От строгих церемоний XIX века и раздельных балов до танцевальных марафонов под открытым небом и встреч рассвета на новом мосту через Сож – история выпускных в Гомеле показывает, как менялись традиции, мода и настроение целых поколений. «Белка» приглашает вас поностальгировать и вспомнить лучшие моменты этих незабываемых вечеров.
XIX век
Первая классическая гимназия в Гомеле была основана в 1877 году, однако точная дата проведения первого выпускного вечера в городе неизвестна. Обучение в гимназии длилось 7–8 лет и завершалось торжественной церемонией. Выпускникам вручали аттестаты, директор и преподаватели произносили напутствия, а затем проходил праздничный банкет.
Особенностью того времени было раздельное обучение юношей и девушек. Возможно, именно поэтому танцевальный формат не был распространен. По крайней мере, упоминаний о выпускных вечерах в местных газетах мы не нашли. При этом «Гомельская копейка» всегда подробно фиксировала городские балы. Не исключаем, что педагогическое руководство считало танцы излишними для своих воспитанников, сосредоточив их внимание на учебе и экзаменах.
Сохранилась лишь немногочисленная статистика о выпускных экзаменах. Так, в июне 1911 года «Гомельская копейка» сообщала, что в мужской государственной гимназии, здание которой ныне занимает корпус БелГУТа на улице Кирова, экзамены завершились с 27 выпускниками, из которых 6 получили золотые медали. В частной гимназии доктора Ратнера в том же году выпускников было чуть меньше — 24. Здание гимназии не сохранилось, на его месте – на улице Советской, 36 – после войны построили жилой дом.
После Октябрьской революции 1917 года и до середины 1930-х годов выпускные вечера проходили в форме торжественных линеек, на которых директор школы вручал аттестаты. Впоследствии выпускные стали сопровождаться танцевальными вечерами.
1940-е
Во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы о праздничных вечерах можно было только мечтать. В школах наряду с обычными предметами серьезно изучали военное дело. Как сообщала «Гомельская правда», в июне 1944 года пятиклассники не просто уверенно отвечали на экзаменах, но и демонстрировали отличные навыки обращения с винтовкой и строевой подготовки.
Многие фронтовики, не успевшие получить аттестаты во время войны, возвращались в школы, чтобы завершить обучение. Именно тогда возродилась традиция прощания со школой в праздничной обстановке. Несмотря на трудности, выпускницы старались нарядиться для танцев: в моду вошли кружевные воротнички с рюшами, которые девочки пришивали к своим платьям сами.
В этот период вместе с аттестатом выпускники стали получать памятные листы из плотного картона с фотографиями всех учителей и преподавателей – первые школьные альбомы, которые сегодня неизменно сопровождают выпускные не только 11-х, но и 9-х и даже 4-х классов.
Кроме танцев, у выпускников было еще одно любимое развлечение – капустники. Ребята ставили юмористические сценки и отрывки из пьес собственного сочинения. Появились и так называемые «сладкие столы»: пирожки, печенье и газировка радовали участников праздника, при этом алкоголь строго запрещался.
Любопытно, что характеристики, необходимые каждому комсомольцу, школа выдавала только на следующее утро после выпускного. Видимо, это был дополнительный стимул для ребят вести себя достойно и сдержанно даже в самый торжественный вечер.
1950-е
Владимир Коребин окончил гомельскую школу №15 в 1956 году. Она располагалась в здании бывшей семинарии на берегу Сожа (ныне – корпус медуниверситета). В школу ходили и дети работников Гомельского обкома Коммунистической партии, которые проживали в соседнем доме на Пушкина, 28.
Владимир Тимофеевич вспоминает: «Все мы в те послевоенные годы жили очень скромно. Например, мой товарищ, увлекавшийся борьбой, для тренировок принес во двор колеса от вагонетки. Ребята из нашего дома использовали эти железяки как снаряды. Лишь позже, когда я накопил деньги, смог купить хорошие гантели и с удовольствием занимался каждое утро».
По словам старожила Гомеля, на выпускной вечер его одноклассницы пришли в основном в перекроенных по моде платьях своих мам и бабушек. Он же надел старый костюм отца, который был ему немного велик.
«Но тогда никто не обращал внимания на такие недочеты в одежде – все понимали трудности, с которыми страна столкнулась в период восстановления после страшной войны. Кстати, дети работников обкома ничем не выделялись среди других учеников, вели себя скромно и просто, – делает важное уточнение Владимир Коребин. – Столы на выпускной не накрывали, но были танцы – мы исполняли танго, вальс и другие классические композиции. После вечера большой дружной компанией шли гулять в центральный парк».
1960-е
Выпускница гомельской школы №3 Тамара Дмитриева вспоминает 60-е годы как время молодежных протестов на Западе против войны во Вьетнаме, расцвета движения хиппи и других социальных изменений. На выпускном экзамене она писала сочинение на тему: «Выбор советской и западной молодежи: в чем различия?» Гомельская старшеклассница в своей работе отметила, что перед выпускниками советских школ открыты все дороги. «Так и было», – до сих пор уверена Тамара Валерьевна.
Выпускной в третьей школе образца 1969 года состоял из двух частей: сначала в актовом зале вручили аттестаты зрелости, затем все переместились в спортзал, где уже стояли празднично накрытые столы. Угощения – бутерброды, конфеты и домашнюю выпечку – организовали родители выпускников. Из спиртного на столах было шампанское, но, по словам Тамары Дмитриевой, одноклассники умудрились за углом школы выпить и портвейн.
«Все девушки были в белых мини-платьях, сшитых в ателье. Мальчики – в костюмах, светлых рубашках и черных галстуках. Мы гуляли до утра, слушали песни Высоцкого, которые исполнял школьный ВИА, и танцевали твист – как раз в то время вышла «Кавказская пленница», где Моргунов учил советских граждан этому танцу, топча окурки», – смеется Тамара Валерьевна.
В городе в те годы зарождалась новая традиция: встречать рассвет на пешеходном мосту через Сож. Официально его открыли в 1970 году, но безопасно ходить по нему можно было и раньше.
«Был четвертый час ночи. Все три класса шли по проезжей части улицы Барыкина, взявшись за руки. И ни одной машины! Мы чувствовали себя хозяевами города, — с восторгом вспоминает о событиях полувековой давности Дмитриева. – На обратном пути у меня и многих одноклассниц возникли проблемы – новые туфли ужасно натерли ноги. Мы сняли их и возвращались домой босиком».
После школы Тамара Валерьевна поступила в Минский политехнический институт и выучилась на архитектора. Долгие годы работала по профессии. Именно она придумала знаменитые бетонные яблоки для Советского района Гомеля.
1970-е
Александр Снитко окончил гомельскую школу №25 в 1973 году. Интересно, как их класс «готовился» к экзаменам: вместе ездили на центральный пляж, загорали, купались, немного флиртовали, а в перерывах пытались что-то учить.
И вот экзамены позади, и все собрались на выпускной вечер.
«Было очень жарко, и я буквально изнывал в новом костюме, купленном родителями. Костюмы я принципиально не признавал, всегда старался ходить в легкой куртке или рубашке. Но не надеть обновку не мог — мне в тот вечер вручали грамоту за отличные успехи по истории и обществоведению. Надо было не подвести учительницу и выглядеть солидно. Снять ненавистный пиджак удалось только на неофициальной части, когда мы всем классом отправились праздновать выпускной в частный дом одноклассницы».
По воспоминаниям Александра, в цветущем яблоневом саду девчонки накрыли большой стол, приготовив множество салатов и разных блюд. Играл бобинный магнитофон с записью кумира всех девушек того времени – Ободзинского. Молодежь 70-х, конечно, помнит «Эти глаза напротив…» и другие хиты.
«Многие одноклассницы уже были в мини-юбках, мода на которые только начинала проникать к нам из Западной Европы. Все девчонки у нас были толковыми и красивыми, но самой-самой – Валечка Гончарова. Она пришла к нам в старших классах и притягивала своим очарованием пацанов как магнит. Два разгоряченных парня даже выскочили из-за нее «по разам», но их разняли. Ближе к утру все дружно отправились пешком по знакомому каждому выпускнику того времени маршруту – встречать рассвет в центральном парке имени Луначарского».
1980-е
Гомельчанин Дмитрий Писковский — выпускник школы №8. Хорошо запомнил, как в 1983 году многие парни пришли на выпускной в одинаковых новых костюмах фабрики «Коминтерн», а девочки сшили нарядные платья в ателье. Концерт был полностью самодеятельным — Дмитрий тоже участвовал, пел на сцене под гитару.
На столах, которые родители накрыли вскладчину, были заварные пирожные, песочные полоски, грильяжные конфеты, а из напитков – лимонады «Дюшес» и «Буратино».
«Конечно, некоторые решили отметить прощание со школой по-взрослому. Заранее купили несколько бутылок вина «Лидия» и докторскую колбасу, спрятали всё это в кустах возле школы. Пока шло торжественное собрание, на котором директор Светлана Кучинская желала выпускникам уверенно вступить во взрослую жизнь, «нычку» нашли уличные коты и съели всю закуску», – смеется, вспоминая эту историю, Дмитрий.
Правда, тогда было не до смеха. Перед танцами ребята выпили для храбрости и, не закусив, пришли на дискотеку.
«Один из наших одноклассников так разошелся, выплясывая под популярную тогда итальянскую песню «Мама Мария», что с грохотом рухнул на пол и привлек внимание всех участников вечера. Мы сначала испугались, но стоявшие в сторонке родители сделали вид, что ничего не заметили».
Кстати, на школьных дискотеках тогда запрещали крутить песню немецкой группы «Чингизхан» Moskau из-за якобы скрытого в тексте послания «забросать Москву бомбами». Хотя на самом деле в дословном переводе никаких подобных призывов в песне не было.
После танцевального вечера многие одноклассники пошли в парк на пешеходный мост встречать рассвет.
«У меня лично до рассвета дело не дошло – в девять утра нужно было снова быть в школе, чтобы ехать в Чечерский район на уборку льна (на фото). Как говорили тогда, советская молодежь должна была сочетать учебу, труд и культурный отдых».
belkagomel.by. Фото из архива Александра Веснина, sb.by и открытых источников
Сейчас читают:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram