Говорят, чтобы полюбить чтение, нужно найти свою книгу. Мы решили узнать, как это правило работает на примере творческих, образованных, интересных и просто очень начитанных гомельчан. Сегодня заглянули в гости к учёному секретарю Гомельской областной универсальной библиотеки Юрию Максименко, чтобы спросить, какая книга больше всего повлияла на его жизнь. И совсем не удивились, когда разговор зашёл о романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Итак, время читать.
— Юрий Иванович, когда вы впервые прочли роман? Помните свои впечатления?
— Роман с романом «Мастер и Маргарита» начался у меня задолго до того, как я взял его в руки. Было это, когда служил в армии в строительных войсках. Наша часть располагалась в городе Энгельсе Саратовской области. Курс молодого бойца вёл замполит, который постоянно рассказывал о неизвестном тогда романе писателя по фамилии Булгаков. Причём он настолько интересно и артистично передавал диалоги героев, что эта сцена до сих пор стоит у меня перед глазами. Тогда я не осознавал, а сейчас понимаю, что встретил человека, который сам безумно полюбил этот роман и влюбил в него большую часть нашего взвода.
Шёл 1983 год. Естественно, роман ещё не печатался. И только когда я уже учился в минском институте культуры в 1986 году, помню, среди студентов прошла весть: на станции метро «Площадь Ленина» продают роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Я рванул туда. Смотрю, от книжного киоска тянется длиннющая очередь. Выстоял, опоздал на пары. Кстати, в нагрузку к «Мастеру и Маргарите» нужно было купить ещё сборник стихотворений Мусы Джалиля «Моабитская тетрадь». Я две эти книги купил. «Мастера и Маргариту» прочитал взахлёб за один вечер. И это было первое произведение Булгакова, с которым я познакомился. Если не ошибаюсь, книга вышла в минском издательстве «Ураджай». Уже позже прочитал «Записки юного врача», «Жизнь господина де Мольера» и другую прозу Булгакова.
— Но любимым стал именно роман «Мастер и Маргарита».
— Не то чтобы любимым… Так сказать будет неправильно. Любимых произведений у меня много. Например, «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма, «Три товарища», «Триумфальная арка» Эриха Марии Ремарка. Да и у Булгакова больше всего, пожалуй, нравятся «Записки юного врача». Из-за большого смысла, заложенного в малой форме. И из-за филигранного русского языка. А вот роман «Мастер и Маргарита» повлиял на мою жизнь.
Сложно выразить словами, в чём именно это влияние проявляется. Но я чувствую, что книга во мне живёт и порой руководит поступками. Роман перечитывал много раз. Меня к нему просто тянет. Взгляд постоянно останавливается на книге, которая всегда лежит на самом видном месте. Видите, какие глаза у кота? Кстати, иллюстрации к этому подарочному изданию делал не профессиональный художник, а известный математик, автор (вместе с Глебом Носовским) «Новой хронологии» Анатолий Фоменко.
— Знаю, что в «ленинке» постоянно проходят мероприятия, связанные с булгаковской прозой и, в частности, романом, о котором мы сегодня говорим. Признавайтесь, вы приложили к этому руку?
— Признаюсь. В 2013 году, когда мы готовились к первой библионочи, мне поручили сыграть Воланда. Согласился, хотя колебался. Большинство актёров люди суеверные. У них есть свои табу, внутренние запреты. А это всё-таки персонаж неоднозначный, вроде как символизирует отрицательные силы. Так что я решил — буду играть, но не впущу героя глубоко в сердце. Мне потом говорили: уж очень добрый Воланд у вас получился.
Ещё я сам играю в народном театре «Грачи», который работает при библиотеке. Там мы ставили пьесу по мотивам произведений Булгакова, где я играл и Мастера, и самого писателя. Тогда я для себя решил, что роль — это костюм. На какое-то время, пока идёт спектакль, я его надеваю, а потом снимаю и снова становлюсь собой. Если не делать такой установки, можно стать заложником своего амплуа.
Кстати, сейчас у нас проходит литературный конкурс, посвящённый 50-летию выхода в свет романа «Мастер и Маргарита» и 125-летию со дня рождения Михаила Булгакова. Конкурс оказался очень востребованным. Присылают свои произведения не только гомельчане, но и жители других стран.
— Сейчас среди молодёжи есть сторонники такого взгляда на роман, будто он относится к беллетристике, развлекает читателя, а искать особого смысла там не стоит. Мол, слишком преувеличивают поклонники его значение для литературы…
— Это точно не развлекательное чтиво. Но, может, и хорошо, что молодёжь так считает. Если начать глубоко там копаться… Хотя, когда первый раз читаешь, сначала привлекает именно антураж. Написанное настолько будит воображение, что начинает жить у тебя в голове. Поэтому «Мастер и Маргарита» в определённой степени «вредная» книга. Ведь главный герой романа — дьявол. И он там привлекателен. А неопытные молодые люди могут, не увидев сути, неправильно воспринять происходящее. Согласитесь, Воланд — сильный и харизматичный персонаж. Он может понравиться. Слово всегда проникает в подсознание и отражается на нас. Так что пусть лучше подростки думают, что это такое старинное фентези (улыбается).
Если серьёзно, в книге много философии, глубины, иронии, художественное слово здесь высочайшего уровня. Но умение расставлять при прочтении критические акценты, правильно интерпретировать, видеть идею приходит с опытом.
— Кстати, о фентези. Сегодня очень популярны всякие мистические книги и сериалы, где героями выступают мифологические и библейские персонажи. Как считаете, не стал ли роман Булгакова предвестником этого явления?
— Вряд ли это началось с Булгакова. «Демоническая» тема очень популярна в современной литературе, да и раньше ей уделяли немало внимания. Я читал книгу Михаила Воробьёва «Бумагия. Михаил Булгаков и другие неизвестные». Так вот, среди других неизвестных — Гёте, По, Горький, Есенин, Ницше, Юнг, Блаватская, Лютер… Автор говорит о демонизации литературы. Прослеживает, какое влияние эта сущность оказывает на мировую литературу. Помните: если долго вглядываться в бездну, бездна начнёт вглядываться в тебя? История человечества — это как раз история вглядывания в бездну. Пожалуй, у Булгакова в «Мастере и Маргарите» очень тонко переданы эти ощущения и мотивы.
Что касается нашего времени, действительно, мифологические сюжеты стали архипопулярны в кинематографе и литературе. На них огромный спрос — от глубокой мировой классики вроде Гёте, Булгакова до вампирских сериалов. А сводится в сущности всё к одному главному мотиву — борьбе добра со злом.
Но в серьёзной прозе, а роман Булгакова я отношу именно к таковой, есть глубина мысли. В современных мистических произведениях и сериалах помимо увлекательного сюжета и красивой картинки ничего нет. Они не заставляют думать, а только щекочут нервы.
— «Мастера и Маргариту» несколько раз экранизировали. Какая, на ваш взгляд, самая удачная экранизация?
— Роман очень кинематографичен. В воображении сразу рисуются яркие картины. Экранизаций немало, в том числе зарубежных. Я смотрел Бортко и Кары. Фильм Юрия Кары был снят в перестроечные годы, но так до широкого зрителя и не дошёл. Сейчас его можно найти в Интернете. Там очень жуткая, мрачная атмосфера. Наверное, на картине отразилось время, в которое она была снята. Так что мне больше понравился Бортко.
Что касается экранизаций в целом, они обычно проигрывают книге. Я знаю только одну, которая получилась удачнее — это сериал «Игра престолов». Хотя он очень кровавый, более жестокий, чем книга. Вообще в современном кино много безыдейности и антидуховности. Как от этого влияния спастись? Нужно читать больше хороших книг.
— Наверное, каждый, кто читает книгу, представляет себя на месте главного героя и проживает вместе с ним его жизнь. В «Мастере и Маргарите» сильных героев несколько. И мы уже выяснили, что Воландом вы быть не хотите. Тогда кто вы в романе?
— Себя я ассоциирую с Мастером. Хотя у него и незавидная судьба из-за его романов о Понтии Пилате. Здесь мы снова возвращаемся к теме влияния книги на судьбу человека. Не только читателя. В первую очередь она накладывает отпечаток на самого писателя. Мне эта тема очень близка, потому что я тоже пишу стихи, пьесы и прозу. Их можно прочитать на моей страничке на портале Проза.ру. Правда, там я «скрываюсь» под именем Саша Снежко (proza.ru/avtor/ jurym).
— О чём, по-вашему, роман?
— Он о том, что, какая бы ни была вокруг жизнь, какие бы тебе ни встречались люди — плохие, хорошие, несмотря на все стихии — физические, духовные, человек должен творить добро. Самое главное, чтобы он нёс в себе свет. Но для меня очень странно заканчивается роман. Для Мастера и Маргариты просят свет, а им говорят, что света они не достойны, только покоя. Если бы я решал судьбу героев, я бы дал им то, что они хотят. Потому что всеми их поступками движет настоящая любовь. Маргарита готова на всё ради Мастера, даже пожертвовать своей душой. Мастер тоже человек, несущий добро.
— Как вы считаете, в каком возрасте нужно читать роман «Мастер и Маргарита»?
— Лет в 25, когда есть определённый жизненный багаж и сложилось мировоззрение. Когда читаешь такое произведение лет в 16-17, многого ещё не понимаешь. Хотя этот роман можно много раз перечитывать и каждый раз находить что-то новое. А есть книги, которые лучше прочесть в юности и там оставить. Я вот недавно хотел перечитать Жюля Верна, но на третьей странице понял, что не могу. Лучше не портить впечатление, которое когда-то получил.
— Ну а свою первую книгу вы запомнили?
— Их было две. Я даже помню иллюстрации. Это «Рак-вусач» Якуба Коласа и «Волшебник изумрудного города» Александра Волкова. Может быть, я что-то ещё раньше читал, но запомнились именно эти книги. Я был тогда в 3-м классе. Дети моего возраста обычно играли в магазин или больницу. А я брал альбомные листы, складывал пополам и писал на них авторов, названия книг. Это была моя воображаемая библиотека. Сам я родом из села. Дома у нас было не очень много книг. Но, как ни странно, их привозили в сельский магазин вместе с продуктами. Кто-то выстаивал очередь за хлебом, а я — за книгами.
Из детства осталось одно очень яркое воспоминание. Зимний вечер. Я бегу по заснеженной улице к дому культуры, где находится сельская библиотека. Чтобы взять книгу. Ещё издалека видно, горит там свет или нет. Я расстраиваюсь, когда вижу, что света нет. А если библиотека открыта, беру книгу, бегу скорее домой, залезаю на тёплую печку и долго-долго читаю…
Автор: Елена Чернобаева. Фото: Мария Амелина
Читайте также:
«Время читать» с Леонидом Климовичем. Разговор о советской фантастике
Время читать с архимандритом Саввой. «Хоббиты – прозаические существа, и это очень по-христиански»
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram