«Время читать» с Юрием Максименко. Роман с романом «Мастер и Маргарита» начался задолго до его прочтения

Говорят, чтобы полюбить чтение, нужно найти свою книгу. Мы реши­ли узнать, как это правило работает на примере творческих, образованных, интересных и просто очень начитанных гомельчан. Сегодня заглянули в гости к учёному секретарю Гомельской област­ной универсальной библиотеки Юрию Максименко, чтобы спросить, какая книга больше всего повлияла на его жизнь. И совсем не удивил­ись, когда разговор зашёл о романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Итак, время читать.

— Юрий Иванович, когда вы впер­вые прочли роман? Помните свои впе­чатления?

— Роман с романом «Мастер и Марга­рита» начался у меня задолго до того, как я взял его в руки. Было это, когда служил в армии в строительных войсках. Наша часть располагалась в городе Энгель­се Саратовской области. Курс молодо­го бойца вёл замполит, который посто­янно рассказывал о неизвестном тогда романе писателя по фамилии Булгаков. Причём он настолько интересно и арти­стично передавал диалоги героев, что эта сцена до сих пор стоит у меня перед глазами. Тогда я не осознавал, а сейчас понимаю, что встретил человека, кото­рый сам безумно полюбил этот роман и влюбил в него большую часть наше­го взвода.

Шёл 1983 год. Естественно, роман ещё не печатался. И только когда я уже учился в минском институте культу­ры в 1986 году, помню, среди студентов прошла весть: на станции метро «Пло­щадь Ленина» продают роман Михаи­ла Булгакова «Мастер и Маргарита». Я рванул туда. Смотрю, от книжного кио­ска тянется длиннющая очередь. Высто­ял, опоздал на пары. Кстати, в нагрузку к «Мастеру и Маргарите» нужно было купить ещё сборник стихотворений Мусы Джалиля «Моабитская тетрадь». Я две эти книги купил. «Мастера и Мар­гариту» прочитал взахлёб за один вечер. И это было первое произведение Булга­кова, с которым я познакомился. Если не ошибаюсь, книга вышла в минском изда­тельстве «Ураджай». Уже позже про­читал «Записки юного врача», «Жизнь господина де Мольера» и другую про­зу Булгакова.

— Но любимым стал именно роман «Мастер и Маргарита».

— Не то чтобы любимым… Так ска­зать будет неправильно. Любимых про­изведений у меня много. Например, «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма, «Три товарища», «Триумфальная арка» Эриха Марии Ремарка. Да и у Бул­гакова больше всего, пожалуй, нравятся «Записки юного врача». Из-за большо­го смысла, заложенного в малой форме. И из-за филигранного русского языка. А вот роман «Мастер и Маргарита» повли­ял на мою жизнь.

Сложно выразить сло­вами, в чём именно это влияние прояв­ляется. Но я чувствую, что книга во мне живёт и порой руководит поступками. Роман перечитывал много раз. Меня к нему просто тянет. Взгляд постоянно останавливается на книге, которая всегда лежит на самом видном месте. Видите, какие глаза у кота? Кстати, иллюстрации к этому подарочному изданию делал не профессиональный художник, а извест­ный математик, автор (вместе с Глебом Носовским) «Новой хронологии» Ана­толий Фоменко.

— Знаю, что в «ленинке» постоян­но проходят мероприятия, связанные с булгаковской прозой и, в частности, романом, о котором мы сегодня гово­рим. Признавайтесь, вы приложили к этому руку?

— Признаюсь. В 2013 году, когда мы готовились к первой библионочи, мне поручили сыграть Воланда. Согласил­ся, хотя колебался. Большинство актёров люди суеверные. У них есть свои табу, внутренние запреты. А это всё-таки пер­сонаж неоднозначный, вроде как сим­волизирует отрицательные силы. Так что я решил — буду играть, но не впу­щу героя глубоко в сердце. Мне потом говорили: уж очень добрый Воланд у вас получился.

Ещё я сам играю в народном театре «Грачи», который работает при библио­теке. Там мы ставили пьесу по мотивам произведений Булгакова, где я играл и Мастера, и самого писателя. Тогда я для себя решил, что роль — это костюм. На какое-то время, пока идёт спектакль, я его надеваю, а потом снимаю и снова становлюсь собой. Если не делать такой установки, можно стать заложником сво­его амплуа.

Кстати, сейчас у нас проходит литера­турный конкурс, посвящённый 50-летию выхода в свет романа «Мастер и Мар­гарита» и 125-летию со дня рождения Михаила Булгакова. Конкурс оказался очень востребованным. Присылают свои произведения не только гомельчане, но и жители других стран.

— Сейчас среди молодёжи есть сто­ронники такого взгляда на роман, буд­то он относится к беллетристике, раз­влекает читателя, а искать особого смысла там не стоит. Мол, слишком преувеличивают поклонники его зна­чение для литературы…

— Это точно не развлекательное чтиво. Но, может, и хорошо, что моло­дёжь так считает. Если начать глубоко там копаться… Хотя, когда первый раз читаешь, сначала привлекает именно антураж. Написанное настолько будит воображение, что начинает жить у тебя в голове. Поэтому «Мастер и Марга­рита» в определённой степени «вред­ная» книга. Ведь главный герой рома­на — дьявол. И он там привлекателен. А неопытные молодые люди могут, не увидев сути, неправильно воспринять происходящее. Согласитесь, Воланд — сильный и харизматичный персонаж. Он может понравиться. Слово всегда проникает в подсознание и отражается на нас. Так что пусть лучше подростки думают, что это такое старинное фенте­зи (улыбается).

Если серьёзно, в книге много фило­софии, глубины, иронии, художествен­ное слово здесь высочайшего уров­ня. Но умение расставлять при прочте­нии критические акценты, правильно интерпретировать, видеть идею прихо­дит с опытом.

— Кстати, о фентези. Сегодня очень популярны всякие мистические кни­ги и сериалы, где героями выступа­ют мифологические и библейские персонажи. Как считаете, не стал ли роман Булгакова предвестником это­го явления?

— Вряд ли это началось с Булгакова. «Демоническая» тема очень популярна в современной литературе, да и раньше ей уделяли немало внимания. Я читал кни­гу Михаила Воробьёва «Бумагия. Миха­ил Булгаков и другие неизвестные». Так вот, среди других неизвестных — Гёте, По, Горький, Есенин, Ницше, Юнг, Бла­ватская, Лютер… Автор говорит о демо­низации литературы. Прослеживает, ка­кое влияние эта сущность оказывает на мировую литературу. Помните: если дол­го вглядываться в бездну, бездна начнёт вглядываться в тебя? История человече­ства — это как раз история вглядывания в бездну. Пожалуй, у Булгакова в «Ма­стере и Маргарите» очень тонко переда­ны эти ощущения и мотивы.

Что касается нашего времени, дей­ствительно, мифологические сюжеты стали архипопулярны в кинематографе и литературе. На них огромный спрос — от глубокой мировой классики вроде Гё­те, Булгакова до вампирских сериалов. А сводится в сущности всё к одному глав­ному мотиву — борьбе добра со злом.

Но в серьёзной прозе, а роман Булга­кова я отношу именно к таковой, есть глубина мысли. В современных мистиче­ских произведениях и сериалах помимо увлекательного сюжета и красивой кар­тинки ничего нет. Они не заставляют ду­мать, а только щекочут нервы.

— «Мастера и Маргариту» не­сколько раз экранизировали. Какая, на ваш взгляд, самая удачная экра­низация?

— Роман очень кинематографичен. В воображении сразу рисуются яркие кар­тины. Экранизаций немало, в том чис­ле зарубежных. Я смотрел Бортко и Ка­ры. Фильм Юрия Кары был снят в пере­строечные годы, но так до широкого зри­теля и не дошёл. Сейчас его можно най­ти в Интернете. Там очень жуткая, мрач­ная атмосфера. Наверное, на картине от­разилось время, в которое она была снята. Так что мне больше понравился Бортко.

Что касается экранизаций в целом, они обычно проигрывают книге. Я знаю только одну, которая получилась удач­нее — это сериал «Игра престолов». Хо­тя он очень кровавый, более жестокий, чем книга. Вообще в современном кино много безыдейности и антидуховности. Как от этого влияния спастись? Нужно читать больше хороших книг.

— Наверное, каждый, кто читает книгу, представляет себя на месте глав­ного героя и проживает вместе с ним его жизнь. В «Мастере и Маргарите» сильных героев несколько. И мы уже выяснили, что Воландом вы быть не хотите. Тогда кто вы в романе?

— Себя я ассоциирую с Мастером. Хо­тя у него и незавидная судьба из-за его ро­манов о Понтии Пилате. Здесь мы сно­ва возвращаемся к теме влияния книги на судьбу человека. Не только читателя. В первую очередь она накладывает от­печаток на самого писателя. Мне эта те­ма очень близка, потому что я тоже пи­шу стихи, пьесы и прозу. Их можно про­читать на моей страничке на портале Проза.ру. Правда, там я «скрываюсь» под именем Саша Снежко (proza.ru/avtor/ jurym).

— О чём, по-вашему, роман?

— Он о том, что, какая бы ни была вокруг жизнь, какие бы тебе ни встре­чались люди — плохие, хорошие, не­смотря на все стихии — физические, духовные, человек должен творить до­бро. Самое главное, чтобы он нёс в себе свет. Но для меня очень странно закан­чивается роман. Для Мастера и Марга­риты просят свет, а им говорят, что све­та они не достойны, только покоя. Ес­ли бы я решал судьбу героев, я бы дал им то, что они хотят. Потому что всеми их поступками движет настоящая лю­бовь. Маргарита готова на всё ради Ма­стера, даже пожертвовать своей душой. Мастер тоже человек, несущий добро.

— Как вы считаете, в каком воз­расте нужно читать роман «Мастер и Маргарита»?

— Лет в 25, когда есть определённый жизненный багаж и сложилось миро­воззрение. Когда читаешь такое произ­ведение лет в 16-17, многого ещё не по­нимаешь. Хотя этот роман можно мно­го раз перечитывать и каждый раз на­ходить что-то новое. А есть книги, ко­торые лучше прочесть в юности и там оставить. Я вот недавно хотел перечи­тать Жюля Верна, но на третьей страни­це понял, что не могу. Лучше не портить впечатление, которое когда-то получил.

— Ну а свою первую книгу вы за­помнили?

— Их было две. Я даже помню ил­люстрации. Это «Рак-вусач» Якуба Ко­ласа и «Волшебник изумрудного горо­да» Александра Волкова. Может быть, я что-то ещё раньше читал, но запомни­лись именно эти книги. Я был тогда в 3-м классе. Дети моего возраста обычно играли в магазин или больницу. А я брал альбомные листы, складывал пополам и писал на них авторов, названия книг. Это была моя воображаемая библиоте­ка. Сам я родом из села. Дома у нас было не очень много книг. Но, как ни стран­но, их привозили в сельский магазин вместе с продуктами. Кто-то выстаи­вал очередь за хлебом, а я — за книгами.

Из детства осталось одно очень яр­кое воспоминание. Зимний вечер. Я бе­гу по заснеженной улице к дому культу­ры, где находится сельская библиотека. Чтобы взять книгу. Ещё издалека вид­но, горит там свет или нет. Я расстраи­ваюсь, когда вижу, что света нет. А ес­ли библиотека открыта, беру книгу, бегу скорее домой, залезаю на тёплую печку и долго-долго читаю…

Автор: Елена Чернобаева. Фото: Мария Амелина

Читайте также:

«Время читать» с Леонидом Климовичем. Разговор о советской фантастике

Время читать с архимандритом Саввой. «Хоббиты – прозаические существа, и это очень по-христиански»

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights