Есть ли будущее у радиоэлектроники? Мнение учителя из Гомеля

Когда-то чуть ли не каждый школьник мог собрать радио. Учили этому в кружках радиоэлектроники, где и зарождались те самые крепкие инженеры-электронщики, которыми славились советские предприятия. Сегодня дети массово ходят на робототехнику, мечтая в будущем покорить айти. Но есть ещё в некоторых школах энтузиасты, которые уверены: в жизни всегда может понадобиться собрать радио. Например, педагог из Гомеля Дмитрий Колесников, который более 10 лет ведёт кружок радиоэлектроники в средней школе №40 Гомеля. А попутно приобщает ребят к такой интересной науке, как биохимия.

«Букварь» Менделеева

«В три года я заинтересовался таблицей Менделеева, напечатанной на какой-то тетрадке, хотя тогда ещё даже с алфавитом знаком не был. Долго ходил за родителями, но они объяснить доходчиво, что там к чему, не смогли. Кстати, этот момент я помню сам, а не по их рассказам. В пять лет я уже умел хорошо читать и самостоятельно всё узнал про периодическую систему из энциклопедии. Позже, как и все школьники 90-х, попробовал себя в роли химика-любителя. Однажды из щёлочи получил водород и поджёг — получилось много пены, было весело. Но не советую такое повторять», — вспоминает Дмитрий Владимирович.

В областном лицее, куда после девятого класса поступил наш герой, его исследовательскую энергию направили в нужное русло и стали отправлять на олимпиады по химии.

К радиоэлектронике Дмитрия Колесникова приобщил дядя — увлечённый связист-электронщик, в своё время окончивший МГУ.

«Мне было лет десять, когда я начал паять самодельные конструкции. В конце 90-х — начале 2000-х массовое увлечение радиоэлектроникой уже практически сошло на нет, да и оборудование стоило очень дорого. А у дяди дома его было много, ну я и копался в деталях, собирал передатчики и мечтал стать радиолюбителем и выходить в эфир, чтобы общаться с такими же ребятами из других стран. Но для этого требовалось получить специальную лицензию и позывной. Сегодняшние школьники и понятия не имеют, что это такое, да и аналогового радиовещания в Беларуси больше нет».

Спустя годы Дмитрий Владимирович эту свою мечту всё-таки осуществил. Сейчас он — один из 40 радиолюбителей Гомеля, которые регулярно выходят в эфир и общаются друг с другом. В пределах города это можно делать даже на ультракоротких волнах, не требующих большой антенны.

Реликтовая валериана

Специальности наш герой получил две: учителя химии и инженера-программиста. И обе привели его в школу. Когда Дмитрий Колесников показывает химические опыты или физические эксперименты, у него горят глаза. Дети это, конечно, чувствуют. За какую бы область ни брался Колесников, талантливых ребят притягивает к нему как магнит.

«Был у меня лет пять назад мальчик, который впоследствии поступил в университет в Пекине на связанную с биохимией специальность. Заметили его китайские коллеги и пригласили после того, как его работа на тему восстановления вымирающих видов растений победила в престижном конкурсе.

Чтобы получить образец для опыта, Дмитрию Владимировичу и его воспитаннику пришлось отправиться в экспедицию в окрестности Марьиной Горки, где растёт занесённая в Красную книгу Беларуси валериана двудомная — редкое растение сохранилось на небольшой территории со времён древнего реликтового леса.

«С большим трудом, но мы нашли валериану двудомную и взяли образец. Пришлось пройти пешком, наверное, километров 20. Размножали растение по так называемой микроклональной технологии. Проще говоря, разделили корень на множество кусочков и проращивали. У нас получилось прорастить 20 новых побегов. Жюри высоко оценило эту работу», — вспоминает Дмитрий Колесников.

В прошлом году Дмитрий Владимирович организовал для своих воспитанников и их родителей экспедицию на реку Узу. Задачу поставил — найти исток реки, измерить её глубину, скорость течения, другие параметры. На карте заранее обозначили нужные точки. Чтобы определить точное место, пришлось пройти 15 км реки.

«Исток мы в итоге нашли и установили там информационную табличку, которую впоследствии при благо-устройстве реки даже узаконили местные власти и облагородили. Задача, уточню, была непростая, потому что Уза распадается на много каналов и определить, который из них основной, можно было только по скорости течения», — вспоминает наш герой.

Подобные вылазки на природу со смыслом Дмитрий Колесников практикует часто. Ведь, говорит, многие современные дети не бывают в сельской местности и очень эмоционально реагируют, когда видят коров или лошадей. Опыт приближения к природе, по мнению педагога, обязательно должен пережить каждый ребёнок.

Робототехника или…

Параллельно более 10 лет наш герой развивает радиоэлектронику в школе. А в 2022 году «40-я» получила финансирование на организацию одноименного кружка.

С интересным оборудованием, говорит Дмитрий Колесников, заинтриговать детей радиоэлектроникой проще. Даже девочки записываются в кружок, им нравится паять разные детали. Но это только начало дела.

«Когда я показываю школьникам, как из воздуха образуется молния мощностью 80 тысяч вольт или от катушки Тесла как будто сами по себе загораются лампочки, все приходят в восторг и сразу записываются в кружок. Но потом многие отсеиваются, когда понимают, что не всё здесь сродни магии. А нужно серьёзно изучать физику, много трудиться», — рассказывает Дмитрий Колесников.

Талантливый радиоэлектроник среди воспитанников Дмитрия Владимировича попадается раз в два-три года. К такому ребёнку он присматривается и работает с ним индивидуально, готовит к конкурсам. Без победы оттуда редко кто уходит.

И всё же робототехника забирает большую часть талантливых ребят. Плохо или хорошо это, наш герой не берётся судить. Ведь ремонт техники сегодня практически исчез как отрасль. В лучшем случае, детали меняются блоками, а чаще — просто покупается новая техника.

«Вот я, например, могу отремонтировать практически любой сломанный прибор, и в школе только на меня надежда (смеётся — прим. авт.). А раньше любой радиоинженер занимался ремонтом, подрабатывал, зарабатывал на этом, и это поддерживало его интерес к области в том числе».

— Так всё-таки, есть ли будущее у радиоэлектроники или оно за робототехникой?

— Робототехника учит конструировать готовые модули и блоки, писать код и связывать всё это вместе на высоком уровне. Но она не развивает понимания глубинных, базовых принципов работы электронных устройств. То есть не учит понимать, как работает отдельный транзистор. Не копает глубоко в сторону электроники. В итоге, современные инженеры способны качественно осуществить готовую сборку, но не разработку с нуля.

Да и программирование уже не такая хайповая отрасль, хорошо устроиться там всё труднее. На первый план выходит искусственный интеллект. Пожалуй, хороший сварщик может заработать в Беларуси даже больше.

В то же время радиоэлектроника — это совсем не скучно. Современная лаборатория радиоэлектроники может быть так оборудована, что многие рот откроют от удивления. Там будет и лазерный станок, и 3D-принтеры. Правда, стоит это очень много. Плюс в школе не всё можно из-за техники безопасности. Но будущее есть однозначно. Я верю, что мы вернём традицию со школьной скамьи растить крепких инженеров-электронщиков.

— Не думали завести свой ТикТок для популяризации радиоэлектроники? Ваши эксперименты вполне могут взорвать интернет.

— Много раз думал об этом. По крайней мере, в сторону ютуб-канала. Всё руки как-то не доходят и не хватает времени. Но я в процессе!

Автор: Елена Чернобаева. Фото: Мария Амелина

Сейчас читают:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...