В Гомеле на «Сожскім карагодзе» покажут в танце быт кривичей и лютичей

В Гомель на «Сожскі карагод» обя­зательно приедет Государствен­ный академический ансамбль танца и его художественный руководитель Валентин Дудкевич.

Валентин Владимирович к тому же возглавляет жюри фестиваля, а ещё он давний друг директора Детской хореографической школы искусств Гомеля Петра Свердло­ва. Что ещё связывает с област­ным центром легендарного балет­мейстера – в нашем материале.

– Весной ваш коллектив уже приезжал в Гомель, когда у воспи­танников местной хореографиче­ской школы был выпускной. Ма­стера и дети выступали на одной сцене. Что это был за эксперимент?

– Никаких экспериментов, а все­го лишь желание нетривиально отме­тить Международный день танца. На­кануне я созвонился с Петром Ивано­вичем и узнал, что готовится отчёт­ный концерт учащихся и выпускни­ков хореографической школы. Решил, что неплохо было бы совместить его с нашими гастролями. Тем более что нашим артистам и его воспитанни­кам предстоит работать в совместном проекте – современной постановке мюзикла-балета «Щелкунчик». За­одно проверили зал (Общественно-культурный центр – прим. авт.), оце­нили его технические характеристики. Результат нас устроил. Учащимся школы и их родителям мы впервые за пределами Минска показали свои новые, можно сказать, революционные номера «Кривичи» и «Лютичи», одновременно фольклор­ные и современные, которые рассчи­тываем представить и на фестивале в сентябре.

– Валентин Владимирович, а есть ли в вашем коллективе вы­ходцы из Гомеля вообще и детской хореографической школы в част­ности?

– Мы ищем таланты во всех регионах республики, и должен ска­зать, что чаще всего находим в Мин­ске, Витебске и Гомеле. Последние – воспитанники детской хореогра­фической школы, окончившие потом колледж искусств имени Соколовско­го, как, например, наш балетмейстер и постановщик Максим Кашевич. Ска­жу без преувеличения, это будущее ансамбля и белорусского танца вооб­ще. Очень талантливый и способный молодой человек.

– Расскажите подробнее о но­вом «Щелкунчике». Что это за по­становка и когда ждать премьеру?

– Это современный взгляд на всем известную историю Гофмана. По фор­мату – мюзикл-балет. Его премье­ра уже была в Белгосфилармонии, но спектакль нуждается в развитии и до­работке совместно с Петром Ивано­вичем и его учениками. Рассчитыва­ем презентовать его в новогодние или рождественские праздники здесь же, в Гомеле, в общественно-культурном центре. Надеемся, что наш «Щелкун­чик» привлечёт внимание не только взрослых, но и юных зрителей.

– Не боитесь, что на «Щелкун­чик» с классической музыкой юные гомельчане не пойдут?

– Не боимся, и судим об этом по реакции столичного зрителя, кото­рый уже видел наш новый спектакль и воспринял его на ура. А чтобы по­лучить такую реакцию, постарались необычно преподнести творчество Петра Чайковского. Помимо музыки великого композитора в современ­ной аранжировке звучат специально написанные для сказки песни и раз­говорные сцены. Добавляют красок эксклюзивные декорации.

Понимаете, меня, откровенно го­воря, достала современная музыка. В ней нет ничего для разума, души – только навязанный ритм. Не то, чтобы западный – он везде такой, но какой-то уличный, низкого по­шиба. Не хочется молодёжь на этом воспитывать. Нужно поднимать об­щий уровень культуры, актуализи­ровать высшие ценности, заронять в души людей главное – что миром правит любовь.

– Кстати, о Западе. Имея бога­тый опыт гастролей и стажировок за рубежом, считаете ли вы белору­сов танцующей нацией? И как от­личается отношение к этому искус­ству у нас и за границей?

– Я бы сказал, очень отличает­ся. Например, французы постоянно экспериментируют с формой, любят новизну. У них совершенно другие приоритеты и принципы постановки танца. Если я сначала определяю его содержание, работаю по Станислав­скому, переходя от смысла к слову и к действию, то французский педагог собирает танцовщиков вокруг себя и говорит: «Покажите мне то, чего я не видел». Только и слышишь: это я ви­дел, это тоже, а такое – и подавно… Они идут от формы, а не содержания, мы же – наоборот.

Что касается белорусов как тан­цующей нации, то, не буду лука­вить, она «средне-танцующая». По-настоящему танцующие нации – это Россия, причём не вся, а казанская, и Украина. Меньше танцуют поляки и прибалты. Европа вообще не танцу­ет – традиции там давно утрачены.

А очень жаль, ведь в танце каж­дого народа зашит свой код. За го­ды работы я научился с первых дви­жений узнавать, какое происхожде­ние имеет тот или иной танец, по­чему он существует, какую историю рассказывает… Для того, чтобы по­ставить такие номера, как «Криви­чи» и «Лютичи», да и вообще любой историко-бытовой и народный танец, нужно брать шире, не зацикливать­ся на одной хореографии, разбирать­ся во многих пограничных областях. Потому что история народа – это ещё и орнаментика, и колористика…

– Спустя годы изучения бело­русского танца, какой главный миф о нём вам хотелось бы разве­ять в своих постановках?

– Долгое время было принято считать, что белорусы всю историю прожили в лаптях. Это, конечно, не так. Любое общество многослойно. Даже если основную его часть со­ставляют сельские жители, никуда не деваются горожане, мещане, интел­лигенция. Белорусы – не исключе­ние. Мы были не только мирными и «памяркоўнымі», но и воинственны­ми, творческими, аристократически­ми… Это и хочется отразить в своих постановках.

Фольклористы говорят, что бело­русскую историю растащили по ча­стям – в Польшу, Литву и другие приграничные страны. Теперь её нужно возвращать – если не в му­зеи и запасники, то хотя бы в созна­ние людей. И танцевальному искус­ству в этом деле отведена чуть ли не ведущая роль.

– Спасибо за искренность и до встречи на «Сожскім карагодзе».

Валентин Дудкевич.

Из досье

Валентин Дудкевич родился 6 октября 1943 года в Могилёве.

С детства занимался хореографи­ей. Окончил Белорусский государ­ственный хореографический кол­ледж по специальности «артист балета», Белорусский государ­ственный театрально-художествен-ный институт, аспирантуру Инсти­тута этнографии и фольклора Ака­демии наук Беларуси. Имеет квали­фикацию «искусствовед» в области этнографии и фольклора. Стажиро­вался в Москве и Париже.

Дважды лауреат специаль­ной премии Президента Беларуси деятелям литературы и искусства (1998, 2004).

В 2008 году за личный вклад в развитие национального хоре-ографического искусства и значи­тельные успехи в сохранении и по­пуляризации культурного наследия белорусского народа награждён орденом Франциска Скорины.

Руководитель хореогра­фической школы искусств Гомеля Пётр Свердлов дово­лен творческим сотрудничеством с Государственным академиче­ским ансамблем танца и наде­ется, что оно будет развиваться. Для этого есть всё:

– Школа на подъёме, и я рад, что у нас такие талантли­вые дети и педагоги. Хореогра­фия и пластика, которую пока­зывают наши дети, востребова­на и интересна. Хореографиче­скому мастерству у нас обуча­ются более 800 ребят по таким направлениям, как: современ­ная хореография, классический, народно-сценический, историко-бытовой и бально-спортивный танец.

Cпектакль «Щелкунчик», о ко­тором рассказывал Валентин Владимирович, – это логическое продолжение нашего с ним многолетнего творческого сою­за. Параллельно готовятся мас­штабные хореографические по­лотна к открытию фестиваля «Сожскi карагод».

Пользуясь случаем, благода­рю наших родителей за терпе­ние и многочасовое ожидание под учебными классами, особен­но в период репетиций. И, конеч­но, огромное спасибо педагоги­ческому коллективу – моим еди­номышленникам. Я рад и горд, что работаю с такими талантли­выми, преданными своему делу людьми.

Автор: Светлана Соколова. Фото: sb.by; Дарья Моложавская, newsgomel.by

Сейчас читают:

Стало известно, кто приедет в Гомель на «Сожскі карагод»

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights