Гомель Табанькова. Прогулялись по городу с главврачом ГОКБ

В частном секторе эстетика осени раскрывается на полную, так что если хотите увидеть красивый Гомель, обязательно найдите время для прогулки по Залинейному микрорайону. Резные наличники и уютные ганки деревянных домиков вместе с жёлтыми кронами лип, яблонь и боярышника создают кинематографичную картинку. С этой городской пасторали и начинаем наш маршрут с новым героем проекта «Пешком по Гомелю». В этот раз о знаковых для себя местах рассказывает опытный хирург и руководитель Гомельской областной клинической больницы Андрей Табаньков. Первым делом отправляемся на улицу Дзержинского, где он провёл насыщенное приключениями детство.

Андрей Табаньков

Пчёлы и лучший в мире дед

«С 90-х на нашей улице изменений мало, только дорога стала лучше. В одно время это была единственная улица в окрестностях с хорошим асфальтом, и друзья приезжали сюда кататься на велосипедах, —  вспоминая наш гид, пока ведёт нас к родительскому дому. – Видите заброшенный многоквартирник? Как-то поспорили со школьным товарищем, что спущусь по канату со второго этажа. Потом лечил содранные о верёвку ладони. Но было весело».

Останавливаемся у ярко-зелёного сруба с белыми наличниками на окнах. В доме, разделённом на две части, вырос наш герой со старшим братом. Родители отца жили во второй половине, так что бабушка и дедушка – важные персонажи детских воспоминаний Андрея Табанькова.

«Владимир Андреевич – лучший в мире дед, прожил 102 года, сохранив ясный ум. Он участник Великой Отечественной войны, боевое крещение принял в легендарном бою под Прохоровкой во время Курской битвы.  После войны долгие годы работал начальником Гомельского вагонного депо, а на пенсии стал активным членом ветеранского движения. Его жизнь и поступки – пример мудрости и умения находить силы даже в самых сложных ситуациях», – тепло говорит о своём дедушке внук.

Тем временем хозяйка дома Галина Геннадьевна открывает калитку и встречает сына тёплыми объятиями: «Андрюша, я тебе яблочек собрала. Зови своих гостей, их тоже угощу».

Андрей Табаньков

На заднем дворе царит романтика сельского быта: собран урожай, почти готовы к зимовке аккуратные клумбы и грядки. Анатолий Владимирович, отец нашего героя, в защитной сетке направляется к ульям с дымарём в руках. Слесарь по профессии нашёл в пчеловодстве отдушину. Сейчас его пасека – это несколько ульев.

Андрей Табаньков

«Мы со старшим братом всегда помогали отцу ухаживать за пчёлами, собирали мёд. В частном доме хочешь не хочешь, а научишься всему на свете: копать, косить, колоть дрова. Я, к примеру, могу собрать баню. Мы её построили для деда, когда ему стало тяжело ездить в общественную», – рассказывает Андрей Анатольевич, по привычке угощаясь ежевикой с куста.

Андрей Табаньков

Жуя гостинцы от мамы, отправляемся по дороге, пройденной Андреем Табаньковым тысячи раз – к бывшей школе №20 (сейчас в этом здании кадетское училище).

Золотая медаль и разбитое стекло

«Обожал читать и учиться, так что аттестат у меня был безупречный, – вспоминает по дороге золотой медалист. – Одно «но» – за поведение постоянно получал «неуд». Откровенно говоря, было за что. Однажды на спор разбил кулаком стекло в школьном коридоре. Часто дрался, тогда, в 90-е, отношения обычно выясняли через силу. Но учителя не относились ко мне предвзято, оценки ставили исключительно за знания».

В 14 лет Андрею в руки попала книга, поселившая в нём мечту о будущей профессии. Это был случайно найденный в библиотеке труд о развитии хирургии. С тех пор учебники, хрестоматии и сборники задач по химии и биологии стали любимыми. Это сразу заметила Надежда Александровна Савочкина, преподававшая эти предметы в 20-й школе, и стала находить для него всё новые и новые материалы.

Андрей Табаньков

«Нам очень с ней повезло, человек был по-настоящему предан делу. Меня и ещё несколько одноклассников Надежда Александровна готовила к олимпиадам. Для этого оставалась с нами после уроков, выходила на работу по выходным. Тратила своё время просто за спасибо. Я ей очень благодарен за вложенные знания, потому что в итоге поступил в вуз без репетиторов», – отмечает Андрей Анатольевич.

На улице Котовского, 57, ныряем в калитку, помня, что охранники кадетского училища неохотно пускают посторонних на территорию. Даже тех, кто просто пришёл за ностальгией. Но сегодня нам повезло. Ненадолго задерживаемся у парадного входа и следуем туда, где проходила каждая перемена ученика Табанькова.

«На турниках за школой кипела жизнь: заводились знакомства, начинались отношения, решались споры, – рассказывает о культовом для школьников месте наш герой. – Пару раз подтянешься для разминки, но это так, между делом, главное здесь всё-таки было общение. Спортом всерьёз мы занимались на стадионе «Локомотив» и в секциях».

Андрей Табаньков

– А как прошёл ваш выпускной? Гудели до рассвета?

«На самом деле было не до праздника. За месяц до выпускного умерла наша классная руководительница Ольга Алексеевна Титова. Это была огромная трагедия для всей школы. Не было ни настроения, ни времени готовить большую вечеринку. Мы своими силами организовали небольшой концерт, переложили бардовские песни на школьную тему, подготовили стихи и сценки. Вышло душевно. А рассвет я с классом не встретил, потому что хотел выспаться перед подготовительными занятиями в вузе».

Футбол и легендарный тренер

Следующая остановка в нашем маршруте «спортивная». Идём на упомянутый стадион «Локомотив», который сегодня уже стал полноценным спорткомплексом.

Новое здание построили в 2013 году. Здесь появились современный зал для игровых видов, тренажёрка, комнаты для работы судейских бригад, пресс-центр, помещения для допинг-контроля. В общем, объект-красавец международного уровня. После обновления одни стали приезжать сюда на тренировки, другие – ради снимков на фоне глянцевых и ярко-красных панелей фасада.

В воспоминаниях нашего героя «Локомотив» контрастно другой.

«В наше время стадион был более демократичным, а сейчас там всё серьёзно и официально. Например, раньше мы после школы приходили на поле с мячом, расставляли ворота и играли. Иногда собиралось под сотню пацанов. Сейчас свободного входа на стадион нет», – ностальгирует по активной юности Андрей Анатольевич.

Андрей Табаньков

Несмотря на то что это был дворовой футбол, у ребят был свой тренер по кличке Троллейбус. Почему его так называли, уже никто и не помнит. Андрей Табаньков в этой лиге собирал очки как опорный полузащитник.

«Футбол был моим хобби, а вот более-менее профессионально я занимался борьбой под руководством Петра Павловича Бабея. Там развивались и физическая подготовка, и характер. Он был очень справедливым и принципиальным, воспитывал нас по-мужски, – говорит Андрей Табаньков. – Помню, как мы ездили от секции на отдых, и он, естественно, отвечал за нас вне дома. Мы чётко знали, что любое нарушение дисциплины приблизит нашу встречу с «воспитательным» кедом 43-го размера».

На тренировках по борьбе Андрей познакомился с мастерами спорта международного класса и участниками Олимпиад Александром Гузовым и Николаем Савиным. Это одни из выдающихся воспитанников Петра Бабея. Также он тренировал серебряного призёра Олимпийских игр – 2016 Марию Мамошук. В этом году заслуженному тренеру Беларуси исполнилось 80 лет.

«У меня результаты были иногда успешные, иногда не очень. Важно другое: секция сформировала мой характер, – рассуждает наш герой. – Сын у меня тоже занимается спортом, выбрал карате. А дочь, второклассница, раньше ходила на акробатику, ещё хочет на плавание, гимнастику. Но сначала посмотрим, как в школе будет получаться. Я твёрдо убеждён, что секции не должны мешать учёбе. Всё-таки хорошее образование – это важно».

На этой ноте отправляемся на улицу Ланге, 5.

Зубрёжка и экзамен в ординаторской

Главный корпус медицинского вуза возвышается над уютным сквером. Семь этажей строгой геометрии с порога настраивают студентов быть собранными и усердными. На ступеньках родной альма-матер Андрей Табаньков вздыхает со смешанными чувствами.

«Не представляю себя никем, кроме хирурга, но если бы мне сказали заново отучиться здесь, я бы не решился. Это была настоящая пахота, – признаётся главврач. – Представьте: самая первая пара по анатомии, и уже задание выучить весь позвоночник на русском и латыни, хотя по латыни занятий ещё не было. В итоге я единственный в группе получил тройку, у остальных – двойки. И ничего не поделаешь, идёшь учить. Четыре года просто зубришь невообразимый объём информации».

Андрей Табаньков

Именно на четвёртом курсе, вспоминает хирург, студенты сдают экзамен по последнему «зубрительному» предмету – топографической анатомии, поэтому дальше учиться проще.

«У нас даже поговорка ходила: сдал «топочку» – можно жениться. У меня, кстати, так и получилось. Я женился на старших курсах и рано стал папой – тогда начались другие сложности. Чтобы обеспечить семью, совмещал учёбу с подработками: работал в скорой помощи и в охране поликлиники на улице Артёма. Иногда после ночного дежурства в скорой сразу шла ночная смена в охране, а дома ребёнок не давал выспаться. Но утром я всё равно шёл на занятия. Несмотря на обстоятельства, понимал, что скоро начну работать с реальными больными и мне нужно впитать как можно больше знаний».

В таком режиме студент Табаньков прожил последние два курса, и, как сам признаётся, из-за недосыпов воспоминания о них остались туманные. Тем не менее не только усталость принесли те годы нашему герою.

«Очень значимый период жизни: в студенчестве начинаешь полностью за себя отвечать, ощущаешь последствия за свои действия и бездействие, одним словом, взрослеешь, – говорит собеседник. – Я очень благодарен университету за качественное образование и практикоориентированный подход. Ныне покойный завкафедрой пропедевтики Леонид Васильевич Романьков, например, научил смотреть больного и безошибочно ставить диагноз. Со многим преподавателями, к слову, мы созваниваемся до сих пор. В том числе чтобы посоветоваться».

В 2006 году Табаньков получил диплом об окончании ГомГМУ. Но перед этим жизнь ему устроила ещё одну проверку на прочность – сдавать госэкзамены пришлось в отделении челюстно-лицевой хирургии областной больницы после удаления кисты на корне зуба. Андрей в этом случае был пациентом.

«К выпуску ты уже привык, что учиться надо в любом состоянии. Больной, здоровый, швы на лице  – раз стоит экзамен в расписании, значит, его надо сдать. Комиссия тогда приехала ко мне в больницу. Экзаменационной аудиторией стала ординаторская, врачей попросили на время её покинуть,  – вспоминает детали Табаньков. – И вот один из них, выходя из кабинета, на эмоциях обронил: «Что вы у Табанькова будете спрашивать? Да он ещё главврачом здесь станет!»

Случайное «пророчество» сбылось через 18 лет.

Любимые наставники и рассветы над Сожем

Пересекаем центральный парк, чтобы добраться до финальной локации – городской клинической больницы скорой медицинской помощи. Несмотря на контекст, место это довольно симпатичное. С определённого ракурса, например, 3-й корпус напоминает историческую европейскую застройку. А чего стоит вид на реку!

«На рассвете пейзаж особенно красив, приятно было постоять у окна под конец ночных дежурств, – вспоминает времена интернатуры Андрей Табаньков. – Это был очень плодотворный год: первое ведение больных, первая операция, первые успехи и разочарования – всё случилось здесь. Кстати, коллектив принял нас, молодых, без высокомерия, никто на нас не ездил и не отыгрывался. Наоборот – приняли в семью, где со всеми общаются на равных».

Андрей Табаньков попал интерном во второе хирургическое отделение БСМП к Виталию Анатольевичу Казакову. Считай, достал счастливый билет, уверен наш герой:

«Спасибо ему за возможность оперировать, потому что к молодым обычно долго присматриваются, осторожничают. А мне первый аппендицит доверили через два месяца работы. Все базовые операции, например диагностическую лапароскопию, мне удалось сделать во время интернатуры. Это бесценный опыт».

Специального теста для начинающих хирургов в больнице не проводили. Теперь уже Табаньков и сам понимает почему.

«Всё становится понятно, когда ребята в операционной работают «на подхвате». Даёшь разрезать или зашить рану, сделать узел, по этим мелочам сразу видно, есть ли у человека навык и можно ли его подпускать к больному, – рассказывает Табаньков. – Всё-таки к хирургии должен быть талант. У меня, например, был друг из университета, который не стал врачом, зато из него вышел прекрасный предприниматель. Он нашёл себя в этом».

Окончив интернатуру, Андрей Анатольевич уехал работать в Чечерскую ЦРБ. За шесть лет дорос до должности главврача и руководил больницей, пока его не пригласили в 2022 году в столицу. А в январе 2024 года карьерный путь хирурга привёл его снова в Гомель.

«Я коренной гомельчанин. Даже когда не жил здесь, с удовольствием приезжал каждые свободные выходные. Город у нас замечательный, и я счастлив, что снова здесь живу и работаю», – подытожил нашу прогулку Андрей Табаньков.

Андрей Табаньков

АВТОР: ЮЛИЯ ЦУРКО. ФОТО: МАРИИ АМЕЛИНОЙ

Сейчас читают:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...