Психолог рассказывает, как вести себя на детской площадке

Какие ошибки из лучших побуж­дений родители совершают на дет­ских площадках? Говорим с семей­ным психологом Ларисой Дычко.

Лариса Дычко – семейный психолог, гештальттерапевт. Окончила Гомельский государственный университет имени Ф.Скорины. Опыт работы в профессии – восемь лет.

Можно или нель­зя: забрать игруш­ку у своего ребён­ка и отдать чужому, накричать на под­ростков, что носят­ся по горкам сломя голову, поругаться с чьей-то бабуш­кой, которая при­вела на площадку любимую собач­ку… Что взрослым не нужно говорить и делать на детской площадке, чтобы не подавать малы­шам пример пло­хих социальных отношений.

Рассмотрим три типичные ситуа­ции.

Ситуация первая. Нужно ли делиться игрушками?

– Один ребёнок отбирает у другого игруш­ку, тот без боя уступать не намерен. Но мама забирает её и со словами «Ваня, пусть маль­чик поиграет, не надо быть таким жадным, а то с тобой никто не будет дружить!» отда­ёт чужому малышу. Каждый день наблюдаю похожие ситуации. Причём мамы и бабушки очень легко бросаются в сторону детей фраза­ми «жадина», «вредина», «не буду с тобой дру­жить». Какой-то сомнительный метод воспи­тания, что скажете?

– Совершенно нормально, когда дети не хотят делиться своими игрушками. Представьте, малыш строит мост через реку при помощи лопатки, а тут приходит какой-то Ваня и отбирает у него рабо­чий инструмент. Притом его собственный. Есте­ственно, малыш негодует. Мамам важно понять, что ребёнок имеет право владеть своей собствен­ностью. Это его лопатка, и он не обязан её отда­вать, если она ему самому нужна.

– Кстати, от взрослых часто можно услы­шать возмущения: «Принесли игрушку на площадку, значит она общая! Здесь все друг с другом делятся. А не хотите, не берите с собой ничего на улицу»…

– Ребёнку важно объяснять, что – его соб­ственность, а что – чужая, и он только взял её во временное пользование с разрешения владельца.

Для лучшего понимания, почему не нужно «отжимать» у собственного или чужого ребён­ка игрушку, предлагаю родителям представить такую ситуацию. Вообразите, у вас назначена встреча, вы садитесь за руль своего авто и соби­раетесь ехать. И вдруг из подъезда выходит сосед (или просто незнакомый Ваня), подходит к вам и пытается «выдавить» с водительского кресла. Какова будет ваша реакция?

– Какой же выход?

– Для начала можно предложить ребёнку поделиться, но не вызывая чувства вины (не гово­рить: «Как тебе не стыдно?», «С тобой никто дру­жить не будет!»). Можно показать модель пове­дения, когда люди договариваются: ты дашь Ване лопатку, а Ваня тебе ведёрко. Но это только в тех случаях, когда ребёнок сам не увлечён этой игрушкой.

Ситуация вторая. Животные на детской площадке

– Мама одной девочки всё время берёт с собой на площадку маленькую собачку. Дети, естественно, начинают с ней играть. Хозяйка не против. И вроде все счастливы и довольны. Но ведь собака – это не игрушка, тем более чужая. Мало ли что может случиться. Как луч­ше вести себя в подобной ситуации? Дочка тоже рвётся к ней и плачет, если не разрешаю.

– В описанной ситуации собака вполне себе игрушка. Если хозяева не против такого её использования и самой собаке нравится общение с детьми, то не вижу сложностей. Вполне мож­но подпускать ребёнка к собачке, при этом объ­ясняя, что она живая, что с ней нужно обходить­ся ласково, бережно и осторожно обращаться. И, конечно, контролировать действия ребёнка, что­бы не спровоцировал собаку на агрессию.

Здесь я слышу тревогу самой мамы: «Мало ли что может случиться…» И мне хочется спросить: «Что, например, может случиться?» И как мама сама относится к собакам? Не боится ли она их? Может, она своё опасение транслирует ребёнку в ситуации, которая, в общем-то, не вызывает тре­воги у всех остальных родителей и детей.

Ситуация третья. Можно ли делать замечания чужим детям?

– Малышам на горках приходится ужи­ваться со старшими детьми. Большие носят­ся сломя голову, играют в догонялки и на малышню не обращают внимания. На замеча­ния не реагируют. Можно попытаться досту­чаться до ребят? Или уступить горку и уйти, ведь чужих детей должны воспитывать их родители.

– Если площадку оккупировала ватага стар­шей детворы и их игры опасны для малышей, то последних лучше увести подальше. И здесь ничего не поделаешь. Достучаться до старших, тем более с воспитательными речами и нравоу­чениями, вряд ли получится. Нотаций и поуче­ний они в школе наслушались, и дома ещё роди­тели добавляют. А здесь они играют и совсем не восприимчивы к воспитанию.

Если на площадке несколько детей постарше и они играют потише, вполне можно в описатель­ном виде сообщить детям следующее, например: «Ребята, побегайте, пожалуйста, вон там. Там больше места, и вы случайно не заденете малы­ша». Ведь дети до 15 лет не способны прогно­зировать результат своих действий. Они бегают здесь не потому, что им на всех наплевать, а пото­му что не понимают, что могут быть опасными для малышей. Такой посыл ребятам – это ско­рее не воспитание, а просто разъяснение того, что его в силу своего возраста не понимают.

Если дети не услышали просьбу и продолжили игру, лучше спокойно уйти с малышом в более тихое место. Зачем кого-то «воспитывать», кри­чать и ругаться? Берегите свои нервы и психику вашего ребёнка.

belkаgomel.by. Фото: Вячеслав Коломиец

Читайте также:

Детская площадка за свой счёт: кто-то сдал деньги пять раз, а кто-то ни разу

Хватит пенять на соцсети. Психолог о том, почему возникают суицидальные мысли

Львам – умерить амбиции, Овнам – навести порядок в отношениях. Астропрогноз на 2021 год

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights