Пешком по Гомелю: белорусские корни Виктора Драгунского

В первый день лета на экраны вышел сериал по мотивам книги «Денискины рассказы», снятый внуком знаменитого писателя Артемием Драгунским. Журналисты «Белки» расспросили режиссера о премьере и поинтересовались, что ему известно о гомельском периоде жизни дедушки. А еще на случай приезда молодого режиссера в наш город составили путеводитель по важным для династии Драгунских местам.

НОВАЯ СТАРАЯ ИСТОРИЯ

Внук Артемий в живых дедушку не застал, но в детстве постоянно слышал его голос – «Денискины рассказы», записанные на виниловые пластинки, читал сам автор.

«Это способствовало формированию образа дедушки в моем воображении. И позднее, чем больше я узнавал о его судьбе и творчестве, тем больше общего обнаруживалось в том, как мы оба смотрим на мир».

По словам внука, о гомельском периоде жизни своего легендарного деда он знает совсем мало.

«Существенная часть знаний о жизни Виктора Юзефовича в Гомеле, к огромному сожалению, утрачена. Некоторые общеизвестные факты изложены в книге моего дяди Дениса Викторовича «Подлинная жизнь Дениса Кораблева», поэтому вся наша семья будет очень признательна жителям и краеведам Гомеля за любые подробности о жизни Виктора Драгунского в юности: где жил, с кем дружил, как проводил время. Поверьте, это очень ценно для нас».

Драгунские

Артемий Драгунский

Идея снять сериал по «Денискиным рассказам» созрела давно. Стать автором экранизации продюсеры братья Андреасян предложили именно Артемию Драгунскому. Они увидели в этом магию: «Внук Виктора Драгунского экранизирует “Денискины рассказы”». Артемий согласился. Этот сериал – его кинематографический дебют. До сих пор выпускник школы-студии МХАТ работал над постановками мультимедийных шоу.

Самым сложным в работе над сериалом было воссоздать в кадре прошлое. Очень долго, по словам режиссера, искали типажей того времени. Например, актера на роль Дениски из прошлого не могли найти несколько месяцев и утвердили буквально за неделю до начала съемок. Выбором режиссер остался доволен: «К огромному счастью, мы встретили удивительно органичного мальчика по имени Роман Панков, который замечательно вжился в роль Дениски».

Денискины рассказы сериал

Кадр из сериала «Денискины рассказы»

Премьера первого сезона сериала состоялась в День защиты детей. Всего же будет 60 эпизодов: 25 – о дошкольных приключениях персонажа и еще 35 – о его жизни в школе. Съемки сериала продолжаются. И по первым отзывам кинокритиков, создатели на правильном пути – умело соединили ностальгию, душевность, юмор и актуальные мотивы истории.

На просьбу порассуждать, что могут взять из этого сериала нынешние дети и их родители, внук писателя ответил так:

«У современных детей есть все, что было у Дениски, и гораздо больше – это очевидно. Думаю, современным детям надо просто больше гулять и проводить время с друзьями, соревноваться в знаниях, логике и физической культуре. А вот привить им эти интересы – задача взрослых. С детьми работает только достойный пример, ни в коем случае не нравоучения и ультиматумы».

Напомним, прототипом героя «рассказов» стал дядя Артемия – писатель и журналист Денис Драгунский, поэтому мы не могли не спросить у племянника – действительно ли все описанные в книге смешные истории случались с Дениской на самом деле.

«Лучше всего об этом вам расскажет мой дорогой дядя, поскольку некоторые происшествия из его детства, действительно, послужили источником вдохновения. Между прочим, сегодня Денису Викторовичу на каждой встрече с читателями его собственных, кстати говоря, замечательных книг часто задают такой вопрос: «А все-таки, когда вы были маленький, вы и вправду выбросили кашу из окна и к вам приходил милиционер?». И каждый раз ему приходится объяснять, что все это талантливый литературный вымысел».

Денискины рассказы

Кадр из сериала «Денискины рассказы»

И еще. Артемий Драгунский никогда не был в Гомеле, но готов сюда приехать и погулять по улицам, по которым когда-то ходили его предки. Без гида коренной москвич вряд ли справится. Попробуем ему помочь.

КРАСНЫЙ ДЕДУШКА ЛЕЙБА

Не все знают, но большая часть детства Виктора Драгунского прошла в Гомеле, и на мировоззрение подростка сильное влияние оказал отчим – тогдашний начальник местной милиции и большевик Ипполит Войцеховский. Но до его появления в жизни маленького Вити было много других людей, без рассказа о которых не сложится семейный пазл «Драгунские». Начнем, пожалуй, с дедушки Лейбы – Льва Хаимовича.

Лев Драгунский родился в 1869 году, жил и работал в Гомеле – служил учителем русского языка в гимназии. Подлинным же его призванием была общественная деятельность – он стоял у истоков социал-демократического и профсоюзного движения в Гомеле, готовил с товарищами первую в нашем городе маевку.

Нет, это не праздник с демонстрантами и музыкой, а тайное собрание, которое прошло 1 мая 1898 года в тишине и подальше от центра города – на Мельниковом лугу. Протестанты говорили о тяжелых условиях рабочих, солидарности трудящихся и необходимости перемен. Пусть и отложенный во времени, но маевка принесла свой результат – зарплату гомельским рабочим подняли на 50%, а рабочий день с 16 часов сократили до 13.

Невзирая на риск и опасность преследования, Драгунский одним из первых начал возить в Гомель основанную Лениным газету «Искра», а в 1903 году организовывал отряды самообороны во время еврейского погрома. В том же году его арестовали и судили, затем последовало еще два ареста.

Первой женой подпольщика Драгунского стала акушерка Циля Исааковна. Жила она в Кагальном рву (от слова «кагал» –  еврейская община), где в узких и запутанных переулках ютилась городская беднота, собирались гомельские революционеры и бунтари.

Драгунские

Лев и Циля Драгунские с детьми, Ритой и Исааком. Гомель, 1902

В этом браке родились трое детей: Исаак, Марк и Рита (будущая мама писателя). В Гомеле Риту называли «дочкой того самого безбожника и отступника» и однажды даже выгнали из синагоги, куда она пришла за мацой.

история гомеля

Кагальный ров в Гомеле, наши дни

В 1913 году темпераментный Лев Хаимович вдруг развелся с Цилей и женился на 28-летней Хане-Бейле Ратнер младше его на 16 лет. Невеста принадлежала к известной гомельской фамилии – Ратнеры владели частной городской гимназией.

В том же году Лев Драгунский вместе с молодой женой уехал в Америку. По одной из версий, из-за развода, по другой – социал-демократ сомневался в успехе русской революции и решил эмигрировать в Нью-Йорк, где имелась Гомельская секция Бунда (еврейской рабочей партии, на идиш Bund – союз). Одновременно с отцом сорвались за границу его дети Исаак и Рита. Оба перед отъездом создали семьи.

МАМА РИТА И ЕЕ МУЖЬЯ

Юная красавица Рита Драгунская, едва достигнув совершеннолетия, вышла замуж за 17-летнего щеголя Юзека Перцовского. Сын гомельского старьевщика, похоже, был участником мелких экспроприаций. Носили ли эти «эксы» политический или криминальный характер – уже неизвестно. Но как сообщает московская журналистка и исследователь биографий многих писателей Марина Щукина, в семье Драгунских имя «Юзек» долгое время было синонимом слов «авантюрист» и «проходимец».

Рита и Юзек поселились в Бронксе и вскоре, 1 декабря 1913 года, родили первенца, которому дали имя Виктор. Молодой семье с маленьким сыном пришлось несладко – американская мечта разбилась о реальность. Денег не хватало даже на еду, а по району с самыми настоящим трущобами шастали полчища крыс.

Терпеть эту неустроенность молодые родители не стали и спустя полгода вернулись в Гомель. Чуть позже переехал и брат Исаак со своей семьей. А вот Лев Хаимович остался в Америке, с головой погрузился в социалистическую пропаганду.

Долгое время считалось, что на родину старший Драгунский так и не вернулся – якобы внезапно скончался от заражения крови после неудачного удаления зуба в 1923 году. Но недавно родственники выяснили, что это не так. Лев Драгунский умер от старости уже после Второй мировой войны. Все эти годы он продолжал жить в Нью-Йорке и издавал детский журнал, писал на идише под псевдонимом и переводил детские рассказы с итальянского.

Возвращение Риты и Юзека в Гомель случилось за несколько дней до Первой мировой войны и за два с половиной года до Октябрьской революции. В те бурные события с головой окунулся брат Риты Исаак. После оккупации Гомеля в 1918 году немцами и украинскими националистами дядя будущего писателя вошел в руководящий комитет гомельского подполья, начал проводить боевые операции против оккупантов. В 1919 году Исаак Драгунский, ранее придерживавшийся анархо-коммунистических взглядов, вступил в РКП(б).

А вот с отцом писателя произошла пренеприятная история. По одной из версий, его расстреляли за некие прегрешения перед революционной властью. Причем, согласно семейной легенде, сделал это лично начальник гомельской милиции Ипполит Войцехович, который стал вторым мужем мамы писателя и его отчимом.

Драгунские

Рита и Виктор Драгунские. Ипполит Войцехович, 1918

Коммунистические убеждения приемного отца и его служебная деятельность по борьбе с контрреволюцией и бандитизмом серьезно повлияли на мальчика. Еще бы не повлиять! Красный комиссар Войцехович брал с собой пасынка даже когда подавлял Стрекопытовский мятеж. Ребенок сидел с ним в седле и тогда, когда тот ездил по селам стрелять беляков. В руках 5-летнего мальчишки запросто могли оказаться шашка и маузер. Уже став литератором, Драгунский собирался написать об этом книгу «Мальчик с настоящей саблей».

В 1920 году Ипполит Войцехович погиб в перестрелке. Комбрига в последний путь провожал весь Гомель.

А Рита через два года снова вышла замуж. Новым отчимом Вити стал известный опереточный актер и режиссер Михаил Рубин, приехавший в Гомель со спектаклем «Заброшенная корчма». С этого момента будущий писатель стал интересоваться искусством, начал активно ездить с отчимом на гастроли. В 1925 году Михаилу Хаимовичу предложили работу в Москве, там тогда создавался новый театр Еврейской музкомедии. Так семья из Гомеля перебралась в столицу на постоянное местожительство.

Матери будущего писателя фатально не везло с мужьями – однажды Рубин уехал на гастроли и не вернулся. Позже семье стало известно, что в 1931 году он эмигрировал в Америку, стал там процветающим актером и обзавелся новой семьей.

Рита с детьми осталась в Москве. В браке с Михаилом у нее родился сын Леонид. Судьба Витиного брата оказалась незавидной – в 16 лет он успел заработать уголовную статью за хулиганство, из лагеря призвался на фронт и в 1942-м погиб.

Драгунские

Рита Драгунская с сыном Леонидом. Михаил Рубин, 1928

У Виктора же в Москве началась новая жизнь. Но прежде чем стать замечательным писателем, он успел поработать токарем, лодочником, шорником, актером и даже рыжим клоуном на арене цирка. В 1941-м пошел добровольцем в московское ополчение, затем работал в фронтовых творческих бригадах. Впрочем, это уже совсем другая история.

Виктор Драгунский

Писатель и его юные читатели, 1967 год

В Гомеле имя классика детской литературы носит библиотека-филиал №10, что на улице Тимофеенко. Присвоили его в 2013 году, во время празднования 100-летия со дня его рождения. Тогда на мероприятие из Москвы приезжала дочь писателя Ксения Драгунская – известный российский драматург, сценарист, детский писатель, искусствовед.

belkagomel.by. Фото: Вячеслав Коломиец, moskvichmag.ru kinopoisk.ru

Сейчас читают:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights