Зачем каменщику экзоскелет, есть ли в Беларуси ипотека и стоит ли ждать сенсаций от нового жилкодекса

Депутат Палаты пред­ставителей по Гомельскому-Промышленному округу №35 Дмитрий Гурский рассказал жи­телям Советского рай­она о перспективах раз­вития строительного комплекса, малоизвест­ных механизмах стро­ительства жилья нуж­дающимися, а также о проблемах, характер­ных для представляе­мого им округа.

— Дмитрий Михай­лович, давайте начнём разговор с те­мы жилищных сбереже­ний. Расскажите, как эта система работает и стоит ли ей доверять?

— Механизм запу­щен с 2006 года. Прав­да, пока воспользо­ваться возможностью можно только в «Бела­русбанке». Жилищные сбережения задумыва­лись как один из вари­антов помощи гражда­нам в строительстве или покупке собствен­ного жилья.

На начальном эта­пе гражданин должен сам определить для се­бя сумму, которая ему потребуется для стро­ительства. После это­го нужно внести в банк определённые средства на долгосрочный де­позит с таким расчё­том, чтобы к оконча­нию срока его действия на вашем счёте было 25% от стоимости бу­дущего строительства. Консультанты в банке могут предложить не­сколько направлений с различными сроками действия вклада.

По наступлении определённого вами срока «Беларусбанк», убедившись в вашей платёжеспособности, прокредитует недоста­ющую для строитель­ства сумму по став­ке рефинансирования Нацбанка плюс один процент.

Система работает устойчиво. Ей интере­суются люди, уже име­ющие жильё, но в буду­щем планирующие рас­ширение жилплоща­ди. Или те, кто не хо­чет брать на себя обя­зательства по крупно­му кредиту по коммер­ческой ставке.

— «Наверху» гото­вится долгосроч­ная концепция разви­тия строительного ком­плекса страны. Думаю, нашим читателям инте­ресно узнать, что вклю­чит в себя этот про­граммный документ.

— Концепция раз­вития строительного комплекса разрабаты­вается до 2025 года. Это всеобъемлющий документ, охватываю­щий все аспекты рабо­ты строительных пред­приятий вплоть до обе­спечения работников средствами, повыша­ющими их производи­тельность труда.

Во главу угла ставит­ся повышение конку­рентоспособности бе­лорусских строитель­ных материалов, стро­ительных услуг, повы­шении качества строи­тельства при сдержи­вании стоимости. Эти принципы реализуют­ся и в настоящее вре­мя, в конце концов, мо­дернизация предпри­ятий на это и нацеле­на. В концепции про­пишут дальнейшие ша­ги, и очень конкретные.

Например, сегодня единственный карьер по добыче щебня в Ми­кашевичах не обеспе­чивает в полном объё­ме потребности респу­блики и экспорта. В то же время на Полесье есть возможность от­крыть добычу в дру­гом карьере. Для этого потребуется создание логистической сети. В идеале — строитель­ство железнодорожной ветки. Это большие за­траты, но они себя оку­пят. Проблемы такого уровня и выходят на поверхность при под­готовке программы на пятилетку.

Много внимания уделено внедрению ин­формационного моде­лирования (BIM). Это современная эволюци­онная система проек­тирования, требующая от специалистов осо­бой подготовки и зна­ний. BIM-технологии позволяют коллектив­но создавать и исполь­зовать информацию о сооружении не толь­ко на этапе строитель­ства, а и последую­щих жизненных ци­клах. Создавая элек­тронные макеты объ­ектов строительства, мы привлечём в эту сферу инвесторов, ко­торые хотят знать пол­ную выкладку, начиная от первых чертежей и заканчивая затратами после ввода здания в эксплуатацию.

Дмитрий Гурский.

— Не боитесь, что в наших реалиях та­кой подход только затя­нет сроки строитель­ства и сдачи жилья в эксплуатацию…

— Чтобы этого не было, нужно макси­мально наполнить базы информацией. На зако­нодательном уровне то­же многое нужно дора­ботать, чем мы сейчас и занимаемся.

Кстати, первый опыт использования инфор­мационного моделиро­вания был опробован в Гомеле. Так был спро­ектирован и построен дом №6 в микрорайоне Шведская Горка. Вне­дрять BIM-технологии, действительно, оказа­лось сложно, так как информационная база ещё сырая.

— Решение озвучен­ных вами проблем основная масса населе­ния отдаёт на откуп про­фессионалам в прави­тельственных кабине­тах. Скажите лучше, бу­дет ли там что-то, что близко всем и каждому.

— Как раз эти во­просы и вызывают са­мые жаркие дебаты. И по большинству из них единодушия до­стичь пока не удалось. Возьмём тему капи­тального ремонта жи­лых домов. Продол­жаются споры о том, включать ли в смету капремонта модерни­зацию дворовых терри­торий. Звучат аргумен­ты за и против. Члены постоянной комиссии изучали этот вопрос с выездом в гомельские дворы на улицах Вол­гоградской и Павлова. Пообщавшись с ком­мунальниками и мест­ными жителями, ре­шили для себя, что ре­монт дворового про­езда, детской и хозяй­ственной площадки включать в смету нуж­но. С этим предложе­нием мы и выйдем на обсуждение.

Второй вопрос — уплотнительное строи­тельство в сложивших­ся микрорайонах. Лич­но я выступаю против. Это только ухудшает в них обстановку. Мо­ральную, само собой, но есть и чисто техни­ческие проблемы. На коммуникации ложит­ся дополнительная на­грузка. И если с напря­жением в электросе­тях проблема решает­ся относительно про­сто, то для увеличения пропускной способно­сти канализации нуж­но «поднять» полми­крорайона. Не будем сбрасывать со счетов очевидную нехватку в микрорайонах мест для хранения автомо­билей. Тесниться осо­бо некуда.

— К вопросу о сред­ствах повышения производительности труда. Довелось услы­шать, что наши строите­ли задумываются над приобретением для сво­их рабочих уже не толь­ко касок и сигнальных жилетов, но и таких эк­зотических вещей, как экзоскелеты.

— При чём тут экзо­тика? Рабочие на кон­вейерах автозаводов это уже применяют. Смо­трите, каменщику, что­бы хорошо заработать, нужно уложить в день примерно два кубоме­тра кирпича. Принести к месту работы матери­ал, раствор. За смену на себе перетаскать полто­ры тонны. Представля­ете, какая это нагруз­ка на позвоночник? За время своей работы мне приходилось видеть ка­менщиков, укладывав­ших в смену и пять ку­бов кирпича, но через десять лет такой работы они становились инва­лидами. Уже не зараба­тывали деньги, а в мо­лодом возрасте ложи­лись бременем на со­циальные службы. Эк­зоскелет, снимающий нагрузку со спины, по­зволяет избежать этих проблем.

Сейчас это звучит фу­туристично, но за этим будущее. Да, «игрушка» дорогая, но она в разы повышает производи­тельность труда специ­алиста, и тут ещё стоит посчитать, не окупит­ся ли она в итоге мно­гократно.

— Будут ли пред­приниматься ме­ры для ускорения про­движения очереди нуж­дающихся в улучшении жилищных условий?

— Для достижения этой цели необходимо увеличивать объёмы строительства жилья с государственной под­держкой. Однако, ис­точником финансиро­вания в существующих реалиях может высту­пать только республи­канский бюджет. Уве­личение ассигнований маловероятно. Вот и получается, что сей­час возможность стро­ить жильё с господ­держкой имеют только внеочередники, в прио­ритете — многодетные семьи. Остальные за­стыли в режиме много­летнего ожидания.

— Что можно ска­зать о развитии в стране ипотечного кре­дитования?

— Под строитель­ство жилья сегодня вы­дают кредиты под за­лог самого жилья. А это и есть не что иное, как ипотека. Просто у нас редко использу­ют это иностранное слово.

— Сейчас депутаты обсуждают оче­редные изменения в Жилищный кодекс. Мо­жете назвать самые за­метные из них?

— Ничего сенсаци­онного не будет. Жи­лищный кодекс приво­дится в соответствие с другими нормативны­ми актами, в частно­сти, с Указами Прези­дента. Это больше тех­ническая работа. Дело в том что после приня­тия кодекса в прошлый раз он уже оброс мно­гочисленными подза­конными актами. До­кумент стало сложно читать, что приводит к кривотолкам.

Будут прописаны не­которые новые техни­ческие моменты. На­пример, отказ от бумаж­ных жировок в пользу электронных. На одной бумаге отрасль сэконо­мит миллионы.

— Дмитрий Михай­лович, с чем идут к депутату парламента избиратели?

— Сразу оговорюсь, за время моей работы в Овальном зале от жите­лей нашего с вами рай­она не поступило ни одной законотворче­ской инициативы. Идут за помощью в решении своих жизненных про­блем, когда чувствуют, что на месте поддерж­ку не получат.

К примеру, обрати­лась женщина, у кото­рой отсутствуют счёт­чики учёта воды, за­то есть обширный зе­мельный участок. «Гомельводоканал» вы­ставил ей неслабый счёт за воду с учётом полива огорода за ме­сяц, в котором чуть ли не каждый день шли проливные дожди. Не­логично, но это произо­шло. Попробовал разо­браться в теме. Обсуж­дали её на областном уровне. И вроде пони­мание у коммунальных организаций есть, но механизма учёта пого­ды нет. Единственное послабление, которого ей удалось добиться, это новый обмер участ­ка. Сейчас с неё берут деньги только за ту пло­щадь, которую занима­ют грядки.

Наиболее логичным вариантом представля­ется установка счётчи­ка, даже в рассрочку. Но женщина ссылается на материальные про­блемы, будто не пони­мая, что за сезон теряет в деньгах в разы боль­ше. Разъяснения ей да­ли, пусть думает.

Автор: Евгений Захаров. Фото: Вячеслав Коломиец
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights