10 вопросов о питании в детских садах Гомеля

Почему котлеты, а не сосиски? По­чему омлет, а не яичница? Почему яблоки, а не бананы? Подобных «почему» всегда много, когда речь заходит о питании детей в дошкольных учреждениях.

Некоторые роди­тели даже знают ответ: якобы ман­ные каши и молочные супы доста­лись нам в наследство от Совет­ского Союза вместе с порядком износившимися требованиями и стандартами. Так ли это на самом деле, выяснила наш корреспон­дент. Помогли разобраться в теме специалисты яслей-сада №33, отвечающие за организацию пита­ния и контролирующие его каче­ство — заведующая Ирина Дани­левская, её заместитель Ирина Сиз, медсестра Полина Федосенко и шеф-повар Анастасия Корниенко.

«Как вкуснее» или «как написано»?

— Давайте сначала разберёмся, как то или иное блюдо попадает на стол к вашим воспитанникам. Кто разра­батывает рецептуру, выбирает про­дукты, определяет состав и размер порции?

— Два раза в год мы получаем под­робные инструкции из районного отдела образования — так называемые двух­недельные рационы и технологические карты.

Первое — это примерный список блюд на следующие две недели. Он составля­ется специалистом-технологом по прави­лам диетологии: сколько белков, жиров и углеводов должны употребить дети в течение дня, какие витамины и мине­ралы получить — для всех возрастов нормы разные. Здесь же указывается размер порций в граммах. Причём если гарнир сложный — когда на тарелке не просто пюре, а ещё и горошек, и све­кольный салат — в рационе прописыва­ется вес каждого составляющего: пюре — столько-то, горошка — столько-то и так далее.

Технологические же карты — это пошаговое руководство по приготовле­нию блюд. Отсюда повар узнаёт, в каких соотношениях смешать ингредиенты, каким способом обработать продукт — отварить, потушить или запечь, при какой температуре, сколько соли доба­вить и на каком этапе приготовления. Нюансов масса.

Картофель фри и гамбургеры в детском саду — только игрушечные.

— А если, допустим, родитель вас попросит отступить от технологии, ссылаясь на то, что ребёнок любит кашу на воде, а не молоке. Вроде небольшой каприз — продукты те же, зато все накормлены.

— Изменить способ приготовления или состав блюда можно лишь в том слу­чае, если у ребёнка аллергия или непе­реносимость конкретного продукта. Проще говоря, по медицинской справке. Есть дети, которым нельзя ни курицу, ни свинину, ни говядину, то есть ни один вид мяса из садовского меню. Специ­ально для них закупаем детское пюре из индейки и докладываем его в те блюда, откуда вынуждены исключить мясо.

В остальных же случаях отступать от предписаний нельзя. Продукты заклады­ваются в одну кастрюлю, из неё же гото­вое блюдо попадает на тарелки. Качество продуктов сначала проверяет поставщик, потом кладовщик, затем повар, причём несколько раз, если, например, это замо­розка. Качество готового блюда, его орга­нолептику оценивают члены бракераж­ной комиссии, опираясь на критерии из тех же предписаний.

Контроль детского питания — это целая система. Её невозможно каждый раз переприспособить под индивидуаль­ные запросы детей и родителей.

Заведующая яслями-садом №33 Ирина Данилевская (справа) и её заместитель Ирина Сиз на кухне с комиссией.

— Тогда сформулирую вопрос по-другому: почему кашу варят, как написал технолог, а не как вкуснее?

— Почему-то принято считать, что «как вкуснее» и «как написано» — это добро и зло, несовместимости, проти­вопоставленные друг другу. Но загля­ните хотя бы в текущий двухнедельный рацион — и вы убедитесь, что в меню у детей блюда из тех же продуктов, что и дома. Значит, их вкусовые качества зависят от профессионализма и стара­ния повара.

Что касается устаревших стандартов, то понимаемые под ними рецептурные сборники содержат одних котлет рецеп­тов сорок. И велосипед, вопреки нашим представлениям, постоянно переизобре­тается — диетология ведь не стоит на месте. Главное, чтобы он ехал: нельзя добавить в меню вкусное, но вредное для детского желудка блюдо. Острое, жирное, содержащее распространённые аллергены, слишком горячее или холод­ное. Даже полезная в понимании взрос­лых пища — фрукты, овощи, салатная зелень — не всегда подходит детям, чья пищеварительная система ещё несовер­шенна.

Почему ребёнок не ест в саду?

— Но что делать, если ребёнок не притрагивается к порции? Обязан ли воспитатель накормить всех, каких бы усилий это ни стоило?

— Обязан. Нельзя, чтобы ребёнок остался голодным. Не поел — не заснул, не поспал — не усвоил материал на заня­тиях, и так далее. Кроме того, родители оплачивают не пребывание ребёнка в саду или образовательные услуги, а пита­ние. Соответственно, справедливо рас­считывают, что их дети будут накорм­лены.

Причин недоедания несколько. Самая распространённая — тяжело проте­кающий адаптационный период. Чув­ствуя себя отлучёнными от дома, дети или вообще теряют аппетит, или осте­регаются есть в незнакомой обстановке. Со временем они привыкают к группе и воспитателям, и проблема разрешается сама собой.

Вторая причина — непривычная пища. Многие дети, прежде чем прийти в сад, никогда не пробовали рыбы и других «твёрдых» блюд, не знают, как к ним под­ступиться, не умеют пользоваться столо­выми приборами. Одному нашему воспи­таннику мама до последнего измельчала пищу в блендере, и он так и не научился жевать. Долгое время воспитательница разминала ему котлеты, оладьи и запе­канки вилкой и кормила с ложечки.

А нелюбимое блюдо есть у всех. С возрастом вкусы меняются даже у детей, но ждать, конечно, нет времени — накормить-то их нужно уже сегодня. Приходится «заговаривать» зубы — на то у каждого воспитателя свои премудро­сти. Одна наша сотрудница выдумала целую космическую одиссею, где ложки и вилки — ракеты, доставляющие цен­ный груз с кашей из одной галактики в другую.

— То есть случаев, чтобы дети систематически отказывались от обеда, потому что невкусно, не бывало?

— Никогда. Более того, некоторые блюда нравятся им настолько, что мамы приходят за рецептами. Иногда дети про­сят кухонных работников научить гото­вить их любимые оладьи, или салаты, или супы. Объясняем на пальцах, а родителям передаём подробные инструкции.

Правда, дома приготовить как в саду не получается даже у наших поваров. Здесь другая посуда, утварь, объёмы закладки — всё это придаёт блюду вку­совые нюансы и оттенки, которые невоз­можно повторить на домашних тефлоно­вых и керамических сковородах.

Мы всё равно советуем родителям придер­живаться нашего меню и дома — оно, во-первых, полезнее сосисок с мака­ронами, а во-вторых, адаптационный период так протекает легче.

И вообще, стереотип о садовской «каше с комками» должен остаться там, откуда пришёл — в советском прошлом. Современное детское питание вкусное и разнообразное. Дома столько готовить нет времени — по себе знаем, потому что у всех свои дети. Редкий родитель станет каждый вечер заморачиваться на сложный гарнир, притом новый. А мы в саду — будем. Причём блюдо, даже очень вкусное, нельзя повторять ни на следую­щий день, ни даже через день — чтобы дети успели по нему соскучиться.

Реально ли «переклеить этикетки»?

— Интересно, родители по-прежнему оставляют в шкафчиках соки, печенье и конфеты тайком от воспита­телей? Или наконец поняли, что дети голодными не останутся?

— Некоторые родители оставляют соки, особенно летом, и мы это не привет­ствуем. Конфеты, сдобу и кондитерские изделия — тем более. Они быстро уто­ляют голод, но обладают низкой пищевой ценностью. После такого перекуса ребё­нок не успевает проголодаться к обеду, плохо ест, а после тихого часа просыпа­ется голодным. Это недопустимо.

Еда, приготовленная у нас на кухне, во-первых, сытная, а во-вторых, безопасная. Вероятность отравления исклю­чена.

Овощи — и те бланшируются, тво­рог проходит термическую обработку, рыба всегда свежая, отгружается в ледя­ной глазури. Её температура на каждом этапе размораживания измеряется спе­циальным термометром — чектемпом.

Шеф-повар Анастасия Корниенко измеряет температуру котлет специальным градусником — чектемпом.

Яйца проходят обработку в три этапа: два раза в содовой воде, третий — под проточной, и только потом готовятся. За сроком реализации каждого продукта следит шеф-повар, на кухне работают бракеражная комиссия, совет по пита­нию, приходят сотрудники санстанции и другие проверяющие органы. Короче говоря, переклеить этикетки у нас невоз­можно.

— А каков ваш порядок действий, если продукт всё-таки оказался некачественным? К примеру, после разморозки плохо запахла рыба, а на обед запланированы котлеты из минтая. Чем кормить детей, пока вы разбираетесь с поставщиком?

— Таких инцидентов у нас не было. Дело в том, что поставщики детского питания очень пристально следят за каче­ством своего товара, а мы так же при­стально следим за санитарным состоя­нием их машин и условиями транспор­тировки продуктов. Это входит в долж­ностные обязанности шеф-повара.

Если вдруг такое случается, детские сады немедленно ставят в известность отдел образования и санстанцию и при­нимают решение о замене блюда. Вме­сто рыбных котлет в этот раз дети полу­чат куриные, а рыбные им «додадут» вме­сто куриных на следующей неделе — и так далее.

Замены блюд происходят и в штат­ном режиме. Например, на час задер­живается поставка яблок — значит, на полдник выдадим апельсины, а яблоки — на ужин.

— А что делать с нетронутыми блю­дами? Например, дети заболели — не выбрасывать же их обеды.

— Алгоритм следующий. В четверг вечером в саду было двести детей — зна­чит, утром в пятницу повар готовит две­сти завтраков. Пять порций оказались невостребованными — дети заболели. Производится перерасчёт завтрака по факту, готовые штучные блюда уходят старшим группам — всегда есть те, кто выжидает несъеденные порции и про­сит добавки.

— На территории вашего сада растут плодовые деревья. Можно ли выдать детям на полдник свои яблоки, а не привозные?

— Нет. На полдник они всегда полу­чат то, что запланировано в двухнедель­ном рационе. Яблоки и другие фрукты и ягоды из нашего сада дети могут съесть просто так под контролем родителей.

Кстати, у каждой группы есть свой небольшой огород. Весной и летом они высаживают зелень, овощи и даже клубнику. Детям уход за растениями — полив, прополка и особенно сбор уро­жая — доставляет массу положительных эмоций. Это же настоящий созидатель­ный труд, плоды которого можно обна­ружить у себя в тарелке.

Воспитатели выращивают зелёный лук в «огороде на подоконнике», чтобы добавлять его в супы, не дожидаясь сезона: дети всегда с большей охотой съедят блюдо, к приготовлению кото­рого имели причастность, даже если всего-то помогли нарезать лук.

Автор: Светлана Соколова. Фото: Мария Амелина

Читайте также:

Говорит Гомель. Как вы относитесь к кашам?

15 вопросов о зачислении в детсады Гомеля

Любимые батуты и заведующая – пловчиха. В Гомеле есть «олимпийский» детский сад

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights