Работу под названием «Нарушение норм русского литературного языка в рекламных объявлениях Гомеля» провела Анастасия Шутова, выпускница девятого класса Старосельской средней школы Ветковского района. Однажды увидев на улице баннер с социальной рекламой, где не было запятой после обращения, девушка описала своё состояние как «удивление» и решила тщательно рассмотреть другую рекламу в городе. Оказалось, что ошибок хватает, однако в законодательстве нет ответственности за неправильную орфографию.
Анастасия составила топ неточностей, которые допускают маркетологи в объявлениях. Некоторые ошибки действительно нелепые («Ёлки из дерева»), а некоторые возникают из-за невнимательности («ПознОвательный»).
Всего было собрано 90 рекламных текстов с ошибками (25 орфографических, 19 грамматических, 28 речевых, 18 пунктуационных).
Мы решили не писать конкретные организации. Надеемся, они сами узнают себя.
ТИП ПЕРВЫЙ — ошибки в написании сложных заимствованных слов. Например, спанДбонд, шоППинг для всей семьи, развитие лексико-граМатического строя речи, заправка катриджей, молочные коктели. Правильно: спанбонд, шопинг, грамматика, картридж, коктейль.
ТИП ВТОРОЙ — ошибки, которые проверяются подбором однокоренных слов. Например, познОвательные занятия, прохлОдит ельные напитки. Правильно: познавательный, прохладительный.
ТИП ТРЕТИЙ — сложные предлоги. Например, «наблюдение пациента в течениИ года». В течении реки — да, на конце «и», но в контексте времени — только «в течениЕ».
ТИП ЧЕТВЁРТЫЙ — нарушение согласований. Например: цены от производителей, запуск речи для малышей. Правильно: цены производителя и запуск речи у малышей, но лучше так — занятия для малышей по развитию речи.
ТИП ПЯТЫЙ — формообразование омонимов. Например, часто предлагают купить кабеля, а не кабели.
ТИП ШЕСТОЙ — неправильное построение предложений. Например, с причастием: на прилегающей территории магазина курение запрещено. Правильно: на территории, прилегающей к магазину, курение запрещено.
ОСОБЫЙ ТИП — лексические ошибки, когда слова употребляют в несвойственном им значении. Вот самые смешные «креативы»: «Там, где рождается яйцо!», «Бесплатный тест-драйв в салоне компьютерных и офисных кресел».
Тест-драйв (англ. пробная поездка) — поездка на автомобиле (не на кресле!) для оценки его ходовых качеств и общих потребительских свойств.
«Причёски с выездом на дом», «Стрижки пенсионного возраста по скидкам», «Ёлки из дерева».
Также Анастасия выделила отдельно пунктуационные ошибки. Часто авторы рекламных текстов используют тире не по назначению, а также на всякий случай выделяют запятыми все слова.
Работу школьницы отметили на областной научно-практической конференции учащихся по естественнонаучным и социально-гуманитарным направлениям «Поиск» (2020 год). Анастасия получила диплом III степени в секции «Лингвистика» (русский язык).
Мы поинтересовались у автора исследования, каким она видит решение проблемы. «Почему бы не создать на уровне государства инстанцию, которая будет контролировать на предмет ошибок публичные объявления перед публикацией», — предложила школьница.
belkagomel.by. Фото предоставлено Анастасией Шутовой
Читайте также:
Откуда ошибки в названиях гомельских улиц
В Ветке построили привлекательный во всех смыслах жилой дом
Маркетолог с мировым портфолио Александра Назаркина в шоке от оформления торговых витрин в Гомеле
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram