На балу и в новой гостинице. Как в Гомеле отмечали Новый год 100 лет назад

В начале ХХ века жители Гомеля старались встретить Новый год шумно и весело. Наплыв публики наблюдался не только в ресторанах, но и в городских клубах, где устраивались встречи «по интересной программе» и даже костюмированные балы. «Белка» проанализировала сообщения прессы того времени и узнала, кто организовывал новогодние вечеринки и как развлекали гостей.

Сначала пост и молитвы

В то время католики и православные праздновали Рождество Христово в один день – 25 декабря. Народ готовился к важному церковному празднику с особой набожностью. Постились и молились абсолютно все слои общества – от бедняков до дворянства. Оттого в декабрьских номерах 1912 года «Гомельской копейки» не встретишь традиционных объявлений о продаже мяса.

Рождественский пост влиял и на формирование культурного досуга. Все массовые развлекательные мероприятия начинались только после 25 декабря. Об этом можно судить по театральной и киноафише, анонсам будущих празднеств, главное из которых – новогодний бал-маскарад в городском клубе (предположительно, он находился в районе Артемовского спуска).

В том же номере за 25 декабря был опубликован следующий текст: «Тысяча девятьсот одиннадцать лет отделяют нас от того дня, когда на землю сошел Господь, чтобы возвестить миру любовь к ближним, чтобы сказать нам, что все люди – братья, чтобы жизнь земную отдать нам и чрез свои страдания положить конец нашим страданиям. Но этот великий пример беззаветной любви к ближним, эта великая жертва была принесена, а люди, сознавая умом необходимость жить по его заветам, душою остаются такими, какими их застал Господь, сойдя на землю. И теперь в кровопролитных войнах льется человеческая кровь. И теперь люди погрязли в болотах порока… Посмотрите, может быть в этот самый момент, когда мы радостно празднуем Рождество, в далекой Африке льется кровь…»

Скорее всего, эти строчки написал редактор «Гомельской копейки» Артур Миляев, прадедушка известного советского и российского барда Александра Розенбаума. Очевидно, автор имел в виду колониальные войны, что Испания и Италия вели в то время в Марокко и Ливии. До начала Первой мировой войны оставалось менее двух лет…

25 декабря был официальным выходным для всех. Дни после Рождества вплоть до Нового года объявлялись выходными для служащих гомельских банков и учреждений. 31 декабря банки открывались только на два часа.

Гомельские и ветковские старообрядцы, точнее – наиболее религиозные среди них, введенный Петром I Новый год не праздновали. Ограничивались тем, что отмечали 1 января День святителя Василия.

Веселье со смыслом

С приближением Нового года в различных заведениях Гомеля начинались увеселительные вечера. Со своими правилами и бюджетами для разных сословий и социальных групп.

Так, 31 декабря музыкально-драматическое общество устраивало встречу Нового года в помещении «Дешевой столовой» (официальное название заведения). В этот же вечер в коммерческом клубе проходила встреча «по интересной программе» с участием итальянской певицы Маротани. Как видим, итальянская музыка была популярна на наших новогодних праздниках задолго до фестиваля в Сан-Ремо.

Рядовые гомельчане отмечали Новый год дома или ходили в гости к родственникам. Забивали к «морозам» кабанчика, готовили окорока, один из них запекали в тесте. На праздничный стол подавали и буженину, и холодную телятину. Пироги пекли с маком, вареньем, медом и кашей. Традиционно столы на Новый год и Рождество было принято делать обильными – простые люди то ли за весь год отъедались, то ли наедались впрок.

А 2 января 1912 года городской клуб принимал участников активно анонсируемого в местной прессе бала-маскарада. Все желающие посетить его платили небольшой денежный взнос. Опять же, из «Гомельской копейки» узнаем, что мероприятие проводилось «в китайском вкусе». Даже охрана была «китайской». История умалчивает, кем были эти секьюрити – монахами из Шаолиня или суровыми маньчжурскими воинами. Впрочем, можно предположить, что их роли примерили на себя простые гомельские парни из Монастырька или Залинии. А облачил их в костюмы местный «Юдашкин». Кстати говоря, портной по фамилии Юдашкин действительно жил в Гомеле.

На костюмированном балу играли сразу два оркестра и разыгрывалось столько же призовых жетонов. Один – самой красивой посетительнице вечера, другой – обладательнице лучшего вечернего туалета. Кто и сколько набрал голосов, не сообщается. Зато двумя годами ранее сразу две участницы получили по 48 голосов в борьбе за звание первой красавицы Гомеля – госпожа М.М. Рихтерман и госпожа Шанович. «Мисс Гомель» стала Шанович из семьи крупных гомельских купцов и строительных подрядчиков.

Всем желающим на таких балах предлагались карточные игры и лото, а также неизменное новогоднее шампанское. Выручка от бала-маскарада направлялась на нужды вольно-пожарного общества. Напомним, огнеборцы того времени ­– это по сути волонтеры, пожарная охрана города существовала на добровольные пожертвования.

Новый год – новый объект

В первый день 1912 года в Гомеле на углу Румянцевской и Мясницкой открылась новая гостиница «Савой». Видимо, традиция приурочивать запуск важных объектов к праздникам бытовала уже тогда. Ныне на этом месте стоит «Старый универмаг».

«Савой» принадлежал уже упомянутым коммерсантам – братьям Шановичам. При гостинице открылись парикмахерская, синематограф и множество магазинов на первом этаже. Тем не менее в газетном сообщении о новом объекте акцент сделан на «роскошно обставленных номерах с электрическим освещением, паровым отоплением и бельем». Стоимость номера начиналась от одного рубля. Но такие цены не должны вводить в заблуждение – средняя зарплата рабочего и служащего по Гомелю в начале XX века колебалась в пределах 10-20 рублей.

Кстати, коммерческий клуб, где проходили многие городские праздники для взрослой публики, накануне Нового 1912 года торжественно переехал в этот самый дом братьев Шановичей. Не забывали тут и про необходимость развлекать детей. Так, 6 января в коммерческом клубе был организован новогодний утренник для юных гомельчан из зажиточных семей. Правда, утренником его назвать сложно – ребятишки отмечали Новый год до десяти часов вечера.

Детям из малоимущих семей тоже устраивали праздники. Деньги на их организацию давали княгиня Ирина Паскевич, влиятельное, как мы уже убедились, вольно-пожарное общество и другие гомельские общества. Например, накануне Нового года христианское общество помощи бедным организовало лотерею-аллегри – в пользу нуждающихся. Одновременно в Гомеле, судя по газетным объявлениям, проводился сбор средств для голодающих.

Традицию в канун Нового года ездить друг к другу с поздравительными визитами тоже направили в благотворительное русло. В городском клубе для зажиточных гомельчан организовали взаимные поздравления. Взнос за участие составлял 1 рубль 50 копеек, вырученные средства направлялись детским приютам.

Ночь на кладбище

На страницах газеты в те дни нашлось место и трогательной новогодней истории. Стиль изложения заметно отличается от соседних заметок. Автор этюда «Митина елка» подписался псевдонимом «Мих. Хмурый».

Эта история рассказана от имени извозчика Ивана. Праздничным вечером его нанял некий барин, вышедший с покупками из большого магазина. На вопрос «Куда прикажете?», седок неопределенно махнул рукой в сторону кладбища за городской тюрьмой (вероятно, речь идет о Крестьянском кладбище, ныне Студенческий сквер на улице Советской). Барин вышел из саней и велел ждать.

Падал снег, прошел час, а клиента все не было. Иван набрался храбрости и пошел на кладбище. Завернув за угол церкви (православный храм Рождества Богородицы, ныне – костел Рождества Девы Марии), извозчик оцепенел от увиденного и перекрестился.

Барин без шубы и шапки стоял на коленях перед елкой на могиле. И бормотал, словно впал в забытье: «Мой милый мальчик, посмотри, какую елку я тебе зажег…» На детской могилке он разложил новогодние игрушки – Деда Мороза, ангелов, зверушек, золотистых бабочек. Китайский болванчик забавно качал головой. Лишь под утро безутешный отец ушел с кладбища…

А еще накануне 1912 года в Гомеле был сильнейший гололед, прохожие падали «почти ежеминутно» и через местную прессу просили городские власти посыпать тротуары песком несколько раз в день. Знакомый инфоповод, согласитесь.

belkagomel.by. Фото на превью: Вячеслав Коломиец

Сейчас читают:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights