Советскому 50. История самого молодого района Гомеля (часть 1)

В декабре Советскому району Гомеля исполнится 50 лет. Понятно, что полвека назад террито­рия будущего района уже была освоена. Более двух тысяч лет назад здесь, к примеру, существова­ло урочище Шведская Гор­ка. Позволим себе «пере­прыгнуть» через столетия ближе к Октябрьской рево­люции и начать своё пове­ствование отсюда. Итак, что представлял собой Советский район в конце XIX века — 1973 года.

Первопоселенцы с Басовой горы

До Октябрьской револю­ции Гомель, считавшийся обыкновенным уездным го­родом, не имел внутренне­го административного деле­ния. По крайней мере, офи­циального. Для обозначения его районов и предместий ис­пользовались обиходные на­звания: Залиния, Забег, Кав­каз, Америка, Монастырёк и другие. Новобелица и вовсе разделялась только на поли­цейские части и околотки.

По правде сказать, особой нужды в районировании тог­да и не было: в 1880 году в Гомеле и Новобелице прожи­вали суммарно 23 тыс. чело­век, что в четыре раза мень­ше, чем в Советском районе на момент его образования. С тем, чтобы управлять та­ким населённым пунктом, вполне справлялись город­ская управа и выборные глас­ные Гомельской Думы.

До 1870-х годов большая часть территории современ­ного Советского района оста­валась незаселённой. В луч­шем случае, здесь встреча­лись пахотные поля, а пре­имущественно — поймен­ные луга, дубравы и сосно­вые боры. Оставшаяся, засе­лённая, часть была представ­лена Монастырьком, а точ­нее — Басовой горой, отде­ляемой от тогдашней окраи­ны Гомеля — Спасовой сло­боды — глубокой ложбиной, внизу которой протекал ру­чей. Теперь здесь проходит железная дорога.

Фото 1961 года.

По легенде, два пере­селенца из старообрядче­ской Ветки первыми поста­вили на этой горке ветря­ные мельницы. Есть сведе­ния, что их фамилии бы­ли Швецов (уличное про­звище — Басов) и Цепля­ков. Так что вполне возмож­но, что современные их но­сители принадлежат к фа­милии «первопоселенцев» Советского района.

Затем старообрядцы засе­лили подтапливаемую низи­ну за Басовой горой — так образовались выселки Мона­стырька. Земли эти сначала принадлежали Румянцевым, а потом — Паскевичам. Из­вестно, что Николай Петро­вич Румянцев сопереживал старообрядцам, подвергав­шимся в то время гонениям, и под защитой влиятельного графа они чувствовали себя в безопасности. Своё назва­ние новое городское предме­стье получило от старообряд­ческого девичьего скита (мо­настыря), располагавшегося примерно в районе ТЭЦ-1. По донесениям управляю­щего графским имением Яко­ва Фока, обитательницы мо­настыря отличались весь­ма вольным нравом, но это — отдельная история…

В 1873 году патриархаль­ную тишину утопавшего в садах Гомеля разбудил гро­хот железных колёс и прон­зительный звук паровозного гудка. Новый век ворвался к нам локомотивом — через Гомель прошла Либаво-Роменская железная дорога. Её появление серьёзно по­влияло на развитие города и, как следствие, направле­ние его застройки.

Заводы и панельное домостроение

Кроме двух вокзалов, в Гомеле открылись мастер­ские Либаво-Роменской железной дороги (сейчас — вагоностроительный завод), которым требовалось около 2 тыс. рабочих.

Набирали их в основном в соседних сё­лах. Так началась наша мест­ная урбанизация. В тради­циях того времени было ра­но жениться и, по возможно­сти, иметь больше, чем одно­го ребёнка. Немудрено, что население Гомеля существен­но увеличилось и к 1900 году здесь проживало уже 79 тыс. человек. Городские власти озадачились, где поселить столько новоприбывших с их жёнами и детьми. Ответ напрашивался сам собой — конечно, по западную сторо­ну линии железной дороги: и работа будет рядом, и земли пора осваивать.

ГРУППА РАБОЧИХ ПАРОВОЗОСБОРОЧНОГО ЦЕХА, 1912 ГОД.

Тем не менее строитель­ство Залинии происходило стихийно, Думой его «санк­ционировали» лишь в 1907 году, после Первой русской революции. Вчерашние пу­стоши стремительно покры­вали новые улицы и кварталы, и в начале XX века усадебная застройка дошла до улицы Ба­тарейной (сейчас — Богдана Хмельницкого).

Когда в Зали­нии вырос новый одноэтаж­ный город, сюда подтянулись ремесленники, в том числе из старообрядческих слобод ны­нешней Гомельщины и Брян­щины, стали селиться и еврей­ские предприниматели.

После Первой мировой войны при­были ещё и беженцы, часть расселилась в бараках Либав­ского городка (располагался в пределах нынешних улиц Чка­лова и Барыкина). А затем, с установлением советской вла­сти, началось стремительное развитие города.

Особый толчок этому раз­витию дала социалистиче­ская индустриализация. К началу 1930-х годов Зали­ния расстроилась уже до границ улиц Мильчанской, Продольной (сейчас — Джу­раева) и Минской.

Хотя Залиния всегда счи­талась обособленным участ­ком, официальное админи­стративное деление Гомеля было введено только в совет­ское время. В 1920-1930-х го­дах появились Городской и Залинейный районы, Новобе­лица же была признана при­городом. В 1931 году в состав Залинейного района включи­ли деревню Любны. А в 1940-м появился Сельмашевский район.

В годы Великой Отече­ственной войны Гомель очень пострадал. В Лещинце и вдоль современного Речицкого проспекта нацистские оккупанты проводили мас­совые казни мирных жите­лей, впоследствии тут бы­ли обнаружены их многочис­ленные захоронения. На ули­це Быховской находилось еврейское гетто, все содер­жавшиеся в нём люди, вклю­чая маленьких детей, были уничтожены.

СШ №3 ориентировочно в 1944-46 годах.

В 1946 году был составлен Генеральный план восстанов­ления Гомеля. Согласно пла­ну, улицы Будённого (ныне — Барыкина), Полесскую, Мо­сковскую и Батарейную (Бог­дана Хмельницкого) надлежа­ло отнести к главным улицам города. При этом Будённого и Полесскую нужно было рас­ширить до 20-25 метров, а на Московской и Батарейной разбить бульвары. Также Ген­планом предполагалось соз­дать в Гомеле два новых про­мышленных узла: северный, за Прудком, и западный — в южной части Залинейного района. Характерно, что часть Залинейного района в грани­цах, утверждённых прави­тельством БССР в 1936 году, к тому времени заняли при­городные колхозы. Теперь же эти территории решено бы­ло вернуть под городскую за­стройку.

Гомель успешно восстанав­ливался после войны и пре­одолевал новые рубежи раз­вития. Проектировщики про­должали экспериментировать с районированием, и уже в 1950 году главный архитек­тор Гомеля Виктор Чернышёв предложил разделить город на четыре условных района: Северный, Западный, Центральный и Залинейный.

В 1962 году гомельские ар­хитекторы приступили к раз­работке амбициозного Ген­плана, предполагавшего фак­тически «вторую индустриа­лизацию» Гомеля. Большин­ство новых предприятий ре­шено строить именно в за­падной части города.

Первые дома на Речицком проспекте, 1962 год.

Тут же и возводить жилые микро­районы под нужды заводчан с применением инновацион­ной на тот момент технологии панельного домостроения. Сборка домов из железобе­тонных плит позволяла за три месяца построить пятиэтаж­ный дом. Заниматься строи­тельством поручили СУ-46 стройтреста №10 — будуще­му Гомельскому ДСК. Бази­ровалось строение на улице Барыкина. Наверное, поэтому первая «панелька» выросла в мае 1961 года именно на этой улице, в новом микрорайоне Фестивальном.

Виктор Мартыненко строил первый панельный дом в Советском районе.

Но вернёмся к заводам. В 1965 году была сдана первая очередь Гомельского химза­вода, в 1966 году — «Луча» (впоследствии — Гомельского радиозавода), в 1968 году — получена первая плавка металла на «Центролите».

Строительство завода «Центролит», 1967 год.

Автобусная остановка у «Центролита» примерно в те же годы.

По мере расширения Гомеля на запад в его черту вошли пригородные деревни (Мильча, Лещинец, Павлово и другие).

Рождение нового района

Гомель рос, и с этим нуж­но было что-то делать. В 1973 году Верховный Совет Бело­русской ССР принял реше­ние образовать новый район — Советский. К тому момен­ту здесь проживало уже бо­лее 100 тыс. человек, распо­лагалось два десятка крупных предприятий. В их числе — уже упомянутый Гомельский химзавод, «Центролит», заво­ды торгового оборудования, пусковых двигателей, санте­хоборудования, электромеха­нический, фабрики «Красная звезда» и «Прогресс», авто­бусный и таксомоторный пар­ки, троллейбусный парк №2 и другие предприятия. Кроме того, в намечающемся Совет­ском районе уже работал за­очный факультет Московско­го кооперативного институ­та, который в 1975 году был преобразован в Гомельский филиал, два профтехучи­лища и два кинотеатра — «Октябрь» и «Ракета».

Общежития на улице Владимирова, 1972 год.

Гомельский химический завод в 1974 году.

В 1974 году на капиталь­ное строительство ново­го района было направле­но 66 млн полновесных со­ветских рублей.

Новострой­ки, как мы помним, появля­лись стремительно быстро. Но кроме жилья, деньги вы­делялись и на строитель­ство магазинов, детских са­дов, школ, поликлиник и дру­гих социальных объектов. Кстати, кроме целевых де­нег вкладывались и средства предприятий — радиозавода, «Центролита», вагоностро­ительного завода и других. Важным для нового района Гомеля стало строительство в 1974 году Дворца культуры и спорта химического завода (сейчас — Дворец культуры «Фестивальный»). Кто его построил, понятно из старого названия.

ДК «Фестивальный», 1980-е.

Взятые ещё на старте вы­сокие темпы развития Совет­ский район продолжал дер­жать и в дальнейшем. Отмен­ным благоустройством отли­чается и сейчас. Здесь рабо­тают десятки промышлен­ных объектов и готовят ква­лифицированных специали­стов четыре вуза. Так, как и хотели наши родители.

belkagomel.by. Фото: из архива редакции и соцсетей Александра Веснина

Сейчас читают:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights