люди чистые математики, у них могут быть проблемы с гуманитарными предмета­ми. Я сейчас говорю не про историю, географию или литературу. Это боль­ше касается языков. Плюс сейчас стра­дает грамотность из-за увлечения со­циальными сетями. Там ребята перепи­сываются сокращёнными словами, да­же символами, без знаков препинания. Это входит в привычку. Плюс редак­тор в телефоне автоматически исправ­ляет ошибки или подчёркивает, самому думать не нужно. А вот в тетради ниче­го само не исправится, к сожалению.

И тут есть один важный момент — на экзамене по математике, который сдаётся после 9-го класса, граммати­ческие ошибки ведь тоже засчитыва­ются. Поэтому уроки математики у нас часто с элементами диктанта. Начиная с пятого класса дети у меня ведут те­тради, куда записывают основные пра­вила. Вот их я и диктую чуть ли не по слогам, чтобы дети записывали грам­матически правильно. Могу даже про­верить ошибки.

— Вы четверть века работаете в школе, это немало. Скажите, а всех своих учеников помните?

— Не всех, но многих. С выпускни­ками моих классов часто встречаемся, с некоторыми — потому что они при­вели в 38-ю школу уже своих детей, и я теперь веду у них уроки. Таких, кста­ти, много.

Вообще встречи с учениками в са­мых неожиданных местах — это, на­верное, постоянно происходит в жиз­ни каждого педагога. Я встречал своих бывших учеников на улицах Минска, Москвы и других городов. В Гомеле это происходит постоянно.

У меня как классного руководителя за 25 лет было два полноценных вы­пуска. Дома в рамках стоят фото моих выпускников. Так что где тут их забу­дешь (улыбается)?

— Правда, что учителя больше за­поминают хулиганов, чем пример­ных детей?

— Многие мои ученики, которые в школе, как вы говорите, хулигани­ли и не очень хорошо учились, наш­ли своё место в жизни. Я их судьбы, кстати, знаю.

Один из таких «хулиганов» — сей­час многодетный отец, работает на двух работах. У него счастливая семья. Другой — в Минске руководит новост­ным интернет-каналом. Много тех, кто получил среднее специальное образо­вание и теперь трудится по специаль­ности, ценится как хороший работник.

Для меня главное, чтобы из школы вышел человек в полном смысле это­го слова. И в этом смысле мои учени­ки мои надежды оправдывают.

А запоминаются больше яркие моменты — и позитивные, и негатив­ные. И тут не важно, хулиган это или победитель олимпиад.

Авторитет не зависит от пола

— Как думаете, педагогу-мужчине проще завоевать авторитет у учени­ков, чем женщине?

— Большой разницы нет. Для детей это, возможно, имеет значение в млад­шем возрасте, классе в пятом-шестом, когда они учителя-мужчину боль­ше боятся и ведут себя лучше. Авто­ритет не зависит от каких-то внеш­них факторов: как себя поставишь, так дети и будут к тебе относиться. И здесь неважно, мужского ты пола или женского.

Учитель-мужчина важен для шко­лы в другом смысле. Сейчас много не­полных семей, где мальчиков воспи­тывают мамы и бабушки. Вот им как раз нужен мужской авторитет. Я таких детей, которым не хватает мужского внимания, легко определяю. Они ча­ще ко мне подходят и хотят общаться. И важно дать им это общение.

— В вузах на педагогических спе­циальностях учится достаточно парней. Но до школ почему-то до­ходят далеко не все…

— В последние годы, как мне ка­жется, ситуация изменилась. Муж­чин в школах становится боль­ше. И всё потому, что существен­но поднялась зарплата. А вот ещё лет пять-шесть назад, действитель­но, те, у кого был хоть какой-то вы­бор, делали его не в пользу шко­лы. Молодые парни после матема­тического факультета старались попасть в программисты или на предприятия.

Да и школа — это место, где есть что делать, если ты любишь детей. Иначе очень быстро выгоришь. Я с такими случаями сталкивался, когда педагоги спустя несколько лет были вынуждены насовсем уйти из пре­подавания из-за своего психическо­го здоровья.

Мои однокурсники, кстати, в основном работают в школе. Кто-то уже и директором. У меня тоже был шестилетний опыт работы замести­телем директора по воспитательной работе. Но потом понял, что админи­стративная нагрузка — не моё. Мне всё-таки хочется чаще приходить в класс и общаться с учениками.

— Какая у вас отдушина от ра­боты?

— Про музыку я уже упоминал. Люблю играть в волейбол. По возмож­ности стараюсь попасть на трениров­ки с нашими учениками.

— Жена у вас случайно не пе­дагог?

— Да, представьте себе. Она тоже математик, преподаёт в 17-й школе. Так что у нас много общих тем для разговоров, хотя домой работу прино­сить стараемся по минимуму.

— За все эти годы у вас ни разу не возникало желания уйти из школы?

— Периодически оно возникает в конце мая, когда за учебный год про­сто очень психологически устаёшь. Но две-три недели отпуска, и начи­наю скучать по детям. Так что вряд ли я смогу бросить школу. Для ме­ня «при всем богатстве выбора — другой альтернативы нет».

Автор: Елена Чернобаева. Фото: Мария Амелина

Сейчас читают:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...