В декабре Советскому району Гомеля исполнится 50 лет. Понятно, что полвека назад территория будущего района уже была освоена. Более двух тысяч лет назад здесь, к примеру, существовало урочище Шведская Горка. Позволим себе «перепрыгнуть» через столетия ближе к Октябрьской революции и начать своё повествование отсюда. Итак, что представлял собой Советский район в конце XIX века — 1973 года.
Первопоселенцы с Басовой горы
До Октябрьской революции Гомель, считавшийся обыкновенным уездным городом, не имел внутреннего административного деления. По крайней мере, официального. Для обозначения его районов и предместий использовались обиходные названия: Залиния, Забег, Кавказ, Америка, Монастырёк и другие. Новобелица и вовсе разделялась только на полицейские части и околотки.
По правде сказать, особой нужды в районировании тогда и не было: в 1880 году в Гомеле и Новобелице проживали суммарно 23 тыс. человек, что в четыре раза меньше, чем в Советском районе на момент его образования. С тем, чтобы управлять таким населённым пунктом, вполне справлялись городская управа и выборные гласные Гомельской Думы.
До 1870-х годов большая часть территории современного Советского района оставалась незаселённой. В лучшем случае, здесь встречались пахотные поля, а преимущественно — пойменные луга, дубравы и сосновые боры. Оставшаяся, заселённая, часть была представлена Монастырьком, а точнее — Басовой горой, отделяемой от тогдашней окраины Гомеля — Спасовой слободы — глубокой ложбиной, внизу которой протекал ручей. Теперь здесь проходит железная дорога.
По легенде, два переселенца из старообрядческой Ветки первыми поставили на этой горке ветряные мельницы. Есть сведения, что их фамилии были Швецов (уличное прозвище — Басов) и Цепляков. Так что вполне возможно, что современные их носители принадлежат к фамилии «первопоселенцев» Советского района.
Затем старообрядцы заселили подтапливаемую низину за Басовой горой — так образовались выселки Монастырька. Земли эти сначала принадлежали Румянцевым, а потом — Паскевичам. Известно, что Николай Петрович Румянцев сопереживал старообрядцам, подвергавшимся в то время гонениям, и под защитой влиятельного графа они чувствовали себя в безопасности. Своё название новое городское предместье получило от старообрядческого девичьего скита (монастыря), располагавшегося примерно в районе ТЭЦ-1. По донесениям управляющего графским имением Якова Фока, обитательницы монастыря отличались весьма вольным нравом, но это — отдельная история…
В 1873 году патриархальную тишину утопавшего в садах Гомеля разбудил грохот железных колёс и пронзительный звук паровозного гудка. Новый век ворвался к нам локомотивом — через Гомель прошла Либаво-Роменская железная дорога. Её появление серьёзно повлияло на развитие города и, как следствие, направление его застройки.
Заводы и панельное домостроение
Кроме двух вокзалов, в Гомеле открылись мастерские Либаво-Роменской железной дороги (сейчас — вагоностроительный завод), которым требовалось около 2 тыс. рабочих.
Набирали их в основном в соседних сёлах. Так началась наша местная урбанизация. В традициях того времени было рано жениться и, по возможности, иметь больше, чем одного ребёнка. Немудрено, что население Гомеля существенно увеличилось и к 1900 году здесь проживало уже 79 тыс. человек. Городские власти озадачились, где поселить столько новоприбывших с их жёнами и детьми. Ответ напрашивался сам собой — конечно, по западную сторону линии железной дороги: и работа будет рядом, и земли пора осваивать.
Тем не менее строительство Залинии происходило стихийно, Думой его «санкционировали» лишь в 1907 году, после Первой русской революции. Вчерашние пустоши стремительно покрывали новые улицы и кварталы, и в начале XX века усадебная застройка дошла до улицы Батарейной (сейчас — Богдана Хмельницкого).
Когда в Залинии вырос новый одноэтажный город, сюда подтянулись ремесленники, в том числе из старообрядческих слобод нынешней Гомельщины и Брянщины, стали селиться и еврейские предприниматели.
После Первой мировой войны прибыли ещё и беженцы, часть расселилась в бараках Либавского городка (располагался в пределах нынешних улиц Чкалова и Барыкина). А затем, с установлением советской власти, началось стремительное развитие города.
Особый толчок этому развитию дала социалистическая индустриализация. К началу 1930-х годов Залиния расстроилась уже до границ улиц Мильчанской, Продольной (сейчас — Джураева) и Минской.
Хотя Залиния всегда считалась обособленным участком, официальное административное деление Гомеля было введено только в советское время. В 1920-1930-х годах появились Городской и Залинейный районы, Новобелица же была признана пригородом. В 1931 году в состав Залинейного района включили деревню Любны. А в 1940-м появился Сельмашевский район.
В годы Великой Отечественной войны Гомель очень пострадал. В Лещинце и вдоль современного Речицкого проспекта нацистские оккупанты проводили массовые казни мирных жителей, впоследствии тут были обнаружены их многочисленные захоронения. На улице Быховской находилось еврейское гетто, все содержавшиеся в нём люди, включая маленьких детей, были уничтожены.
В 1946 году был составлен Генеральный план восстановления Гомеля. Согласно плану, улицы Будённого (ныне — Барыкина), Полесскую, Московскую и Батарейную (Богдана Хмельницкого) надлежало отнести к главным улицам города. При этом Будённого и Полесскую нужно было расширить до 20-25 метров, а на Московской и Батарейной разбить бульвары. Также Генпланом предполагалось создать в Гомеле два новых промышленных узла: северный, за Прудком, и западный — в южной части Залинейного района. Характерно, что часть Залинейного района в границах, утверждённых правительством БССР в 1936 году, к тому времени заняли пригородные колхозы. Теперь же эти территории решено было вернуть под городскую застройку.
Гомель успешно восстанавливался после войны и преодолевал новые рубежи развития. Проектировщики продолжали экспериментировать с районированием, и уже в 1950 году главный архитектор Гомеля Виктор Чернышёв предложил разделить город на четыре условных района: Северный, Западный, Центральный и Залинейный.
В 1962 году гомельские архитекторы приступили к разработке амбициозного Генплана, предполагавшего фактически «вторую индустриализацию» Гомеля. Большинство новых предприятий решено строить именно в западной части города.
Тут же и возводить жилые микрорайоны под нужды заводчан с применением инновационной на тот момент технологии панельного домостроения. Сборка домов из железобетонных плит позволяла за три месяца построить пятиэтажный дом. Заниматься строительством поручили СУ-46 стройтреста №10 — будущему Гомельскому ДСК. Базировалось строение на улице Барыкина. Наверное, поэтому первая «панелька» выросла в мае 1961 года именно на этой улице, в новом микрорайоне Фестивальном.
Но вернёмся к заводам. В 1965 году была сдана первая очередь Гомельского химзавода, в 1966 году — «Луча» (впоследствии — Гомельского радиозавода), в 1968 году — получена первая плавка металла на «Центролите».
По мере расширения Гомеля на запад в его черту вошли пригородные деревни (Мильча, Лещинец, Павлово и другие).
Рождение нового района
Гомель рос, и с этим нужно было что-то делать. В 1973 году Верховный Совет Белорусской ССР принял решение образовать новый район — Советский. К тому моменту здесь проживало уже более 100 тыс. человек, располагалось два десятка крупных предприятий. В их числе — уже упомянутый Гомельский химзавод, «Центролит», заводы торгового оборудования, пусковых двигателей, сантехоборудования, электромеханический, фабрики «Красная звезда» и «Прогресс», автобусный и таксомоторный парки, троллейбусный парк №2 и другие предприятия. Кроме того, в намечающемся Советском районе уже работал заочный факультет Московского кооперативного института, который в 1975 году был преобразован в Гомельский филиал, два профтехучилища и два кинотеатра — «Октябрь» и «Ракета».
В 1974 году на капитальное строительство нового района было направлено 66 млн полновесных советских рублей.
Новостройки, как мы помним, появлялись стремительно быстро. Но кроме жилья, деньги выделялись и на строительство магазинов, детских садов, школ, поликлиник и других социальных объектов. Кстати, кроме целевых денег вкладывались и средства предприятий — радиозавода, «Центролита», вагоностроительного завода и других. Важным для нового района Гомеля стало строительство в 1974 году Дворца культуры и спорта химического завода (сейчас — Дворец культуры «Фестивальный»). Кто его построил, понятно из старого названия.
Взятые ещё на старте высокие темпы развития Советский район продолжал держать и в дальнейшем. Отменным благоустройством отличается и сейчас. Здесь работают десятки промышленных объектов и готовят квалифицированных специалистов четыре вуза. Так, как и хотели наши родители.
belkagomel.by. Фото: из архива редакции и соцсетей Александра Веснина
Сейчас читают:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram